Оригинал материала: https://3dnews.ru/578098

Cтратегия Anno 1404 – релаксация по-немецки

Жанр: стратегия
Издатель: Ubisoft
Издатель в России: "Новый Диск"
Разработчик: Related Designs
Официальный сайт: anno.uk.ubi.com/pc/
Минимальные требования: Pentium 4 3 ГГц/Athlon 64 3200+, 1024 Мб RAM, видеокарта GeForce 6800GT/Radeon X800XT со 128 Мб видеопамяти
Рекомендуемые требования: Intel Core 2 Duo E4600/Athlon 64 X2 4800+, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8600 GTS/Radeon Х2600 XT с 512 Мб видеопамяти
Дата выхода: 23 июня 2009 года
Возрастной ценз: от 7 лет
Прежде чем рассказывать об игре Anno 1404, следует уточнить одну очень важную деталь. Этот проект можно считать равноценной заменой нескольким десяткам нужных вещей, но только не обыкновенной игрой. Это сложная, многоуровневая, продуманная до невозможных мелочей экономическая стратегия, играть в которую с непривычки трудно. Хотя аргументы в пользу близкого знакомства весьма весомые: при должных условиях Anno 1404 идеально играет роль аквариума или камина. Пристальное наблюдение за копошащимися внизу человечками умиротворяет так же, как золотые рыбки или потрескивающие в огне поленья. Впрочем, сама Related Designs ожидает увидеть в кресле игрока в первую очередь знатока истории, готового потратить два часа на создание полотняной фабрики. И, судя по всему, немца. Серия Anno - локальное немецкое явление и настоящий национальный феномен одновременно. Хотя куда уместнее называть ее феноменом масштаба глобального: во всем мире на экономические стратегии уже давно смотрят с подозрением и явным недоумением. Кроме самой Германии, в них с удовольствием и в масштабах всей страны играют разве что в России. С этими обстоятельствами связаны и некоторые драматические подробности Anno 1404. Новый издатель - Ubisoft - запускает игру в США вообще с принципиально другим названием - Dawn of Discovery, максимально дистанцируясь от серии. Уловка, правда, весьма условная: немцы упорно не сдаются и каждый раз придумывают самую сложную экономическую модель на Земле. Завершить любую миссию быстрее, чем за три часа и без знания всей цепочки по производству панталонов (от поля со льном до ткацкой фабрики со всеми промежуточными этапами) по-прежнему невозможно. С другой стороны, в промышленном производстве панталонов отчетливо чувствуется своя романтика. Если вы, как и мы, тоже ощущаете странную потребность в выпуске средневекового исподнего и выжимке сидра, знайте, лучше психолога в этом случае справится только Anno 1404.

За стеклом

Anno 1404, на самом деле, хочется больше всего пожелать удачи. Пусть с новым названием немцы едва ли добьются настоящего мирового признания, но хотя бы выйдут за пределы узкоспециализированной известности. После десяти часов, полностью посвященных устройству какого-нибудь поселка, в голове остаются не столько экономические цепочки или примерные цены на древесину (хотя и они, конечно, тоже), сколько потрясающие виды собственного города. Причем, интереснее всего смотреть именно на ежедневную суету, толкотню и горожан, занятых своими делами. Предоставленная сама себе, Anno 1404 нужным образом функционирует и самостоятельно запускает сложные внутренние схемы и алгоритмы. На экране в это время очередные пьяницы вываливаются из кабака, крестьянки варят сидр, а работники каменоломни заканчивают утреннюю смену. Разнообразных событий вообще не счесть. Где-то рыбаки забрасывают сети, где-то - открывается новая лесопилка, а где-то по дороге спешит к рынку извозчик с тележкой. Anno 1404 удивительным образом гипнотизирует и мгновенно парализует. Самостоятельно выйти из игры через час или два, несмотря на данные себе обещания, невозможно в принципе. При этом секрет удивительного обаяния Anno пересказать практически невозможно. У ее главного конкурента - серии Settlers, тоже, кстати, немецкой - все, вроде бы, очевидно. В качестве главных действующих лиц там выступают милые человечки, похожие на гномов, снующие между пряничными домиками и нарисованными лесами с пушистыми зайчиками. Ну прямо слезы наворачиваются от умиления. У Related Designs все, наоборот, очень серьезно и предельно достоверно: исторически правильное средневековье во всех мельчайших деталях. Бедняки ютятся в грязных хибарах, рабочие гнут спины на каменоломнях и в шахтах, дровосеки пилят лес, в котором вчера еще бегали лани, крестьяне давят хмель в чанах, а самих крестьян порой давит вражеская кавалерия. Вполне обычная жизнь какого-нибудь поселка XV века на поверку оказывается неожиданно увлекательной и захватывающей. Еще удивительнее наблюдать за тем, как это среднестатистическое поселение позднего средневековья превращается в процветающий город. Деревянные хибары сменяют каменные дома для знати, производство все укрупняется, цепочки от сырья до готовой продукции удлиняются, а место маленькой церквушки, наконец, занимает огромный собор, ресурсы на который нужно копить часов пять реального времени. История про то, как вы колонизировали два острова и один архипелаг и выстроили на них три крупных города - это вообще отдельный повод для гордости. И все равно, обладая таким впечатляющим набором достижений лишь с визуальной точки зрения, эта игра удивительным образом умудряется выглядеть старомодной и неуклюжей. Например, она зачем-то информирует вас, какую часть уровня загружает (острова, моря или деревья) и вообще обнажает внутренние рычаги и механизмы. То есть оголяет те части любой игры, которые уже давно принято скрывать как можно глубже. С графикой тоже случилась небольшая осечка. При всем желании, Anno 1404 нельзя даже близко назвать технологичной. В меру красивая, она выглядит как хорошо нарисованная изометрическая стратегия, о третьем измерении напоминает только свободная камера. И такая внешность нисколько не соотносится с системными требованиями. Даже на современных конфигурациях приходится уменьшать настройки, а какие-то даже выключать.

Ликбез

На контрасте со скучными и серыми европейскими островами заметно выделяется Восток. Здесь, как и положено, простирается царство нестерпимо жгущего солнца, песков и величественных дворцов с ажурными башенками. Но в случае с Anno 1404 дело, конечно же, не ограничивается простой сменой архитектурных стилей и погодных условий - на восточных островах работает принципиально другая экономическая модель. Все игры серии до этого моделировали экономический уклад в Европе или Новом Свете, с приходом же на Восток правила кардинально изменились. Здесь приходится бороться за каждый клочок плодородной земли, а если ее нет - создавать самостоятельно. Прежде чем засеять какое-нибудь поле, нужно построить целую сеть ирригационных каналов, соединить ее с рекой и проверить конструкцию на прочность. Что уж говорить о различных ресурсах, слоях населения и категориях граждан - у стран Востока и Запада, по мнению Anno 1404, тысяча и одно кардинальное и важное отличие. Так даже интереснее - приходится постоянно держать в голове "культурные" различия и на каждом острове проводить принципиально иную политику. В то же время на место в вашей голове претендует еще тысяча всевозможных деталей, одинаково касающихся и европейцев, и заморских арабов. Пока в поселке всего несколько жилых домов, колонизаторы необитаемых островов скромно довольствуются рыбой, бутылкой сидра и проповедью в местной церкви. Но как только масштабы поселения увеличиваются, список потребностей плебса вырастает. Словно этого мало, появляется еще и городская знать, в правилах которой требовать совсем уж невозможных вещей. В какой-то момент в списке первой необходимости оказывается целый ворох предметов, и вам нужно достать их все. Заготовка дров, рыболовство и кустарная выжимка сидра постепенно разрастаются в настоящие производственные цепочки с десятком звеньев. Если вначале для выпуска, скажем, штанов достаточно конопляного поля (не подумайте, конопля используется только в качестве сырья) и домика швеи, то со временем список промежуточных этапов резко увеличивается. Для выплавки какого-нибудь молотка нужно построить шахту, доставить руду на склад, добыть из нее железо и только затем можно выковать нужное изделие. Ну а когда свои радикальные требования выдвигает знать, приходится вовсе вытягиваться перед ней в струнку и за десять минут запускать самые невероятные производства. Не забудьте помножить эти перипетии средневековой экономики на несколько колонизированных островов, и вы получите примерное представление о буднях в Anno 1404. Оставаться на одной территории в принципе нельзя - не хватает жизненно важных ресурсов, нужно как-то крутиться и распылять силы между остальными городами. Запускать торговые маршруты, менять камень на железо, а его - на финики, продавать излишки рыбы соседям и делать еще десять важных дел одновременно. Anno 1404 можно легко использовать вместо симулятора антикризисного менеджера.

Враг у ворот

Когда же у вашего причала вдруг появляются вражеские корабли, ритм этой игры становится совсем бешеным. Такой прыти нет, наверное, ни у одного другого экономического симулятора на планете. Вы спешно строите каменные стены, нанимаете собственную армию, отправляете ночные дозоры и вообще - полностью милитаризируете собственную экономику за десять минут реального времени. Боевые действия в Anno 1404 выглядят не как условная схватка двух копейщиков и мечников, а как настоящее военное столкновение. Корабли палят друг в друга, ломают мачты и топят противника в прибрежных водах, вражеские легионы идут на приступ, а натренированные ассасины устраивают резню в тылу. В такие моменты Anno 1404 держится с поразительной невозмутимостью. Вы можете сколько угодно суетиться, лихорадочно запускать новые цеха и выдавать в руки мечников оружие, но игра при этом останется понятной и простой. Вместо того чтобы раздражать и надоедать, вся эта возня с провизией, ресурсами и производственными цепочками невероятно успокаивает. Через пять часов вы неожиданно обнаружите, что нисколько не спешите и даже делаете нужные пометки в блокноте - не забыть купить специй и поменять козье молоко на железную руду. А еще через три сделаете перерыв на чашечку кофе, чтобы потом с новыми силами взяться за колонизацию арабских пустынь. Anno 1404 со страшной силой увлекает любого неравнодушного к истории и конструированию собственных городов человека. Яркие и многочисленные достоинства игры перекрывают все ее несерьезные недостатки. Наша оценка: 8/10
Графика Anno 1404 выглядит очень аккуратно и цельно - на каждом домике можно разглядеть множество необязательных деталей, резных узоров или витражей. Работу педантичных немцев можно смело использовать вместо справочника по архитектуре средневекового Востока и Европы.
Звук В Anno 1404 на слух можно отличить работу каменоломни от угольной шахты, а кузницы - от судовой верфи. Related Designs, кажется, воспроизвела все возможные звуки, которые только можно услышать в городе XV века.
Оригинальность Серия Anno хорошо знакома всем, кто хоть капельку неравнодушен к экономическим стратегиям. Каждая новая часть лишь улучшает достижения предыдущей.
Управление Интерфейс максимально подходит для решения каждой из тысячи важных задач. Буквально за несколько секунд здесь можно проверить состояние собственного города, выстроить торговый маршрут и собрать целый легион воинов.
Одиночная игра Быстро решать все прибывающие задачи, заботиться о собственных горожанах, собирать урожаи и открывать новую лесопилку, как показывает Anno 1404, может быть очень интересно.
Повторное прохождение Играть в Anno 1404 можно до бесконечности, самостоятельно придумывая цели и задачи. Можно построить огромный кафедральный собор, собрать миллион тонн конопли или вот спустить на воду армаду кораблей - чем не достижения и стимул к дальнейшим свершениям?
Многопользовательский режим Не предусмотрен.
Резюме Одна из лучших экономических стратегий - других в Related Designs просто не делают. Все, кто был "в теме", ждали от Anno 1404 чего-то подобного, но если вы вдруг не представляете, о чем может быть эта серия и почему в нее стоит играть, - непременно попробуйте. По крайней мере, расслабляющий эффект гарантирован.

Видео

Ссылки по теме - Трейлер стратегии Dawn of Discovery
- Обсудить материал в конференции




Оригинал материала: https://3dnews.ru/578098