Оригинал материала: https://3dnews.ru/647076

Две средние видеокарты вместо одной топовой

Вступление. Технические характеристики. Внешний вид

Если судить по тестам современных адаптеров с двумя топовыми GPU (Radeon HD 7990, GeForce GTX 690) либо аналогичных конфигураций на базе отдельных карточек, технологии NVIDIA SLI и AMD CrossFireX в целом преодолели период мучительного взросления. Во многих играх двухпроцессорная система демонстрирует почти двукратное преимущество над таким же одиночным GPU, а в прочих вполне можно рассчитывать на бонус в пределах 50–70%. По крайней мере именно так обстоят дела среди игр категории ААА. Менее популярные игрушки обычно ускользают от внимания IT-изданий, и насколько хорошо их оптимизируют под SLI и CrossFireX, судить не беремся. Кроме того, в целом оптимистичную картину портят неудачи в отдельных играх, где либо производительность все-таки плохо масштабируется, либо разработчики питают пристрастие к одной из конкурирующих технологий, игнорируя другую.

В целом видеокарты с двумя GPU уже доказали право на существование на самом верху модельных рядов NVIDIA и AMD. Между тем разъемы SLI и CrossFireX теперь устанавливают даже на слабенькие по меркам геймеров адаптеры вроде Radeon HD 7770 и GeForce GTX 650 Ti BOOST. И каждый раз, когда в руки попадает очередная дешёвая видеокарта с поддержкой SLI или CrossFireX, возникает желание проверить — а как себя ведет пара таких малышек? С одной стороны, интерес чисто академический. Процессоры в геймерских видеокартах младшего эшелона по числу функциональных блоков представляют собой приблизительно половинки от топовых GPU. Вот вам еще один способ протестировать эффективность технологий, распараллеливающих вычислительную нагрузку между двумя GPU, — попытаться получить из двух половинок производительность, близкую к 100% результата топового процессора.

#А оно нам надо?

Но попробуем найти в таком эксперименте и долю практической пользы. В теории тандем слабых видеокарт может стать более выгодной покупкой, чем один топовый адаптер. Старшими моделями AMD ныне являются бессменный Radeon HD 7970 и его разогнанный собрат HD 7970 GHz Edition. Среди продукции NVIDIA аналогичной парочкой можно считать GeForce GTX 680 и GTX 770. Ну а на роль их приблизительных половинок подходят Radeon HD 7790 и HD 7850 (для AMD), GTX 650 Ti BOOST и GTX 660 (для NVIDIA).

Сопоставим розничные цены этих моделей. Radeon HD 7790 со стандартным объемом памяти 1 Гбайт в московских интернет-магазинах можно купить за сумму от 4 100 рублей, HD 7850 2 Гбайт — за 4 800 рублей. В то же время Radeon HD 7970 продается по цене от 9 800 рублей, что лишь на 200 рублей дороже, чем пара HD 7850. Но вот HD 7970 GHz Edition уже трудно найти менее чем за 14 000 рублей.

Таким образом, CrossFireX на двух недорогих карточках AMD кажется сомнительной затеей хотя бы потому, что Radeon HD 7850, хоть и является половинкой HD 7970 по числу активных вычислительных блоков в GPU, существенно уступает последнему по тактовой частоте ядра и памяти. HD 7790 крутит процессор на частоте 1 ГГц, что отчасти компенсирует его более скромную конфигурацию по сравнению с HD 7850, но слабым местом HD 7790 является 128-битная шина памяти, а главное — её объем в 1 Гбайт, что обязательно скажется на производительности в тяжелых графических режимах (а именно для них мы и собираем такой тандем).

С точки зрения чистого эксперимента, не обремененного финансовыми соображениями, по конфигурации вычислительных блоков и частоты GPU совокупная мощь пары младших адаптеров AMD, способных работать в режиме CrossFireX (Radeon HD 7770 в расчет не берем, сборка из двух таких — это было бы совсем нелепо), немного не достает до флагманской отметки. Не будем забывать это обстоятельство, обсуждая результаты бенчмарков. Впрочем, в пользу пары HD 7850 играет 256-битная шина памяти — то, что NVIDIA не может предложить в этом ценовом сегменте.

Модель Radeon HD 7790 Radeon HD 7850 HD 7970 HD 7970 GHz Edition
Основные компоненты
GPU Bonaire Pitcairn Pro Tahiti XT Tahiti XT
Число транзисторов, млн 2080 2800 4313 4313
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 1000/НД 860/НД 925/НД 1000/1050
Потоковые процессоры 896 1024 2048 2048
Текстурные блоки 56 64 128 128
ROP 16 32 32 32
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 1024 GDDR5, 2048 GDDR5, 3072 GDDR5, 3072
Ширина шины памяти, бит 128 256 384 384
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 1500 (6000) 1200 (4800) 1375 (5500) 1500 (6000)
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I, 1 x DL DVI-D, 1 x HDMI 1.4a, 1 x DisplayPort 1.2 1 х DL DVI-I,
1 x HDMI 1.4a,
2 x Mini DisplayPort 1.2
Макс. разрешение VGA: 2048x1536,
DVI: 2560x1600,
HDMI: 4096х2160,
DP: 4096х2160
Типичная потребляемая мощность, Вт 85 130 250 250+
Средняя розничная цена, руб. 4 100 4 800 9 800 14 000

Расклад цен среди видеокарт NVIDIA более благоприятен для сборки тандема из двух SKU небольшой производительности по сравнению с единственным мощным адаптером. GeForce GTX 650 Ti BOOST можно купить по цене начиная с 5 200 рублей, GeForce GTX 660 — за 5 800 рублей. Обе — с двумя гигабайтами набортной памяти. В то же время цены на GeForce GTX 680 и новоприбывший GTX 770, который является фактически обновленной версией GTX 680, начинаются с 13 000 рублей. По спецификациям GTX 650 Ti BOOST — самый младший графический ускоритель в ассортименте NVIDIA, поддерживающий SLI, — соответствует половинке GTX 680 (GTX 770) и даже располагает большим числом ROP, только работает на более низких частотах. GTX 660, при равной с GTX 650 Ti BOOST частоте, более плотно укомплектован ядрами CUDA и текстурными блоками. Обе модели обременяет относительно узкая 192-битная шина памяти.

Модель GeForce GTX 650 Ti BOOST GeForce GTX 660 GTX 680 GTX 770
Основные компоненты
GPU GK106 GK106 GK104 GK104
Число транзисторов, млн 2 540 2 540 3 540 3 540
Техпроцесс, нм 28 28 28 28
Тактовая частота GPU, МГц: Base Clock / Boost Clock 980/1033 980/1033 1006/1058 1046/1085
Потоковые процессоры 768 960 1536 1536
Текстурные блоки 64 80 128 128
ROP 24 24 32 32
Видеопамять: тип, объем, Мбайт GDDR5, 1024/2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 2048 GDDR5, 2048
Ширина шины памяти, бит 1502 (6008) 1502 (6008) 1502 (6008) 1753 (7010)
Тактовая частота памяти: реальная (эффективная), МГц 192 192 256 256
Интерфейс PCI-Express 3.0 x16
Вывод изображения
Интерфейсы 1 х DL DVI-I,
1 x DL DVI-D,
1 x HDMI 1.4a,
1 x DisplayPort 1.2
Макс. разрешение - - - -
Типичная потребляемая мощность, Вт 140 140 195 230
Средняя розничная цена, руб. 5 200 5 800 13 000 13 000

#Обманчивые гигабайты

Существенную проблему в любых конфигурациях с множественными GPU составляет объем памяти видеоадаптеров. Дело в том, что ОЗУ индивидуальных видеокарт не складывается в один большой массив. Вместо этого их содержимое дублируется. Таким образом, даже если совокупная вычислительная способность двух «обрезанных» GPU сопоставима с мощью единственного флагманского ядра, тандем располагает кадровым буфером в размере памяти одной карты. А тяжелые графические режимы, знаете ли, бывают чрезвычайно требовательными к объему памяти. Возьмем игры, известные своей жаждой дополнительных мегабайтов, которые мы используем в качестве бенчмарков. Metro 2033 при разрешении 2560х1440 с максимальными настройками оккупирует до 1,5 Гбайт RAM, Far Cry 3 — 1,7, а Crysis 3 — почти 2 Гбайт.

Ну а поскольку именно для таких игр и таких настроек мы и готовы прибегнуть к столь странному решению, как две относительно бюджетные карты в конфигурации SLI/CrossFireX, то видеоадаптеры с объемом RAM меньше 2 Гбайт нам подходят плохо. В этом плане немного больше повезло продуктам NVIDIA, поскольку даже GeForce GTX 650 Ti BOOST, согласно официальным спецификациям, поставляется в разновидности с 2 Гбайт памяти, не говоря уж о GTX 660. Кроме того, даже GTX 680 имеет не больше памяти (только для GTX 770 допустимы версии с 4 Гбайт GDDR 5).

Radeon HD 7790 задуман как адаптер исключительно с 1 Гбайт памяти, хотя партнеры AMD и производят модели с удвоенным кадровым буфером по собственной инициативе. Версия HD 7850 с 1 Гбайт памяти в связи с появлением HD 7790, напротив, официально прекратила существование. И главное, флагман-то, Radeon HD 7970 GHz Edition, комплектуется 3 Гбайт памяти — в полтора раза больше, чем у «середнячков» от AMD.

А вообще — прекратим гадать. Честное слово, производительность сборки двух геймерских видеокарт средней категории в SLI или CrossFireX трудно предсказать на основании голой теории. Нужно тестировать, и мы готовы к любым неожиданностям. Но прежде чем перейти к практической работе, обсудим еще один аспект нашего экзотического проекта — энергопотребление. Если исходить из типичной мощности адаптеров AMD, тандем HD 7850 не должен потреблять намного больше энергии, чем единственный Radeon HD 7970: 2х130 против 250 Вт соответственно. Сборка HD 7790 еще более экономична: это дважды по 85 Вт.

Сопоставимые по производительности карты NVIDIA более прожорливы. GeForce GTX 650 Ti BOOST и GTX 660 обладают одинаковым TDP — 140 Вт. В паре такие адаптеры намного превосходят GeForce GTX 680 (195 Вт) и даже GTX 770 (230 Вт).

#Участники тестирования

Наша задача — собрать четыре двухпроцессорные конфигурации: на базе GeForce GTX 650 Ti BOOST и GeForce GTX 660, с одной стороны, и на Radeon HD 7790 и HD 7850 — с другой, а затем сравнить их производительность с производительностью мощных адаптеров на одном GPU.

  • 2 x GeForce GTX 660 (980/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x GeForce GTX 650 Ti BOOST (980/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x Radeon HD 7850 (860/4800 МГц, 2 Гбайт)
  • 2 x Radeon HD 7790 (1000/6000 МГц, 1 Гбайт)

А эти модели были выбраны в качестве конкурентов:

  • AMD Radeon HD 7970 GHz Edition (1050/6000 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7970 (925/5500 МГц, 3 Гбайт)
  • AMD Radeon HD 7950 (800/5000 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 780 (863/6008 МГц, 3 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 770 (1046/7012 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 680 (1006/6008 МГц, 2 Гбайт)
  • NVIDIA GeForce GTX 670 (915/6008 МГц, 2 Гбайт)

#Участники тестирования, подробно

Большинство из карт в многопроцессорных сборках предоставлены для тестирования партнерами NVIDIA, и отличаются от адаптеров референсного дизайна по тактовым частотам. Для чистоты исследования их пришлось привести к референсным спецификациям. Впрочем, проявляя уважение к труду производителей, ниже кратко перечислим достоинства каждого из участников тестирования.

  • AMD Radeon HD 7850
  • ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC (GTX650TIB-DC2OC-2GD5)
  • ASUS Radeon HD 7790 DirectCU II OC (HD7790-DC2OC-1GD5)
  • Gainward GeForce GTX 650 Ti BOOST 2GB Golden Sample (426018336-2876)
  • GIGABYTE Radeon HD 7790 (GV-R779OC-1GD)
  • MSI GeForce GTX 660 (N660 TF 2GD5/OC)
  • ZOTAC GeForce GTX 660 (ZT-60901-10M)

ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC (GTX650TIB-DC2OC-2GD5)

ASUS прислала нам немного разогнанную версию GeForce GTX 650 Ti BOOST 2 Гбайт с базовой частотой ядра, увеличенной на 40 МГц по сравнению с референсной спецификацией. На плату установлена хорошо знакомая система охлаждения DirectCU II, которая включает тепловые трубки, напрямую контактирующие с кристаллом GPU. Отсюда и название DirectCU. Вот только, в отличие от более дорогих моделей, в кулере GTX 650 Ti BOOST теплотрубок всего две штуки, а не три.

Gainward GeForce GTX 650 Ti BOOST 2GB Golden Sample (426018336-2876)

Gainward также производит разогнанную версию GeForce GTX 650 Ti BOOST с тем отличием от реализации ASUS, что базовая частота GPU увеличена лишь на 26 МГц, зато есть прибавка в 100 МГц к результирующей частоте видеопамяти. Кулер видеокарты также принадлежит к открытому типу и содержит две медные теплотрубки.

MSI GeForce GTX 660 (N660 TF 2GD5/OC)

GeForce GTX 660 в исполнении MSI оснащен солидной системой охлаждения Twin Frozr III уже с тремя тепловыми трубками. Базовую тактовую частоту GPU производитель увеличил на 53 МГц относительно референсного значения, не коснувшись частоты видеопамяти.

ZOTAC GeForce GTX 660 (ZT-60901-10M)

Эта видеокарта уже засветилась на 3DNews в изначальном тестировании GeForce GTX 660. Имеется небольшой разгон графического процессора: с базовой частоты 980 до 993 МГц. Система охлаждения представляет собой конструкцию открытого типа с двумя тепловыми трубками и медной пластиной в основании.

AMD Radeon HD 7850

Это на сто процентов референсный видеоадаптер, предоставленный самой компанией AMD. Соответственно, частоты ядра и памяти с точностью до мегагерца соответствуют эталонным. В отличие от всех остальных участников тестирования, референсный Radeon HD 7850 оснащен турбинным кулером. Радиатор имеет медную подошву и пронизан тремя тепловыми трубками.

ASUS Radeon HD 7790 DirectCU II OC (HD7790-DC2OC-1GD5)

Оверклокерская версия Radeon HD 7790 от ASUS разогнана на 75 МГц по частоте процессора и на 400 МГц — по видеопамяти. В целом GPU производства AMD допускают больший заводской разгон по сравнению с аналогами от NVIDIA. Система охлаждения карты аналогична таковой у вышеописанного ASUS GeForce GTX 650 Ti BOOST DirectCU II OC. Это упрощенный вариант кулера DirectCU II с двумя тепловыми трубками, прижатыми к кристаллу GPU.

GIGABYTE Radeon HD 7790 (GV-R779OC-1GD)

Эта карточка по конфигурации похожа на Radeon HD 7990 от ASUS: GPU работает на такой же частоте 1075 МГц, а вот частота памяти оставлена на уровне стандартных 6000 МГц. Кулер представляет собой простейшую конструкцию, образованную цельным алюминиевым радиатором и большой вертушкой. Ни теплотрубками, ни дополнительной металлической подошвой радиатора адаптер GIGABYTE похвастаться не может.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Конфигурация тестового стенда
CPU Intel Core i7-3960X @ 4,6 ГГц (100x46)
Материнская плата ASUS P9X79 Pro
Оперативная память DDR3 Kingston HyperX 4x2 Гбайт @ 1600 МГц, 9-9-9
ПЗУ Intel SSD 520 240 Гбайт
Блок питания IKONIK Vulcan, 1200 Вт
Охлаждение CPU Thermalright Silver Arrow
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Операционная система Windows 7 Ultimate X64 Service Pack 1
ПО для карт AMD AMD Catalyst 13.5 Beta2 + Catalyst Application Profiles 13.4 CAP1 Beta
ПО для карт NVIDIA 320.14 (320.18 для GeForce GTX 780)
Настройки AMD Catalyst Control Center
Antialiasing Use application settings
Anisotropic Filtering Use application settings
Tesselation Use application settings
Catalyst A.I., Texture Filtering Quality Quality, Enable Surface Format Optimization
Mipmap Detail Level Quality
Wait for V-Sync Off, unless application specifies
Anti-Aliasing Mode Multi-sample AA
Direct3D Settings, Enable Geomery Instancing On
Triple buffernig Off
Настройки NVIDIA Control Panel
Ambient Occlusion Off
Anisotropic Filtering Application-controlled
Antialiasing — Gamma correction On
Antialiasing — Mode Application-controlled
Antialiasing — Settings Application-controlled
Antialiasing — Transparency Off
CUDA — GPUs All
Maximum pre-rendered frames 3
Multi-display/mixed-GPU acceleration Multiple display performance mode
Power management mode Adaptive
Texture filtering — Anisitropic sample optimization Off
Texture filtering — Negative LOD bias Allow
Texture filtering — Quality Quality
Texture filtering — Trilinear optimization On
Threaded optimization Auto
Triple buffering Off
Vertical sync Use the 3D application settings
Набор бенчмарков
Программа API Настройки Режим тестирования Разрешение
3DMark 2011 DirectX 11 Профиль Extreme - -
3DMark DirectX 11 Тест Fire Strike (не Extreme) - -
Unigine Heaven 2 DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, тесселяция в режиме Extreme AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis Warhead + Framebuffer Crysis Warhead Benchmarking Tool DirectX 10 DirectX 10, макс. качество. Демо Frost Flythrough AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Metro 2033 + Metro 2033 Benchmark DirectX 11 DirectX 11, макс. настройки, DOF, тесселяция, NVIDIA PhysX выкл. AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 2 + Adrenaline Crysis 2 Benchmark Tool DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, текстуры высокого разрешения. Миссия A Walk in the Park AF 16x, Post MSAA + Edge AA 1920х1080 / 2560х1440
Far Cry 3 + FRAPS DirectX 11 DirectX 11, макс. качество, HDAO. Начало миссии Secure the Outpost AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Battlefield 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Going Hunting AF 16x, MSAA 4x + FXAA 1920х1080 / 2560х1440
Crysis 3 + FRAPS DirectX 11 Макс. качество. Начало миссии Post Human AF 16x, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
Batman: Arkham City. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество AF, MSAA 4x 1920х1080 / 2560х1440
DiRT Showdown. Встроенный бенчмарк DirectX 11 Макс. качество, Global Illumination вкл. Трасса Shibuya, 8 машин AF, AA 4х 1920х1080 / 2560х1440

#Производительность, синтетические тесты

3DMark 2011 (DirectX 11)

  • Результаты всех четырех подопытных конфигураций оказались неожиданно хорошими.
  • Паре Radeon HD 7850 удалось превзойти Radeon HD 7970 GHz Edition.
  • И даже тандем HD 7790 сработал быстрее, чем HD 7950, почти что на уровне HD 7970.
  • Обе пары видеокарт NVIDIA оказались более производительными, чем соперники от AMD.
  • Двух GTX 650 Ti BOOST достаточно, чтобы побить результат GTX 680, а тандем GTX 660 справился даже с GTX 770 и подбирается к GTX 780!

3DMark (DirectX 11)

  • По показателю Graphics Score пара Radeon HD 7790 недалеко ушла от единственного Radeon HD 7970 GHz Edition, оставив позади базовую версию этой карточки.
  • Тандем HD 7850 повторил этот результат с гораздо большим отрывом от HD 7970 GHz Edition.
  • Система на базе двух 650 Ti BOOST продемонстрировала мизерное преимущество перед парой HD 7790 несмотря на вдвое больший объем кадрового буфера. Зато уверенно побеждает GeForce GTX 680.
  • Разница в результатах между парой GTX 660 и HD 7850 также минимальна, хотя и в пользу GTX 660. И вновь эта конфигурация посрамила одиночный GTX 770, приближаясь к GTX 780.

Unigine Heaven 2 (DirectX 11)

  • Тест Unigine Heaven добавил новые достижения в актив «двухголовых» систем. Два HD 7790 работают не менее быстро, чем один HD 7970 GHz Edition.
  • А пара HD 7850 — даже быстрее, причем намного, на уровне GeForce GTX 770 (который здесь обходит флагманскую карту AMD).
  • Видеокарты NVIDIA оказались еще эффективнее конкурентов от AMD. Две GTX 650 Ti BOOST обошли систему на базе HD 7850, а также одиночный GeForce GTX 770.
  • Тандем GTX 660 занял позицию в промежутке между GTX 770 и GTX 780.

#Производительность, игровые тесты

Crysis Warhead (DirectX 10)

  • Сборку HD 7790 подвел небольшой объем набортной памяти. При разрешении 1920х1080 ей удалось добиться победы над Radeon HD 7950, но в режиме 2560х1440 производительность не дотягивает даже до уровня GeForce GTX 670.
  • Двух гигабайт памяти и вычислительной мощности GPU на платах Radeon HD 7850 достаточно для триумфа над Radeon HD 7970 GHz Edition. Такая система недалеко ушла и от GeForce GTX 780.
  • Тандем GeForce GTX 650 Ti BOOST уступает двум HD 7850 в режиме CrossFireX. Но это не мешает ему иметь большую производительность, чем у одиночного GTX 770.
  • GTX 660 в SLI имеют результаты, близкие к показателям связки Radeon HD 7850. И соответственно, мало отличаются от GeForce GTX 780.

Metro 2033 (DirectX 11)

  • Тандем HD 7790 потерпел сокрушительное поражение, и все по той же причине — недостаточный объем видеопамяти. Даже при разрешении 1920х1080 совокупная производительность двух таких видеокарт позволяет выйти лишь на уровень одиночного GeForce GTX 670. При разрешении 2560х1440 фреймрейт и вовсе не превышает 1 FPS.
  • Система на базе Radeon HD 7850 лишена такого ограничения и с легкостью побеждает одиночный Radeon HD 7970 GHz Edition вместе с GeForce GTX 770.
  • Тандем GeForce GTX 650 Ti BOOST мощнее обеих «двухголовых» конфигураций AMD, а также одиночных Radeon HD 7970 GHz Edition и GeForce GTX 770.
  • Пара GTX 660 в состоянии бросить вызов одному GeForce GTX 780.

Crysis 2 (DirectX 11)

  • В связи с тем, что при разрешении 1920х1080 частота смены кадров большинства участников тестирования уперлась в присущий этой игре лимит 100 FPS, все последующие комментарии относятся к тестам в режиме 2560х1440.
  • Здесь сборка HD 7790 быстрее, чем HD 7950, но не достигает даже уровня базовой версии Radeon HD 7970, не говоря уже об HD 7970 GHz Edition.
  • Два HD 7850 уже в состоянии свергнуть с престола флагманскую видеокарту AMD.
  • GeForce GTX 650 Ti BOOST добился примерно того же результата, что и HD 7850. Между прочим, это уровень GeForce GTX 770.
  • Два GTX 660 в конфигурации SLI вновь угрожают гегемонии GeForce GTX 780.

Far Cry 3 (DirectX 11)

  • Тандем Radeon HD 7790 вновь страдает от недостаточного объема RAM. При разрешении 1920х1080 производительность такой конфигурации превышает уровень Radeon HD 7950 и приближается к уровню HD 7970. Но в режиме 2560х1440 на экран выводится слайд-шоу.
  • Два HD 7850 уже в который раз превосходят одиночный Radeon HD 7970 GHz Edition.
  • Сборка GeForce GTX 650 Ti BOOST работает немного быстрее, чем пара Radeon HD 7850. И даже этих двух карточек достаточно, чтобы побороть одиночный GeForce GTX 770.
  • И это свершилось: связка GeForce GTX 660 наконец-то смогла побить GeForce GTX 780.

Crysis 3 (DirectX 11)

  • В Crysis 3 имеем совершенно предсказуемый провал тандема Radeon HD 7790 при разрешении 2560х1440 и разочаровывающую производительность при 1920х1080.
  • Два Radeon HD 7850 вместе в очередной раз обогнали Radeon HD 7970 GHz Edition.
  • Результаты сдвоенных систем на базе NVIDIA снова наверху. Пара GeForce GTX 650 Ti BOOST опередила GeForce GTX 770.
  • Два GeForce GTX 660 практически не уступают единственному GeForce GTX 780.

Battlefield 3 (DirectX 11)

  • Тандем HD 7790 неплох для игры в режиме 1920х1080, где он не уступает Radeon HD 7970. Но при разрешении 2560х1440 производительность падает катастрофически.
  • Пара HD 7850 — достаточно мощная сборка, чтобы обойти как Radeon HD 7970 GHz Edition, так и GeForce GTX 770.
  • То же относится и к системе на базе GeForce GTX 650 Ti BOOST, результаты которой близки к результатам предыдущей.
  • Тандем GeForce GTX 660 вновь отличился, показав производительность на уровне одиночного GeForce GTX 780.

Batman: Arkham City (DirectX 11)

  • В Batman: AC поражение систем на платформе AMD было предопределено, поскольку технология CrossFireX в этой игре попросту не работает.
  • Связка GeForce GTX 650 Ti BOOST выступает не хуже Radeon HD 7970 GHz Edition. Но GeForce GTX 680 удерживает первенство в режиме 1920х1080.
  • Пара GTX 660 вышла на уровень GTX 770 при разрешении 2560х1440, но уступает последнему при разрешении 1920х1080.

DiRT Showdown (DirectX 11)

  • Два HD 7790 в режиме 2560х1440 не уступают модели HD 7970, а в 1920х1080 сравнимы с HD 7970 GHz Edition.
  • Тандем HD 7850 с небольшой натяжкой можно признать равным HD 7970 GHz Edition в 2560х1440, а в 1920х1080 он уже явно быстрее одиночной видеокарты.
  • Движок DiRT Showdown отдает явное предпочтение GPU AMD, поэтому обе двухпроцессорные конфигурации NVIDIA безнадежно отстали от конкурентов на базе AMD.
  • Связка GeForce GTX 650 Ti BOOST не может справиться даже с одиночным Radeon HD 7950. Зато опережает GeForce GTX 770.
  • Ну а тандем GTX 660 расположился на отметке между HD 7950 и HD 7970, а также мало отличается от GeForce GTX 780.

#Энергопотребление

  • Связка Radeon HD 7790 оказалась более экономичным вариантом, чем единственный адаптер Radeon HD 7950, который ей стабильно проигрывает при условии, что тест не упирается в объем видеопамяти.
  • Система на базе HD 7850 также преподнесла сюрприз, на поверку оказавшись менее требовательной, чем как HD 7970, так и HD 7970 GHz Edition. Даже относительно скромный в плане энергопотребления GeForce GTX 680 и то показал большую мощность.
  • Система, заряженная двумя GTX 650 Ti BOOST либо двумя GTX 660, имеет неизменное энергопотребление. Что не удивительно, ибо в этих видеокартах применяется один и тот же GPU, работающий на одной и той же частоте. Обе конфигурации по максимальной мощности превосходят такие прожорливые видеокарты, как Radeon HD 7970 GHz Edition, GeForce GTX 770 и GTX 780.

#Выводы

Практические замеры производительности систем с двумя видеокартами среднего класса в режиме SLI или CrossFireX нас нешуточно удивили. Честно говоря, изначально тестирование задумывалось исключительно как курьезный эксперимент, лишенный какого-либо практического смысла. А выяснилось, что средства распараллеливания нагрузки на несколько GPU при 3D-рендеринге уже настолько вылизаны, что две видеокарты из ценовой категории для прижимистых геймеров запросто опережают по производительности один мощный флагманский (или недавно бывший таковым) видеоадаптер.

Комбинация пары Radeon HD 7790, казалось, уж точно была обречена на неудачу. Ну что могут противопоставить флагманским адаптерам два GPU Bonaire, в которых совокупное количество потоковых процессоров и текстурных модулей меньше, чем у HD 7970 с чипом Tahiti XT, да еще и со скромной шиной памяти разрядностью 128 бит? Оказывается, в двух HD 7790 достаточно пороху, чтобы отбросить HD 7950 и на равных биться c HD 7970. Но только при одном важном условии, что игре достаточно скромного кадрового буфера объемом 1 Гбайт (напомним, в CrossFireX, как и в SLI, объемы памяти двух видеокарт не складываются). Ибо если его недостаточно, то всё преимущество от второго GPU сводится на нет необходимостью гонять данные из системной памяти по шине PCI-Express, пусть даже версии 3.0

Адаптеры Radeon HD 7850 избавлены от такого ярма, поскольку, согласно официальным спецификациям, комплектуются 2048 Мбайт RAM. Такого объема пока хватает для игры с самыми хардкорными настройками при разрешении 2560х1440, хоть и хватает в обрез. В результате в большинстве бенчмарков независимо от разрешения связка двух HD 7850 как минимум эквивалентна одиночной карте Radeon HD 7970 GHz Edition. Это не только совершенно неожиданный результат, но и возможность реально сэкономить деньги. Десять тысяч рублей за два самых дешевых варианта HD 7850 — это, согласитесь, заметно меньше, чем 14 тысяч за HD 7970 GHz Edition. К тому же, как ни странно, тандем потребляет меньше энергии по сравнению с одиночным флагманом AMD.

Не менее впечатляют результаты «двухголовых» конфигураций на платформе NVIDIA. Сборка двух GeForce GTX 650 Ti BOOST почти никогда не уступает бывшему флагману NVIDIA — GTX 680 — и нередко достигает уровня GeForce GTX 770. Впрочем, GTX 650 Ti BOOST и находится в более выгодном положении, чем его ближайший соперник из стана AMD — Radeon HD 7790: по количеству ядер CUDA и текстурных блоков это ровно половина чипа GK104, лежащего в основе GTX 680 и GTX 770, шина памяти — 192 бит, а объем — 2 Гбайт. Опять-таки можно сэкономить небольшую сумму, купив два GTX 650 Ti BOOST (примерно 10 500 руб.) вместо единственного GTX 680 или тем паче GTX 770.

Два GeForce GTX 660 в режиме SLI выглядели наиболее жизнеспособной из всех четырех тестовых комбинаций, ибо в совокупности два ядра GK106 с полностью функциональными вычислительными блоками по сравнению с GTX 680 имеют неплохой запас теоретической производительности. Но коль скоро даже более слабые связки составили серьезную конкуренцию одиночным видеокартам высшей категории, то неудивительно, что тандем GTX 660 стабильно опережает GeForce GTX 770 и несколько раз поравнялся с GeForce GTX 780. Увы, сменив мощный адаптер на два GTX 660, придется поступиться энергетической эффективностью, ибо две такие видеокарты потребляют больше. А стало быть, сильнее греются и наверняка сильнее шумят.

С одной стороны, за столь впечатляющие результаты надо поблагодарить программистов, которые точат и точат без устали драйверы GPU и игровые движки под SLI и CrossFireX. С другой — фактором успеха «двухголовых» систем могла стать чисто аппаратная особенность, связанная с шинами памяти. Коль скоро два GPU в тандеме работают с копиями одних и тех же данных, их можно уподобить одному процессору с количеством вычислительных блоков, примерно соответствующим оному у более крупных чипов этого же производителя. Но если GPU Tahiti имеет 384-битную шину памяти, то два GPU Pitcairn уже набирают в совокупности 512 бит. Или возьмем GK104 от NVIDIA. Он имеет 256-битную шину, а два GK106 вместе дают 384 бит. Впрочем, автор статьи не берется утверждать, что такое представление на самом деле корректно с точки зрения архитектуры SLI или CrossFireX.

Возвращаясь к практической стороне вопроса, мы все-таки не осмелимся рекомендовать две бюджетные видеокарты в качестве универсальной замены видеоадаптеров категории «для энтузиастов». Использование SLI или CrossFireX все еще не гарантирует одинаково эффективного масштабирования производительности во всех играх. Взгляните на диаграмму Batman: Arkham City, где CrossFireX не работает по причинам либо технологического, либо политического характера. Наверняка есть и обратные примеры, когда не работает уже SLI. Кроме того, встречаются неприятные проблемы, специфические именно для CrossFireX (сильный разброс частоты смены кадров и разрывы картинки), с которыми AMD все ещё борется. Но если есть желание немного рискнуть, попробовать необычное сочетание железа и попутно сэкономить пару тысяч рублей, то пожалуйста. И конечно же, покупка второго бюджетного адаптера в дополнение к старому открывает для экономных геймеров заманчивые перспективы апгрейда малой кровью.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/647076