Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор профессионального монитора BenQ PG2401PT: редкий случай

⇣ Содержание

Профессиональный монитор BenQ PG2401PT является «первой ласточкой» компании в новой для себя нише. Первая информация по данной модели появилась в середине лета 2013 года, официальный анонс состоялся в сентябре того же года, начало продаж также не заставило себя долго ждать. Однако в России появление этой модели только запланировано. Один случай на миллион, когда монитор известного бренда поступает в продажу на территории нашей страны спустя более двух лет после появления в США и Европе. С чем связана такая задержка, нам только остаётся гадать.

Компания BenQ в свои лучшие годы полюбилась пользователям за доступные и качественные мониторы на базе матриц *VA-типа и, пожалуй, лучшие игровые TN+Film-решения. Позже инженеры и маркетологи обратили своё внимание на IPS-панели, которые в дальнейшем стали использоваться в новых продуктах, пополнивших и без того немаленький модельный ряд и сместивших позиции *VA-дисплеев в портфеле компании. Но и на этом в BenQ не успокоились. В серию была запущена линейка профессиональных решений PG (Pro Graphics), в которой до сих пор есть лишь одна модель. С ней мы и познакомимся.

#Технические характеристики

BenQ PG2401PT
Экран
Диагональ, дюймы 24,1
Соотношение сторон 16:10
Покрытие матрицы Полуматовое
Стандартное разрешение, пикс. 1920 × 1200
PPI 94
Параметры изображения
Тип матрицы AH-IPS
Тип подсветки GB-LED
Макс. яркость, кд/м2 350
Контрастность статическая 1000 : 1
Количество отображаемых цветов 1,07 млрд
Частота вертикальной развёртки, Гц 60
Время отклика BtW, мс 12
Время отклика GtG, мс 5
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
178/178
Разъемы
Видеовходы 1 × D-Sub;
1 × DVI-D;
1 × HDMI 1.4;
1 × Display Port 1.2;
1 × mini Display Port 1.2;
Видеовыходы Нет
Дополнительные порты
2 × USB 3.0;
1 × SD-кардридер;
1 × 3,5 мм аудиовыход;
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, изменение высоты, переворот в портретный режим (Pivot)
VESA-крепление: размеры (мм) Есть
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Встроенный
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
74,6 / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой) Д × В × Г, мм
554 × 543 × 254
Габаритные размеры
(без подставки) Д × В × Г, мм
555 × 366 × 75
Масса нетто (с подставкой), кг НД
Масса нетто (без подставки), кг 7,00
Ориентировочная цена 60 000+ рублей

Монитор BenQ PG2401PT построен на единственной в своём роде AH-IPS-матрице производства LG Display, модели LM240WU9-SLA1. Это профессиональное 10-битное (8 бит + FRC-метод) решение размером 24,1 дюйма с разрешением 1920 × 1200 пикселей, соотношением сторон 16:10, расширенным цветовым охватом (благодаря GB-LED-подсветке) и без использования ШИ-модуляции (Flicker-Free).

Плотность пикселей монитора с такой диагональю и разрешением – 94 ppi, что, конечно же, не растопит лёд в сердцах любителей пресловутой «ретины», но является достаточным значением для того, чтобы не биться в истерике от созерцания «жирных» пикселей на стандартном удалении от экрана в 50-80 сантиметров.

Заявленная максимальная яркость составляет 350 кд/м2, коэффициент статической контрастности 1000:1, время отклика, измеренное по методике GtG, – 5 мс, а переход от белого к чёрному, по данным производителя, занимает 12 мс. Углы обзора максимальны — 178 градусов в обеих плоскостях. Монитор работает с 14-битной 3D LUT внутренней таблицей представления цвета, но на выходе в зависимости от интерфейса для подключения мы получаем от 8 до 10 бит, что является нормой.

В мониторе BenQ PG2401PT используется классический рамочный дизайн, который ещё долго будет встречаться в профессиональных решениях для работы с цветом. Система управления выполнена в виде сенсорного блока с 7 клавишами с «умной подсветкой», которая активируется при приближении руки и нажатии.

Модель отличается расширенной эргономикой подставки со всеми доступными степенями свободы. Для монитора заявлена высокоточная заводская калибровка (DeltaE < 2), несколько режимов эмуляции основных цветовых пространств и возможность аппаратной калибровки через встроенный 3D LUT с помощью специального ПО и измерительных приборов (в основном от X-Rite). Производитель указывает 100-процентное покрытие цветового пространства sRGB и 99-процентное — AdobeRGB, а так же соответствие различным полиграфическим стандартам (G7/Fogra/UGRA и тому подобным). Другого от используемой AH-IPS-матрицы с GB-LED-подсветкой мы и не ожидали.

Небольшое по современным меркамрабочее разрешение позволяет достичь максимальной частоты вертикальной развёртки — 60 Гц — при использовании любого из доступных у монитора интерфейсов. А выбор их обширен: аналоговый D-Sub, цифровые DVI-D, HDMI 1.4, Display Port 1.2 и mini Display Port 1.2.

Для работы с периферией в мониторе предусмотрено два порта USB 3.0 и считыватель карт памяти типа SD/SDHC/SDXC. Присутствует аудиовыход для подключения внешней акустики или наушников. Отличительной особенностью PG2401PT, как и многих решений от BenQ, является наличие датчиков внешней освещённости и присутствия. Не забыта и система напоминания о необходимости сделать перерыв в работе, а в качестве оригинального «сюрприза» в комплект поставки входит выполненный на совесть светозащитный козырёк, который можно либо найти в самых дорогих версиях профессиональных дисплеев от NEC, либо приобрести отдельно за 8-12 тысяч рублей. Кроме того, впервые для решений компании в мониторе используется система компенсации неравномерности подсветки. Очень интересно, насколько хорошо она работает…

На момент тестирования монитор BenQ ещё не поступил на российский рынок. Но, исходя из нынешнего курса доллара (на середину сентября 2015 года), а также стоимости модели в США и Европе, можно сделать вывод, что цена на PG2401PT будет не ниже 60 тысяч рублей. Волосы встают дыбом, но тут ничего не поделаешь – жизнь теперь такая. Из прямых конкурентов — с учётом возможностей героя обзора — можно выделить NEC PA242W, стоящий от 75 000 рублей, и Dell U2413, который оценен в 30 000-35 000 рублей даже в условиях кризиса (видимо, у большинства интернет-магазинов сохранились старые запасы, коих накопилось, видимо, очень много). Таким образом, судьба PG2401PT в нашей стране, исходя из простых аналитических соображений, видится не самой простой. Впрочем, наше дело не продать (это к производителю и российской экономике), а понять, насколько устройство качественное и соответствует ли оно заявленным техническим данным. Этим мы и займёмся.

#Комплектация и внешний вид

Монитор BenQ PG2401PT поставляется в небольшой картонной коробке со средней по качеству полиграфией. С двух сторон представлена пара фотографий модели и перечислены ее основные особенности и возможности. Ручка для переноски отсутствует, её заменяют два специальных выреза по бокам.

Наклейка на упаковке содержит краткую информацию по экземпляру. Указана дата (август 2013 года), место производства (Китай) и основные технические характеристики модели. Как вы заметили, экземпляру, попавшему в нашу лабораторию, уже больше 2 лет от роду.

Комплект поставки дисплея включает в себя всё самое необходимое, и даже больше:

  • cиловой кабель;
  • кабель DVI-D;
  • кабель Display Port → miniDP;
  • кабель USB3.0 для подключения монитора к ПК;
  • детали для сборки защитного козырька;
  • отчёт о заводской калибровке;
  • CD-диск с драйверами, утилитами и руководством пользователя;
  • краткое руководство пользователя по первоначальной настройке;
  • инструкцию по безопасному обращению с устройством;
  • информацию о сервисном обслуживании.

С учётом предложенных производителем вариантов для подключения, без покупки дополнительных кабелей, у пользователя есть выбор между DVI-D, который может предоставить 8 бит на канал, и Display Port с его 10 битами, но исключительно при использовании с видеокартами, которые поддерживают данный режим вывода (в основном это профессиональные решения и некоторые карты с GPU от AMD).

В отчёте о заводской калибровке заявлена высокая точность настройки исключительно одного специального режима AdobeRGB, со средним отклонением DeltaE меньше двух единиц и идеальной равномерностью белого и серого полей.

Светозащитный козырёк состоит из четырёх пластиковых элементов с мягким внутренним покрытием из чёрной ткани и двух металлических деталей. Без заглядывания в инструкцию собрать конструкцию – задача не из элементарных, но 5-10 минут на это вполне достаточно. Качество козырька мы можем оценить как очень высокое: прикрепить его на монитор не составит труда, держится он крепко, не болтается и не дрожит — спасибо толстому пластику и жёсткому металлу.

В дизайне PG2401PT прослеживаются все характерные новые элементы из более «приземлённой» серии BL. Сам корпус вообще точно такой же. Разница заключается в изменённой системе прокладки кабелей в центральной колонне и в иной форме подставки. В остальном же перед нами знакомые формы, материалы и качество сборки.

Дисплей оснащён AH-IPS-матрицей с полуматовой рабочей поверхностью, которая должна бороться не только с бликами на экране, но и с раздражающим кристаллическим эффектом.

Центральная колонна крепится к монитору буквально за пару секунд. Отсоединяется она так же быстро — достаточно нажать на кнопку снизу. Отверстия под VESA-кронштейны слегка утоплены в корпус, но в большинстве случаев это не создаст проблем.

Форма подставки напоминает букву «П» со слегка изогнутыми «лапками». В её задней части находится крепление для центральной стойки в форме круга. Материалов — обычный матовый чёрный пластик.

В качестве системы прокладки кабелей выступает овальный вырез в центральной колонне, который дополнен подпружиненной вкладкой синего цвета. Толку от неё нет (особенно если используются толстые кабели), но сделано хорошо.

В задней части центральной колонны находится крепление под пластиковый крючок для наушников, однако в случае с попавшим к нам экземпляром его кто-то «приватизировал» до нас. Но мы знаем точно – он должен быть в комплекте поставки, а цвет у него синий.

По наклейке на корпусе устройства можно сверить все номера (серийный, номер партии и так далее), дату, место производства и узнать версию экземпляра (00-120-BL). Что до реального производителя, то можно смело говорить: им является основной подрядчик BenQ в вопросе мониторов – небезызвестная компания Qisda.

Все основные разъёмы для подключения расположились на одной колодке в задней части корпуса и ориентированы вниз. При подключении кабелей проблем не возникает, поскольку доступен переворот в портретный режим. Присутствует физический переключатель питания рядом с соответствующим разъёмом.

Два порта USB 3.0 и считыватель карт памяти типа SD (8 в 1) производитель разместил отдельно, на левой грани устройства. В случае использования защитного козырька доступ к ним остаётся свободным.

Качество обработки и покраски пластиковых деталей корпуса высокое, зазоры минимальные, сборка не вызывает претензий. Корпус не поддаётся скручиванию, но слегка хрустит и поскрипывает как при сжатии, так и при простом переносе устройства с места на место.

А вот с точки зрения практичности некоторые поверхности показали себя не очень – следы от пальцев очень хорошо видны и убираются не так уж легко.

Толщина корпуса PG2401PT довольно существенна — она выделяется на фоне более современных решений, особенно если взять модели с обычной W-LED-подсветкой. Но в любом случае – это вам не излишне толстые NEC серий P и PA. И на том спасибо.

Эргономика подставки удовлетворит запросы всех без исключения потребителей. Доступно изменение наклона, высоты и поворот корпуса. Присутствует возможность переворота в портретный режим (Pivot), но из-за этого центровка корпуса на подставке выполнена на среднем уровне (3,5 балла из 5). После каждого изменения положения монитор придётся выравнивать строго по горизонту. Классическая проблема большинства мониторов с Pivot.

Все крепёжные элементы монитора из металла, как и основание, крепления и внутренности подставки. Для надёжного сцепления с рабочей поверхностью используется семь резиновых ножек. Им хорошо удаётся удерживать монитор в одном положении, в том числе благодаря немалому для своего класса и размера матрицы весу устройства в сборе.

#Меню и управление

Для управления монитором служит сенсорный блок с семью кнопками, обладающий белой подсветкой, которая активируется при нажатии любой из клавиш и приближении руки. Исключением является кнопка включения — у неё подсветка горит постоянно, отключить её невозможно.

Отзывчивость на нажатия клавиш зачастую высокая, но случаются и казусы, когда не удаётся добиться срабатывания и после двух-трёх нажатий (редко, но бывает). Скорость обработки нажатий и скорость анимации меню находятся на среднем уровне. Управлять монитором благодаря наэкранным подсказкам и системе подсветки довольно легко как днём, так и ночью, в отсутствие внешнего освещения.

При нажатии на любую из шести основных управляющих кнопок в нижней части экрана возникает навигационный блок с шестью пиктограммами, разделёнными на четыре секции разных цветов. По умолчанию производитель установил в качестве функций с быстрым доступом выбор источника сигнала и предустановленного режима изображения, изменение яркости и контрастности. Каждую из них можно заменить другой, по выбору пользователя.

Дизайн OSD Menu, на фоне ранее протестированных решений от BenQ, претерпел явные изменения. Стало больше цвета, что явно сыграло на пользу монитору и чуть упростило навигацию и понимание происходящего.

По умолчанию выставлен русский язык. В первом разделе — «Дисплей» — находятся настройки, ответственные за положение картинки на экране при аналоговом подключении и выбор источника сигнала.

Раздел «Настр. цветов» предоставляет доступ ко всем основным параметрам, влияющим на цветопередачу. В нём можно выбрать предустановленный режим картинки (выбор большой, в том числе два пресета для аппаратной калибровки и два для полностью ручной настройки через меню монитора), установить яркость, контраст, резкость, цветовую температуру (с высокой точностью), гамму.

Доступен выбор гаммы цветов (другие варианты перевода — цветовая палитра и цветовой охват), оттенка и насыщенности (не для всех режимов), уровня чёрного (можно поднять до 2 для лучшей различимости крайних тёмных оттенков) и сброс всех настроек цвета. Другими словами – выбор очень широкий, настроить можно всё что душе угодно.

Управление датчиком внешней освещённости и системой напоминания о необходимости сделать перерыв в работе доступно в разделе «Эргономика». Но, к сожалению, часть возможностей активируется лишь в определённых режимах изображения. И естественно, автоматическое управление яркостью недоступно в пользовательских режимах и в режимах аппаратной калибровки.

Второй датчик (ECO), выключающий подсветку панели, может работать в любых условиях. Его настройки сосредоточены в специальном разделе, а претензий к нему у нас не возникло — все работает как надо.

В разделе PIP/PBP сосредоточены настройки соответствующих функций. Выбирается источник сигнала для основной и второстепенной картинок, настраивается положение второго окна и так далее.

Раздел «Система» предлагает перенастроить быстрые функции четырёх сенсорных клавиш, настроить режимы работы интерфейсов, экранное меню, DDC/CI, активировать автоматическое выключение питания.

В этом разделе можно посмотреть основную рабочую информацию по монитору и сбросить все настройки к значениям по умолчанию. Присутствуют настройки разгона панели AMA (всего два значения) и системы компенсации неравномерности подсветки (по умолчанию активирована в большинстве основных режимов).

Доступ к сервисному меню осуществляется стандартным сочетанием клавиш Menu + Power On. Благодаря ему мы подтвердили наши предположения о модели используемой матрицы и её реальном производителе, узнали версию скалера, время наработки и получили доступ к отключению логотипа при включении, автоматическому включению после сбоев электропитания, защите контента при HDMI- и DVI-D-подключениях.

#Методика тестирования

Монитор BenQ PG2401PT был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе BenQ PG2401PT производитель использует семь предустановленных режимов, два дополнительных пресета, в которые прописываются настройки после аппаратной калибровки, и ещё два для полностью ручной настройки. При тестировании мы использовали интерфейс Display Port 1.2. Однако добиться 10-битного представления цвета нам всё равно не удалось — для этого используемая нами NVIDIA GeForce GTX 980 не подходит, как и большинство игровых видеокарт.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения – стандарт;
  • яркость – 75;
  • контраст – 50;
  • резкость – 5;
  • цветовая температура – 6500 K;
  • гамма цветов – AdobeRGB;
  • равномерность – вкл.;
  • AMA – вкл.;
  • гамма – 2,2.

Ручная настройка не производилась ввиду адекватности работы аппаратной с помощью ПО Palette Master, последнюю версию которой мы нашли на ftp-сервере BenQ.

В настройках программы было выставлено цветовое пространство sRGB, яркость 100 кд/м2. Использовался референсный спектрофотометр X-Rite i1 Pro. Все внесённые изменения были записаны в режим «Калибровка 1», используемый в дальнейшем совместно с созданным профилем с данными по цветовому охвату, точкой белого и прочими параметрами.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 202 0,349 579
90 190 0,329 578
80 177 0,307 577
70 164 0,285 575
60 151 0,261 579
50 138 0,238 580
40 124 0,216 574
30 111 0,192 578
20 97 0,168 577
10 84 0,145 579
0 70 0,122 574

Максимальная яркость оказалась на уровне 202 кд/м2, а нижнее значение составило 70 кд/м2. Контрастность – в среднем 575:1, то есть почти вдвое ниже, чем заявлено в технических характеристиках.

Причиной получения таких цифр является изначально включенная система компенсации неравномерности подсветки. При её отключении коэффициент контрастности увеличивается до 1020-1040:1 (в зависимости от яркости), а рабочий диапазон яркости подсветки изменяется до совсем иных цифр (115-327 кд/м2). Если придираться, то можно поругать BenQ за не совсем корректные цифры в ТХ, но, с другой стороны, подобная ситуация наблюдается у многих мониторов с рабочей системой а-ля Uniformity Correction.

В целом же полученный диапазон изменения яркости подсветки устроит подавляющее большинство пользователей — тут сомнений нет. Что же касается глубины чёрного поля, то заметить её недостаток можно лишь при выводе на экран чёрной заливки на всю рабочую площадь или большого количество рабочих зон с нулевым чёрным. На цветные же изображения найденная особенность PG2401PT не влияет, как и не делает их более контрастными заявленный коэффициент контрастности в 3000-5000:1 у различных *VA-моделей.

#Результаты при стандартных настройках

Монитор обладает матрицей с расширенным цветовым охватом, но те, кому РЦО не нужен, могут переключить монитор в режим эмуляции sRGB и некоторых других цветовых стандартов.

По умолчанию треугольник цветового охвата превышает рабочую область sRGB и практически полностью перекрывает AdobeRGB. При заводских настройках дисплей соответствует sRGB на 98,9 % и AdobeRGB на 93,2 % – отличный результат, но это не заявленные в технических характеристиках 100 и 99 процентов.

Точка белого настроена на среднем уровне, а вот стабильность цветовой температуры серого клина очень высокая.

Монитор радует практически безупречными гамма-кривыми, хотя для стандартного режима заводская калибровка не заявлена.

Среднее отклонение цветопередачи монитора составило 1,03 единицы DeltaE94, максимальное – 2,09. Это очень высокий результат, для достижения которого достаточно установить в качестве системного профиля операционной системы AdobeRGB.

#Результаты после аппаратной калибровки

Отдельно мы решили рассмотреть заявленную возможность аппаратной калибровки с помощью программы BenQ Palette Master. На CD-диске из комплекта поставки присутствовала самая первая версия ПО от конца 2013 года, но мы решили поискать более новую версию на просторах Интернета. Она была найдена на ftp-сервере BenQ и датировалась серединой 2015 года, v.1.3.0.

Это очередная копия i1Profiler, переделанная специалистами X-Rite специально для мониторов BenQ с прямым доступом к LUT. В отличие от схожего решения для мониторов Dell, программа Palette Master работает быстрее, а результат даёт качественнее, плюс не создаёт каких-либо проблем в ходе работы ПО.

Программа позволяет произвести аппаратную калибровку, загрузить различные созданные профили (для самых разных задач) в прошивку монитора (в режимы «Калибровка-1» и «Калибровка-2»), проверить качество настройки, однородность подсветки и выполнить её дополнительную настройку по матрице 3 × 3 или 5 × 5. В ходе экспериментов мы пришли к выводу, что добиться равномерности подсветки лучше, чем это вышло у производителя, – не удастся. Разница есть, но она укладывается в погрешность измерений и колебания цветовой температуры в зависимости от выставленного режима и времени работы монитора.

Для калибровки использовался поддерживаемый программой спектрофотометр i1 Pro. При среднем наборе цветовых плашек, указанном цветовом охвате sRGB и яркости 100 кд/м2 время, затраченное на всё действо, оказалось на уровне 20-25 минут. В дополнение к этим настройкам мы оставили активной систему компенсации неравномерности подсветки и выбрали максимально возможный коэффициент контрастности, а также точку белого в 6500 K.

По CIE-диаграмме видно, что система эмуляции отработала вполне себе хорошо, но могло быть и лучше. Соответствие стандарту sRGB – 94,8%. Для большинства пользователей этого будет достаточно.

То же самое касается точки белого и баланса серого. Результат высокий, но от аппаратной калибровки изначально ждёшь чуть большего.

Точность установки гамма-кривых такая же, как при настройках по умолчанию.

Созданный программой Palette Master профиль отказывался работать в среде Argyll для проверки дисплея на точность цветопередачи, однако, благодаря высокой точности покрытия стандарта sRGB, мы решили воспользоваться для теста соответствующим системным профилем. В итоге было достигнуто среднее отклонение DeltaE94 в 0,77 единицы и максимальное 2,63. Для данной ситуации – всё отлично.

#Результаты в режиме sRGB

В специальном режиме эмуляции sRGB точность описания данного цветового пространства оказалась чуть выше, чем при аппаратной калибровке. Правда, тут может сказываться то, что мы задействовали различные программы для подсчёта. Ведь созданный в Palette Master профиль не работает с Argyll, и для него мы использовали Gamut Vision.

Треугольник на CIE-диаграмме превосходит пространство sRGB на некоторых участках, одновременно уступая ему на других. Итоговый результат составил 96,4 %. В данном случае можно обойтись без дополнительных профилей и ПО с поддержкой CMS.

Точка белого настроена на уровне стандартного режима, а все точки серого клина лежат в области с максимально допустимыми отклонениями DeltaE < 10, максимально близко к зоне DeltaE < 3. Стабильность цветовой температуры находится на высоком уровне.

Гамма-кривые настроены чуть хуже, чем после аппаратной калибровки, но в целом жаловаться не на что.

Активировав стандартный для Windows профиль sRGB IEC61966-2.1, в тесте Argyll мы получили хорошие результаты. Среднее отклонение – 0,86 единицы DeltaE94, а максимальное – 3,18. Единственное, что немного смущает, – максимальное отклонение, впрочем, для этого режима никто заводскую калибровку и не заявлял. Но для тех, кто не хочет настраивать монитор вручную (и просто не знает, как сделать это правильно), – вариант идеальный. Тем более что в этом режиме производитель предоставил полную свободу по регулировке яркости — а ведь некоторые другие компании блокируют данный параметр для подобных пресетов.

#Результаты в режиме AdobeRGB

Вслед за sRGB рассмотрим ещё один режим эмуляции, но на этот раз цветового стандарта AdobeRGB.

Цветовой охват довольно точно вписан в треугольник стандарта AdobeRGB, немного уступает ему на зелёных и бирюзовых участках. В этом режиме монитор соответствует пространству AdobeRGB на 95 %. Результат высокий, но ниже заявленных 99%.

Точка белого вновь настроена на среднем уровне, схожем с тем, что мы видели в режимах «Стандарт» и sRGB. Стабильность цветовой температуры серого клина высокая. Ничего не меняется!

Настройка гамма-кривых такая же, как и в режиме sRGB. Проблем минимум, к тому же их очень тяжело заметить в реальной работе (можно даже сказать – невозможно при отсутствии приборов).

В тесте Argyll (но на этот раз при использовании системного профиля AdobeRGB 1998) монитор BenQ PG2401PT показал результаты, полностью соответствующие заявленным производителем в отчёте о заводской калибровке. Среднее отклонение, выраженное в единицах DeltaE94, составило 0,97, а максимальное – 2,09. Великолепно! Редко бывает, чтобы заводская калибровка подтверждалась в реальных тестах. Однако герой обзора на это способен.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин. По умолчанию система компенсации неравномерности подсветки включена для всех используемых в ходе тестирования режимах. А поскольку эта технология является ещё и одним из главных достоинств монитора, то мы решили проверить равномерность подсветки исключительно при её работе.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Чисто визуально – всё идеально.

При стандартных настройках среднее отклонение от центральной точки составило 2,9%, максимальное не превысило 7%. Результат очень высокий, причём во всех 34 точках из 35 яркость выше, чем в центральной. Такое бывает крайне редко. Выделить проблемные области не выйдет – их у PG2401PT нет.

Разброс значений цветовой температуры составил 6317-6708 кельвин, среднее отклонение от центральной точки – 1,6%, максимальное – 3,4%. Это хороший результат. Цветовая температура плавно снижается сверху вниз. Таким образом, разница верхней и нижней частей относительно центра примерно одинакова.

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, разительно отличается от предыдущей картинки и подтверждает сказанное выше. Максимальное отклонение — 3,3 единицы DeltaE, среднее — 1,8. Наибольшие отклонения выявлены по всей нижней и верхней частям экрана. Но сами отклонения невелики, поэтому можно расслабиться и не думать о них.

А вот с равномерностью чёрного поля монитору PG2401PT не повезло. Проблемы видны как при плохом внешнем освещении, так и днём (но исключительно в ПО с очень тёмным интерфейсом и рабочей зоной). Засветки выявлены во всех четырёх углах, основной паразитный оттенок – зелёный. Это классика жанра для моделей с GB-LED-подсветкой. При взгляде под углом проявляется ещё и красно-розовый оттенок. Всё это усиливает Glow-эффект, особенно при отсутствии внешнего освещения и неидеальной посадке пользователя перед монитором. К сожалению, после снижения яркости подсветки до оптимального уровня (80-120 кд/м2) проблемы с равномерностью чёрного остаются на месте, хотя их видимость пусть немного, но снижается. Одной из причин таких проблем PG2401PT, кроме «качества» самой AH-IPS-матрицы от LG Display, является и вдвое меньшая глубина чёрного в сравнении с большинством других IPS-type-дисплеев из-за активной функции компенсации неравномерности подсветки. Радует лишь то, что в большинстве рабочих сценариев (офисные документы, веб-сёрфинг) неравномерность подсветки на чёрном никак не сказывается на изображении с экрана.

#Качество градиентов и скорость отклика

Используемая 10-битная (8 бит + FRC) AH-IPS-матрица в PG2401PT смогла продемонстрировать выдающиеся по равномерности градиенты как во всех предустановленных режимах, так и после аппаратной калибровки. Добавить тут нечего.

Скорость отклика матрицы вполне типична для современных IPS-type-решений, однако проблемой PG2401PT являются хорошо заметные артефакты изображения при стандартных настройках AMA. При отключении разгона матрицы шлейф за движущимися объектами практически не увеличивается, но видимость артефактов снижается. До конца же они, к большому сожалению, не пропадают. Недоработали этот момент инженеры BenQ…

#Углы обзора и Glow-эффект

Благодаря качественной AH-IPS-матрице BenQ PG2401PT смог продемонстрировать впечатляющие углы обзора.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При перемещении в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее, но не столь заметно, как у более доступных моделей. Другими словами – претензии к углам обзора монитора предъявить сложно.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы типа AH-IPS. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но не в столь явной форме.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе BenQ PG2401PT используется AH-IPS-матрица с качественной полуматовой защитной поверхностью.

Картинка на экране приятна для глаз. Кристаллический эффект еле заметен, впрочем, многие его не увидят вовсе. При изменении угла зрения его видимость не увеличивается и не уменьшается. Другими словами – ничего не меняется. От эффекта Cross-Hatching данная модель избавлена.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц (по сведениям из двух различных источников – от 16,5 до 21,5 кГц). За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

Модель BenQ PG2401PT – уже не новинка для США и Европы, но новинка для нашего рынка, которая должна прийти на него спустя 2 года после своего анонса. Герой обзора – единственный профессиональный монитор в модельном ряду BenQ с расширенным цветовым охватом. Под него была создана отдельная серия Pro Graphics и разработано ПО (специалистами X-Rite) для работы со встроенным LUT. Впервые для мониторов компании применена система компенсации неравномерности подсветки, которая очень хорошо работает. Дизайнеры остались верны себе, а поэтому серьёзных отличий PG2401PT от серии BL нет. Никуда не делись и датчики освещённости и приближения, прекрасно выполняющие возложенные на них обязанности.

Протестированный монитор оставил приятные впечатления и практически полностью соответствует указанным техническим характеристикам и заявленным возможностям. Без каких-либо но он может называться профессиональным. Ведь для этого у него всё есть.

Часть найденных минусов монитору досталась вместе с установленной AH-IPS-панелью с GB-LED-подсветкой от LG Display, а один из основных (высокая цена) – «благодаря» российской экономике. Но больше всего нас смутили артефакты изображения, от которых невозможно полностью избавиться даже при отключении разгона AMA. А вот низкий коэффициент контрастности при настройках по умолчанию испугает лишь пользователей, которые не совсем представляют его реальное влияние на конечную картинку на экране. Если же значения на уровне 550-580:1 вас сильно смущают, как и максимальная яркость в 202 кд/м2 при рабочей системе компенсации неравномерности подсветки, то будет достаточно её отключить. В таком случае можно добиться вдвое более глубокого чёрного цвета и максимальной яркости в 327 кд/м2. Вот только и минимальное значение станет заметно выше – 115 кд/м2. Но тут уж решать вам, что более важно – высокая равномерность подсветки на белом/светлом поле либо коэффициент контрастности и высокая максимальная яркость.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после аппаратной калибровки под цветовой стандарт sRGB.

Достоинства:

  • строгий современный дизайн;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • USB-хаб с двумя портами USB 3.0 и считыватель карт памяти «8 в 1»;
  • широкий выбор интерфейсов для подключения;
  • входящий в комплект поставки светозащитный козырёк (очень качественный);
  • удобная система управления с умной подсветкой сенсорных клавиш;
  • высокое соответствие цветового охвата стандартам sRGB и AdobeRGB в большинстве режимов (хотя и не уровень, заявленный в ТХ);
  • расширенный цветовой охват и возможности, которые он дарит;
  • близкая к идеальной (небольшая проблема только в точке белого) заводская настройка и калибровка;
  • отличные градиенты при любых установках;
  • открытый доступ ко встроенному LUT с возможностью проведения аппаратной калибровки (быстро, удобно и без проблем);
  • работоспособная система компенсации неравномерности подсветки в любом из режимов и при любой яркости (не уровень мониторов NEC, но близко к ним);
  • относительно высокая равномерность подсветки по уровню яркости и цветовой температуры на белом поле;
  • GB-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free);
  • отсутствие Cross-hatching и кристаллического эффекта (КЭ);
  • отличные углы обзора.

Недостатки:

  • низкая равномерность подсветки на чёрном поле с хорошо заметными паразитными засветками;
  • различимые артефакты изображения при любых настройках разгона матрицы AMA;
  • коэффициент контрастности почти вдвое ниже заявленного (исключительно из-за активной по умолчанию системы компенсации неравномерности подсветки);
  • минусы, свойственные расширенному цветовому охвату;
  • высокая цена устройства (особенно на фоне решения от Dell со схожими возможностями).
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 6 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 7 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 8 ч.
NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 8 ч.
SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 8 ч.
Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 9 ч.
Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 9 ч.
THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 10 ч.
Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 10 ч.
Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 12 ч.