Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Обзор инженерного процессора Core i7-6400T: оверклокерский Skylake из Китая

⇣ Содержание

Прогресс, который претерпевают процессоры Intel при смене поколений микроархитектуры, в последнее время ощутимо замедлился. Действительно, если сравнивать между собой похожие по позиционированию процессоры ближайших годов выпуска, то окажется, что их вычислительная производительность различается в лучшем случае на 3-7 процентов, и это несмотря на то, что разработчики непрерывно говорят об огромных шагах («тиках» и «таках») в развитии микроархитектуры. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие обладатели систем даже пятилетней давности попросту не видят смысла в модернизации своих компьютеров и продолжают оставаться с Sandy Bridge, искренне полагая, что в отсутствие реальной конкуренции развитие настольных процессоров серьёзно затормозилось.

Однако в действительности всё далеко не столь однозначно. С тезисом об отсутствии заметного прироста производительности мы спорить не будем. Но вот с тем, что в развитии настольных систем давно уже не происходит ничего интересного, согласиться невозможно. И речь тут идёт вовсе не о встраиваемом в процессоры графическом ядре и не о внедрении в современные платформы новых интерфейсов, а о том, что за последние пару лет Intel прошла огромный путь в сторону возвращения оверклокингу его изначального смысла.

С переводом процессоров на архитектуру Core компания Intel попыталась перевернуть представление о разгоне процессоров, сделав его не средством экономии бюджета, а, напротив, весьма затратным спортом. И отчасти Intel (при активном содействии остальной индустрии) это удалось: процессоров, способных разгоняться, стало заметно меньше, а стоить они стали заметно дороже. Однако массовый практический оверклокинг, к счастью, при этом всё-таки не исчез. Отчасти он подпитывался стараниями AMD, а иногда какие-то подарки (например, Pentium Anniversary Edition) преподносила и сама Intel. Но самое важное для оверклокерского ренессанса событие произошло совсем недавно – с появлением платформы LGA1151 и процессоров Core шестого поколения.

Дело в том, что, как внезапно выяснилось, в экосистеме LGA1151 разгону могут быть подвергнуты вообще любые процессоры: как специально предназначенные для этого модели с индексом K в названии, так и все остальные Skylake с заблокированным коэффициентом умножения. Да, разгон ординарных процессоров не столь прямолинеен, как у дорогих K-версий. Он выполняется не при помощи изменения множителя, а за счёт увеличения частоты базового тактового генератора. Поэтому для такого разгона подходят не все платы, нужны специальные версии BIOS, а, кроме того, в качестве побочного эффекта отключаются AVX/AVX2-инструкции. Тем не менее результаты достигаются вполне положительные: в целом ряде приложений — в первую очередь игрового характера — можно получить заметный прирост производительности.

Конечно, можно сказать, что к возрождению массового оверклокинга Intel прямого отношения не имеет, ведь компания всё-таки не даёт вольную, а пытается ввести ограничения в разгон моделей Skylake без индекса К организационными мерами. Но во-первых, борьба с разгоном массовых процессоров ей не особенно удаётся, и открытые лазейки так или иначе никуда не делись до сих пор. А во-вторых, кто же, если не Intel, заложил аппаратную основу для такого разгона? Вся эта история стала реальностью исключительно благодаря тому, что в платформе LGA1151 появилась возможность применения сразу двух тактовых генераторов: одного – для частоты процессора, а второго – для формирования частот интерфейсов. До появления Skylake подобное разделение частот в дизайн платформ не закладывалось, и поэтому разгонять процессоры как-то иначе, чем изменением их множителей, было попросту невозможно. Иными словами, Intel причастна к возвращению разгона недорогих процессоров самым непосредственным образом, и отрицать её роль в этом было бы несправедливо.

Но самое убедительное доказательство того, что Intel всерьёз раздумывала над возможностью открыть в Skylake полную свободу оверклокинга, не так давно пришло из Китая. На многочисленных китайских торговых площадках стали активно распродаваться предрелизные процессоры поколения Skylake, которые свободно разгоняются частотой тактового генератора вообще без каких-либо ухищрений и ограничений. То есть блокировка разгона не-K-процессоров была добавлена микропроцессорным гигантом непосредственно перед выводом Skylake на рынок, и нет ничего удивительного, что такие искусственные запреты получилось в конечном итоге обойти.

Вся эта история — не только про то, что, дескать, Intel хотела добавить разгон в Skylake, а потом передумала, но хитрые производители материнских плат смогли воплотить изначальный интеловский план и без участия микропроцессорного гиганта. Она добавляет к уже известной картине оверклокинга Skylake ещё один немаловажный штрих: в природе существуют предрелизные LGA1151-процессооры, которые с помощью увеличения частоты тактового генератора способны разгоняться «из коробки», без каких-либо дополнительных условий. И вот этот факт имеет огромную практическую ценность, поскольку процессоры эти при желании можно достать, причём по весьма привлекательной цене.

Собственно, рассказу о тестировании такого легкоразгоняемого предрелизного процессора и будет посвящена данная статья. В последнее время компьютерные форумы переполняет лавина восторженных отзывов от пользователей, которые приобретают на китайских интернет-площадках низкочастотные инженерные образцы четырёхъядерных Skylake и поднимают их частоту до уровня Core i7-6700K.

Поверить в то, что такое возможно, не слишком-то просто, так как китайцы распродают такие процессоры примерно в два – два с половиной раза дешевле полноценного современного четырёхъядерника уровня Core i7. Поэтому мы решили во всём разобраться сами и заказали на Aliexpress один из процессоров с загадочным и не существующим в понимании Intel названием Core i7-6400T, для которого продавцы из Поднебесной обещают возможность лёгкого разгона и эксплуатации на частоте порядка 4,0 ГГц.

#Китайский Core i7-6400T: откуда ноги растут

Прежде всего, давайте попробуем выяснить, что же на самом деле скрывается под названием Core i7-6400T. В понимании Intel такого процессора не существует вообще, и китайские продавцы используют это наименование исключительно для собственного удобства – надо же как-то обозначать продаваемый товар. Маркировка, нанесённая на крышке процессора, тоже ясности не добавляет. Никакого понятного названия на крышках таких CPU не приводится, а единственная имеющаяся текстовая строка «Intel Confidential» служит лишь напоминанием о том, что данный процессор – инженерный образец и серийным продуктом не является.

С формальной точки зрения процессоры, промаркированные «Intel Confidential», – это предварительные чипы, которые микропроцессорный гигант использует для распространения среди своих партнёров: в рядах производителей материнских плат, сборщиков компьютеров, а также среди программных разработчиков. Делается это для того, чтобы процесс вывода на рынок новых чипов проходил более гладко. Предварительные образцы нужны партнёрам компании по вполне понятным причинам – для отладки и оптимизации собственных будущих продуктов. Поэтому неудивительно, что рассылка образцов «Intel Confidential» задолго до официального выхода аналогичных по микроархитектуре процессоров – явление достаточно массовое. Однако такие процессоры в продажу, естественно, попадать не должны, и уж тем более в таких масштабах, как это произошло с условным Core i7-6400T.

Откуда же взялось такое количество «лишних» инженерных образцов Skylake, которые теперь просочились в продажу? Ответить на этот вопрос достаточно просто, если вспомнить о том, что в процессе разработки данного процессорного дизайна последовательно сменилось три его степпинга (версии). Обычно компании Intel, после того как она перешла на модель разработки «тик-так», при подготовке новых процессоров удавалось обойтись одним-двумя степпингами, но с проектом Skylake дело шло не слишком гладко. Новый, 14-нм техпроцесс, который был введён в процессорах Broadwell, изначально смог обеспечить лишь достаточно ограниченный частотный потенциал. Например, 14-нм Core i7-5775C и Core i5-5675C получили даже более низкие паспортные частоты, чем их 22-нм предшественники поколения Haswell, весьма плачевными оказывались и результаты их разгона. Но тогда это было не столь критично, ведь десктопные Broadwell позиционировались как совершенно проходной продукт с очень узкой сферой применения. А вот в Skylake специалистам Intel пришлось заняться борьбой за гигагерцы уже с полной силой. И способность работы на частотах не хуже, чем у Haswell, была достигнута далеко не сразу, а лишь после двукратного редизайна первой версии ядра.

В итоге финальную версию Skylake компании удалось получить лишь к началу 2015 года, то есть примерно за полгода до официального анонса. Партнёры же Intel нуждались в тестовых процессорах нового поколения гораздо раньше, и к рассылке инженерных образцов Skylake компания приступила ещё до того, как в её распоряжении появились окончательные версии CPU. Поэтому впоследствии, когда у Intel наконец получилось спроектировать и запустить в массовое производство финальный степпинг нового ядра, ей пришлось проводить раздачу образцов, которые на этот раз уже полностью соответствовали по дизайну будущим серийным продуктам, по новой.

По правилам, все предварительные инженерные процессоры при этом должны были быть уничтожены, но что китайцам до правил? И именно такие спасённые от утилизации Skylake предфинальной версии и попали в конечном итоге на торговые площадки. А это значит, что недорогие Core i7-6400T, которые продаются на Aliexpress и Taobao, – это не совсем аналогичные серийным процессорам продукты, а процессоры с более ранней версией дизайна.

Убедиться в этом несложно — достаточно взглянуть на имеющуюся на крышке процессоров четырёхбуквенную маркировку S-Spec: в ней закодированы как характеристики образца, так и его принадлежность к тому или иному степпингу.

В таблице ниже мы приводим сведения о наиболее распространённых маркировках инженерных образцов четырёхъядерных Skylake.

S-SpecЯдра/потокиНоминальная частота, ГГцTDP, ВтСвободный множительСтеппинг ядра
QH8F 4/8 2,2 65 - A0
QH8E 4/8 2,2 80 -
QH8G 4/8 2,2 80 -
QH73 4/8 2,3 95 +
QHQJ 4/8 1,6 35 - Q0
QHQG 4/8 2,2 65 -
QHJE 4/8 2,6 65 -
QHQF 4/8 2,6 95 +
QJEB 4/8 2,8 35 - R0
QJE9 4/8 3,4 65 -
QJE6 4/8 4,0 95 +

Самые «правильные» инженерные образцы процессоров имеют степпинг R0 – это полные аналоги серийных продуктов, поскольку именно этот степпинг используется в тех вариантах Skylake, что продаются в магазинах. У китайских же продавцов — по понятным причинам — в наличии имеются лишь процессоры прошлых степпингов: A0 и Q0. Впрочем, хоть это и снижает их практическую ценность, но ненамного. Для более ранних степпингов характерен более низкий частотный потенциал и некоторые ограничения в работе процессорного контроллера памяти, а в степпинге A0 к тому же есть ошибки в реализации встроенного графического ядра. Однако если учесть тот факт, что продаются такие CPU по значительно более низкой цене, чем серийные четырёхъядерники степпинга R0, их приобретение обретает вполне очевидный смысл. Особенно если принять во внимание тот факт, что Skylake степпингов A0 и Q0, в отличие от R0, не имеют никаких защит против разгона тактовым генератором и потому совершенно свободно наращивают частоту выше установленного Intel значения, даже несмотря на заблокированные множители.

Иными словами, предлагаемые на китайских торговых площадках инженерные Skylake ранних степпингов – это хороший и притом по-настоящему оверклокерский способ сэкономить. Заплатив за такой процессор вдвое или даже втрое меньше, чем стоит в магазине настоящий Core i7, из инженерного образца степпинга A0 или Q0 после разгона вполне можно выжать сравнимый уровень производительности.

Беглый анализ ассортимента Aliexpress и Taobao показывает, что основная масса продающихся по дешёвке предсерийных образцов Skylake имеет S-Spec QHQG, QHQJ, QH8G и QH8F. Особый интерес из них представляют процессоры QHQG и QHQJ, потому что они относятся не к первоначальному, а к более позднему, второму степпингу Skylake, в котором немного улучшен частотный потенциал и исправлен целый ряд проблем, например нестабильность встроенной графики. Из пары же QHQG и QHQJ более привлекательным кажется первый вариант, поскольку он рассчитан на более высокую тактовую частоту и имеет более высокий номинальный множитель, но на самом деле, если учитывать разгон, то особой разницы между такими процессорами быть не должно. Да, для разгона QHQJ частоту тактового генератора придётся задирать сильнее, чем в случае с QHQG, но это вряд ли может стать сколь-нибудь серьёзной проблемой.

Кроме того, инженерные процессоры принято дифференцировать также и по последней строке маркировки, имеющей вид L501C679. В ней закодирована информация о месте и дате производства, а также номер партии. Первый символ – это код фабрики (L – Малайзия, C — США); второй – год выпуска (4-2014, 5-2015); последующие две цифры – номер недели в году, в течение которой произведён процессор; а всё, что идёт следом, – это код партии. Считается, что процессоры с более поздней датой выпуска разгоняются лучше, однако если такая корреляция и имеет место, то она не слишком заметна. Тем не менее инженерные процессоры начала 2015 года выпуска пользуются большим спросом, а потому обычно стоят несколько дороже своих более ранних собратьев.

#Core i7-6400T QHQG: подробное знакомство

Для проведения практических экспериментов мы приобрели инженерный образец Core i7-6400T QHQG выпуска первой недели 2015 года (L501). Он обошёлся примерно в 10 тысяч рублей, то есть где-то вдвое дешевле по сравнению с самым доступным Skylake класса Core i7. Отбивает ли он вложенные в него средства?

Как уже было сказано выше, процессоров с названием Core i7-6400T в ассортименте компании Intel на самом деле нет. Это наименование придумано продавцами исходя из того, что номинальная частота 2,2 ГГц, на которой работают такие образцы, соответствует номинальной частоте Core i5-6400T. Однако по всем остальным параметрам Core i7-6400T – это именно Core i7: он обладает четырьмя ядрами с поддержкой Hyper-Threading, а его кеш-память третьего уровня имеет ёмкость 8 Мбайт. Но если сравнивать китайский Core i7-6400T с полноценным Core i7, то серийный процессор серьёзно выиграет по тактовой частоте.

Core i7-6400TCore i7-6700TCore i7-6700Core i7-6700K
Кодовое имя Skylake Skylake Skylake Skylake
Степпинг ядра Q0 R0 R0 R0
Ядра/потоки 4/8 4/8 4/8 4/8
Технология Hyper-Threading Есть Есть Есть Есть
Тактовая частота 2,2 ГГц 2,8 ГГц 3,4 ГГц 4,0 ГГц
Максимальная частота в турбо-режиме 2,6 ГГц 3,6 ГГц 4,0 ГГц 4,2 ГГц
Разблокированный множитель Нет Нет Нет Есть
TDP 65 Вт 35 Вт 65 Вт 91 Вт
HD Graphics HD Graphics 530 HD Graphics 530 HD Graphics 530 HD Graphics 530
L3-кеш 8 Мбайт 8 Мбайт 8 Мбайт 8 Мбайт
Поддержка DDR4 Два канала DDR4-2133 Два канала DDR4-2133 Два канала DDR4-2133 Два канала DDR4-2133
Поддержка DDR3 Два канала DDR3L-1600 Два канала DDR3L-1600 Два канала DDR3L-1600 Два канала DDR3L-1600
Линии PCI Express 3.0 16 16 16 16
Расширения набора инструкций SSE4.1/4.2, AVX 2.0 SSE4.1/4.2, AVX 2.0 SSE4.1/4.2, AVX 2.0 SSE4.1/4.2, AVX 2.0
Упаковка LGA1151 LGA1151 LGA1151 LGA1151
Цена $130-$155 $303 $303 $339

В низких частотах инженерного образца нет ничего удивительного. Во-первых, перед нами – степпинг Q0, частотный потенциал которого гораздо ниже, чем у последовавшей за ним серийной версии ядра. Во-вторых, инженерные процессоры, выпущенные задолго до официального анонса, всегда работают на более низких частотах. Ведь они предназначаются для знакомства партнёров Intel с новой архитектурой, а не для покорения высот производительности.

Несмотря на то, что Core i7-6400T – процессор не серийный и даже отличается от нормальных Skylake по степпингу, большинство LGA1151-материнских плат может работать с ним без каких-либо проблем. Необходимая для этого версия микрокода обычно встроена в BIOS по умолчанию, по крайней мере в платах ведущих производителей. Поэтому относительно поддержки инженерного образца переживать не стоит.

Вместе с тем детектируется он большинством материнок как «Genuine Intel CPU 0000» – ни о каком Core i7 в названии, естественно, здесь речь не идёт. Однако никаких претензий к функциональности нет: в этом процессоре нормально работают все фирменные интеловские технологии: Hyper-Threading, SpeedStep, VT-x, TXT и так далее. Работает и Turbo Boost: при нагрузке на все ядра процессор может разгоняться до 2,4 ГГц, а при однопоточных вычислениях частота может возрастать до 2,6 ГГц. Впрочем, в любом случае при эксплуатации в номинальном режиме китайский Core i7-6400T не интересен – его частоты слишком низки.

Диагностическая утилита определяет рассматриваемый инженерник следующим образом:

Встроенный бенчмарк подсказывает, что даже многопоточная производительность этого процессора в номинальном режиме находится на уровне ниже Core i5 поколения Sandy Bridge. А значит, для того, чтобы Core i7-6400T мог раскрыть свои сильные стороны, нужен разгон.

#Разгон

Так как множитель подавляющего большинства инженерных процессоров заблокирован, разгонять их приходится базовой частотой. В случае со Skylake это вполне возможно на материнских платах, которые имеют внешний тактовый генератор, а это – практически любые платы на базе набора логики Intel Z170. Если бы речь шла о разгоне серийных процессоров, то для успеха потребовался бы ещё и особый, подправленный BIOS. Но для разгона предсерийных образцов Skylake степпингов A0 и Q0 он не нужен – такие процессоры свободно разгоняются по частоте и на обычных версиях прошивок. А это значит, что поднять частоту Core i7-6400T не так уж и сложно. И даже более того, инженерные версии Skylake степпинга Q0 выгодно отличаются от своих более поздних серийных собратьев тем, что при разгоне частотой тактового генератора в них не отключаются термодатчики и AVX/AVX2-инструкции. То есть разгон получается даже более полноценным.

При разгоне Skylake по частоте есть две тонкости: технология Enhanced Intel SpeedStep должна быть принудительно отключена, а параметр Boot Performance Mode требуется перевести в значение Turbo Performance. Эти настройки в большинстве случаев избавляют от проблем с холодным стартом системы. В остальном же алгоритм очень простой: процессорный множитель фиксируется на максимально допустимом значении, после чего наращивается частота базового тактового генератора BCLK и при необходимости для обеспечения стабильности прибавляется процессорное напряжение. Не нужно лишь забывать, что с BCLK связана и частота работы памяти, поэтому при разгоне базовым тактовым генератором попутно требуется корректировать множители, отвечающие за формирование частоты DDR4 SDRAM.

Оверклокинг инженерных Skylake степпинга Q0 происходит именно по этому алгоритму, но не следует ожидать от них таких же результатов разгона, какие получаются на серийных процессорах. Степпинг Q0 – предварительный, и максимальная частота, при которой способны работать его носители, лежит в окрестности 4-гигагерцевой отметки.

В процессе изучения возможностей нашего экземпляра Core i7-6400T QHQG мы построили зависимость его предельной частоты от уровня подаваемого напряжения. На приведённом ниже графике хорошо видно, что частотный потенциал инженерных Skylake действительно хуже, чем у серийных процессоров, но дело не в каких-то искусственных ограничениях, а в самом дизайне ядра степпинга Q0.

Номинальное напряжение тестировавшегося экземпляра Skylake – 1,12 В, однако эксперименты по разгону мы начали с более низкой величины 1,0 В. И как показали практические испытания, даже в этом случае инженерный Core i7-6400T спокойно берёт 3-гигагерцевую планку. Однако особенно обольщаться не стоит. Увеличение напряжения отодвигает предел стабильного разгона не слишком сильно, зато рабочие температуры при этом прирастают очень круто.

В результате прибавка к стартовому напряжению в размере 0,4 В позволила отодвинуть предельную частоту лишь на 850 МГц. И максимальным результатом, который удалось выдавить из нашего экземпляра Core i7-6400T QHQG, оказалось лишь 3,9 ГГц. Попытки же дальнейшего приращения частоты пришлось отмести из-за чрезмерного нагрева процессорного кристалла в тестах стабильности в LinX 0.7.0, даже несмотря на то, что все эксперименты проводились с достаточно неплохим кулером Noctua NH-U14S.

Как видно на приведённом скриншоте, разгон проводился с установкой коэффициента умножения 24х. Это максимальный турбомножитель, при котором исследуемый процессор может работать с нагрузкой сразу на все ядра. Частоту BCLK удалось поднять до значения 162,5 ГГц, что в итоге вывело Core i7-6400T на 3,9-гигагерцевую отметку. Однако для того, чтобы в таком состоянии можно было провести полный цикл тестов стабильности, напряжение Vcore пришлось увеличить до 1,425 В. А это приводило почти к критическому нагреву – троттлинг у инженерных Skylake активируется при 100 градусах, как и у обычных Core i7.

Очевидно, что, как и в серийных процессорах, в инженерных образцах тоже используется полимерный термоинтерфейс, причём явно не лучшего качества. Но для процессора со штатной частотой 2,2 ГГц это и неудивительно. Тем не менее следует иметь в виду, что лучшего разгона Core i7-6400T можно добиться с помощью скальпирования.

На первый взгляд, разгон Skylake до 3,9 ГГц не кажется особенным оверклокерским успехом. Однако не забывайте, речь идёт о предварительном степпинге и о процессоре, номинальная частота которого была в 1,8 раза ниже достигнутого разгона. Поэтому полученный результат на самом деле не так уж и плох. В конце концов, взяв для эксперимента процессор стоимостью порядка $130-$150, в итоге мы пришли к той частоте, которую обеспечивают 300-долларовые CPU. А это, вообще говоря, совсем не иллюзорный выигрыш.

Кроме того, любой оверклокинг – это всегда лотерея. И с другим экземпляром Core i7-6400T результат мог бы оказаться совсем иным. Например, в Сети можно обнаружить немало отзывов, свидетельствующих о покорении инженерными CPU 4-гигагерцевой отметки или даже о возможности стабильной работы при частотах порядка 4,2 ГГц. Иными словами, Core i7-6400T – это вполне достойный объект приложения сил для экономного оверклокера.

Что же касается конкретно нашего случая, то разгон удалось провести без каких-либо особых усилий и без утомительного подбора второстепенных параметров. Изменению подвергалось лишь единственное напряжение VCORE, а в целом с набором применённых настроек можно ознакомиться на следующем скриншоте.

Разгон выполнялся на плате ASUS Maximus VIII Ranger, но это не имеет большого значения. Примерно аналогичным образом китайские инженерные процессоры разгоняются и на других материнских платах. Правда, в отдельных случаях можно столкнуться с отключением AVX/AVX2-инструкций и температурного мониторинга, например такое происходит на некоторых материнских платах компании ASRock. Но в этом случае на помощь могут прийти модифицированные энтузиастами версии BIOS, которые регулярно выкладываются на корейском сайте Hardware Tips.

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Приобретение инженерного процессора с условным названием Core i7-6400T при его разгоне полностью окупается – в этом нет никаких сомнений. Однако усомниться можно в другом – в том, что инженерник в конечном итоге выгоднее, чем разогнанный младший серийный четырёхъядерник Core i5-6400. Стоимость Core i5 немного выше, чем у китайского Core i7-6400T, и составляет $182. Зато серийный процессор разгоняется куда сильнее – как минимум до 4,6 ГГц, правда, у серийных процессоров в разгоне отключаются AVX/AVX2-инструкции. У Core i7-6400T же векторные инструкции работают и в разогнанном состоянии, к тому же он располагает технологией Hyper-Threading. Поэтому без тестирования понять, какой вариант интереснее для экономного оверклокера, не так-то и просто.

Чтобы ответить на все возникающие вопросы относительно производительности, мы провели специальное тестирование, в котором приняли участие серийный Core i5-6400 и инженерный Core i7-6400T в номинальном режиме и разгоне, а в качестве ориентира мы использовали полноценный процессор Core i7-6700K. В разогнанном состоянии Core i7-6400T работал на частоте 3,9 ГГц при напряжении 1,425 В – именно такой оверклокерский режим описан в этой статье, а Core i5-6400 разгонялся до 4,6 ГГц – про то, как достигается такая частота можно прочитать в прошлых материалах.

Полный список задействованных в тестовых системах комплектующих выглядит следующим образом:

  • Процессоры:
    • Intel Core i7-6700K (Skylake, 4 ядра + HT, 4,0-4,2 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-6400T (Skylake 4 ядра + HT, 2,2-2,6 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-6400 (Skylake, 4 ядра, 2,7-3,3 ГГц, 6 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнская плата: ASUS Maximus VIII Ranger (LGA1151, Intel Z170).
  • Память: 2 × 8 Гбайт DDR4-2667 SDRAM, 15-15-15-35 (Corsair Vengeance LPX CMK16GX4M2A2666C16R).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1080 (8 Гбайт/256-бит GDDR5X, 1607-1733/10000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Kingston HyperX Savage 480 GB (SHSS37A/480G).
  • Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise Build 10586 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • Intel Chipset Driver 10.1.2.19;
  • Intel Management Engine Interface Driver 11.0.0.1172;
  • NVIDIA GeForce 375.95 Driver.

Описание использовавшихся для измерения вычислительной производительности инструментов:

Комплексные бенчмарки:

  • BAPCo SYSmark 2014 ver 1.5 – тестирование в сценариях Office Productivity (офисная работа: подготовка текстов, обработка электронных таблиц, работа с электронной почтой и посещение интернет-сайтов), Media Creation (работа над мультимедийным контентом — создание рекламного ролика с использованием предварительно отснятых цифровых изображений и видео) и Data/Financial Analysis (статистический анализ и прогнозирование инвестиций на основе некой финансовой модели).

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC 2015 — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC 2015 — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Blender 2.78a – тестирование скорости финального рендеринга в одном из популярных свободных пакетов для создания трёхмерной графики. Измеряется продолжительность построения финальной модели из Blender Cycles Benchmark rev4.
  • WinRAR 5.31 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • x264 r2721 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
  • x265 2.1+49 8bpp — тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности используется тот же видеофайл, что и в тесте скорости транскодирования кодером x264.
  • y-cruncher 0.7.1 Build 9466 – измерение скорости вычисления 1 миллиарда знаков после запятой числа π, выполняемое по алгоритмам Чудновского и Рамануджана.

Игры:

  • Ashes of Singularity. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality Profile = High, MSAA=2x.
  • Civilization VI. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Deus Ex: Mankind Divided. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, MSAA = Off, Preset = Very High.
  • Grand Theft Auto V. Разрешение 1920 × 1080, DirectX Version = DirectX 11, FXAA = Off, MSAA = x4, NVIDIA TXAA = Off, Population Density = Maximum, Population Variety = Maximum, Distance Scaling = Maximum, Texture Quality = Very High, Shader Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Reflection Quality = Ultra, Reflection MSAA = x4, Water Quality = Very High, Particles Quality = Very High, Grass Quality = Ultra, Soft Shadow = Softest, Post FX = Ultra, In-Game Depth Of Field Effects = On, Anisotropic Filtering = x16, Ambient Occlusion = High, Tessellation = Very High, Long Shadows = On, High Resolution Shadows = On, High Detail Streaming While Flying = On, Extended Distance Scaling = Maximum, Extended Shadows Distance = Maximum.
  • Hitman™. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
  • Rise of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Anti-aliasing = SSAA 4x, Preset = Very High.
  • The Witcher 3: Wild Hunt. Разрешение 1920 × 1080, Graphics Preset = High, Postprocessing Preset = High.
  • Total War: WARHAMMER. Разрешение 1920 × 1080, DirectX 11, Quality = Ultra.

#Производительность в комплексных бенчмарках

Говорить о комплексной производительности системы, построенной на работающем в номинальном режиме инженерном Core i7-6400T, не слишком интересно. Хоть этот процессор и является полноценным четырёхъядерником с поддержкой виртуальной многопоточности Hyper-Threading, высоким быстродействием он похвастать не может. Чрезвычайно низкие тактовые частоты приводят к тому, что система на его основе заметно проигрывает даже конфигурации на младшем Core i5.

Другое дело – разгон. Увеличение частоты китайского процессора до 3,9 ГГц сразу же влечёт за собой полуторакратное увеличение производительности. В результате Core i7-6400T почти настигает и Core i7-6700K, и разогнанный до 4,6 ГГц Core i5-6400. Иными словами, оверклокинг превращает Core i7-6400T в предложение с очень достойной производительностью.

Отдельного упоминания заслуживает высокий показатель работающего на частоте 3,9 ГГц Core i7-6400T в сценарии Data/Financial Analysis, состоящем из типично счётных задач. Здесь этот процессор опережает разогнанный до 4,6 ГГц Core i5-6400, и это недвусмысленно показывает, что для ресурсоёмких вычислительных задач лучше пользоваться разогнанным Core i7-6400T, а не представителем серии Core i5, поскольку инженерник, в отличие от Core i5-6400, может предложить и полноценную поддержку AVX/AVX2-инструкций, и технологию Hyper-Threading.

#Производительность в ресурсоёмких приложениях

С тяжелыми ресурсоёмкими приложениями всё очень просто: в большинстве своём они могут эффективно распараллеливать нагрузку, а многие к тому же активно используют векторные инструкции. Поэтому разогнанный Core i7-6400T на фоне Core i5-6400 чувствует себя очень неплохо: если иметь в виду оверклокинг, то инженерный процессор для работы с контентом явно предпочтительнее. Обладая системой на его основе, можно почувствовать примерно то же, что чувствует владелец флагманского LGA1151-процессора, купленного за 300 с лишним долларов. А вот серийный Core i5-6400 такие ощущения передать не способен, ведь в нём нет поддержки Hyper-Treading, плюс при разгоне в нём отключаются востребованные в данном случае наборы команд AVX/AVX2.

Кстати говоря, относительно неплохую производительность в ресурсоёмких задачах инженерный процессор может обеспечить даже и без разгона. Однако четырёхъядерный Skylake с частотой 2,2-2,6 ГГц – это скорее нечто похожее на AMD FX, такой процессор эффективен только для многопоточной работы. В тех же ситуациях, когда определяющую роль играет скорость одного ядра, Core i7-6400T в номинальном режиме малопривлекателен.

#Производительность в играх

А вот в играх ситуация складывается отнюдь не в пользу инженерного процессора Core i7-6400T. Большинство игровых движков в исполнении более чем четырёх потоков одновременно не нуждается, а если они и порождают многопоточную нагрузку, то заметного выигрыша от наличия в процессоре технологии Hyper-Threading при этом нет. Кроме того, игры не используют (за редким исключением) векторные инструкции. Поэтому Core i5-6400, разогнанный до 4,6 ГГц, закономерно оказывается более производительной основой для геймерской системы, которая примерно в половине случаев предлагает даже более высокую частоту кадров, чем конфигурация на базе Core i7-6700K.

Однако это вовсе не означает, что выбирать и разгонять Core i7-6400T для игровых систем не имеет смысла. Напротив, если нацеливаться на разгон, китайский процессор, как и Core i5-6400, можно посчитать вполне достойной базой для игровой сборки. Дело в том, что, с одной стороны, он обойдётся дешевле младшего серийного четырёхъядерника, а с другой – его производительность для получения высокого показателя кадровой частоты в современных играх более чем достаточна. Например, мы проводили тесты с GeForce GTX 1080 – одной из самых быстрых видеокарт сегодняшнего дня – и не встретили ни одного случая, где бы мощности разогнанного Core i7-6400T не хватило бы для получения превосходной игровой производительности. Иными словами, любая из современных игровых видеокарт, работая в системе с разогнанным инженерным процессором, сможет полностью раскрыть свой потенциал.

#Энергопотребление

Раздел об энергопотреблении мы добавили в эту статью скорее по традиции, чем из необходимости. Очевидно, что экономичной системы при оверклокинге инженерного CPU получиться не может. Ведь одним из условий успешного разгона повышением частоты тактового генератора выступает отключение энергосберегающих технологий и блокировка энергоэффективных состояний. Впрочем, оценить потребление Core i7-6400T в определённой степени всё же интересно, ведь формально этот процессор относится к классу чипов с 65-ваттным тепловым пакетом.

Используемый нами в тестовой системе новый цифровой блок питания Corsair RM850i позволяет контролировать потребляемую и выдаваемую электрическую мощность, чем мы и пользуемся для измерений. На графике ниже приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное «после» блока питания и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. КПД самого блока питания в данном случае не учитывается.

В простое потребление инженерника оказывается не слишком высоким. Несмотря на то, что он не сбрасывает частоту и напряжение при отсутствии нагрузки, разница с серийным Core i7 не превышает 10 Вт.

Не сильно различаются энергетические аппетиты разогнанного Core i7-6400T и работающего в номинале Core i7-6700. В тестах производительности мы видели, что такие CPU выдают похожий уровень быстродействия, сходным оказывается и потребление. Да, Core i7-6400T с частотой 3,9 ГГц немного прожорливее из-за более высокого напряжения питания, однако разница не носит принципиального характера. А это, в свою очередь, означает, что для разгона инженерного процессора не нужны особенно производительные системы охлаждения. Такой CPU вполне может обойтись кулером среднего ценового диапазона.

#Выводы

Честно говоря, в то, что происходит сейчас с разгоном в рамках платформы LGA1151, верится с большим трудом. Ведь в процессорах поколения Skylake совершенно неожиданно возродился дух старого олдскульного оверклокинга, представляющего собой не просто развлечение или спорт, а вполне реальный путь к экономии бюджета. И сегодня, после знакомства с очередным вариантом разгона, который можно провернуть в рамках экосистемы LGA1151, мы с уверенностью говорим, что изначальный принцип «плати меньше – получай больше», которым руководствовались энтузиасты пять-десять лет назад, становится вновь актуальным и для современных платформ.

Мы уже рассказывали о том, как можно разгонять неоверклокерские процессоры поколения Skylake с заблокированным множителем, но сегодняшняя история куда увлекательнее. Оказывается, в природе существует большой класс инженерных образцов четырёхъядерных Skylake, которые имеют цену Core i3, но при этом в разгоне способны дотянуться по производительности до вдвое-втрое более дорогих чипов класса Core i7. И более того, такие процессоры – не полумифический артефакт, а товар, широко представленный на китайских торговых онлайн-площадках!

Всё это значит, что инженерники с условным названием Core i7-6400T могут стать ещё более выгодным и распространённым оверклокерским инструментом по сравнению с уже неплохо зарекомендовавшим себя на этом поприще Core i5-6400. Да, разгоняются предварительные образцы Slylake лишь до величин порядка 4,0 ГГц, но наличие в них технологии Hyper-Threading и сохранение полной работоспособности AVX/AVX2-инструкций позволяет получать более высокую производительность в ресурсоёмких приложениях. Таким образом, претендентом на звание народного оверклокерского CPU номер один теперь следует считать именно китайские Core i7-6400T, а не что-либо иное. Особенно если принять во внимание относительную простоту их разгона прямо «из коробки», при котором не требуется выполнять какие-либо сложные подготовительные операции.

Конечно, разгон – это какая-никакая лотерея, да и заказ чего-либо из Китая тоже не всегда проходит гладко, то есть стопроцентный успех в случае ставки на инженерные варианты Skylake мы гарантировать не можем. Но иных близких к Core i7-6400T по соотношению цены и потенциально достижимой производительности вариантов попросту не существует. Поэтому, если вся эта оверклокерская тема трогает в вашей душе какие-то струны, самое время поторопиться: очевидно, что запас пригодных для разгона предсерийных Skylake в закромах у китайцев рано или поздно иссякнет.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 3 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 4 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 5 ч.
NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 5 ч.
SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 6 ч.
Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 6 ч.
Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 7 ч.
THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 7 ч.
Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 8 ч.
Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 9 ч.