Оригинал материала: https://3dnews.ru/962690

Обзор игрового WQHD-монитора ASUS ROG Swift PG27VQ: когда TN дороже IPS

Технические характеристики. Внешний вид

В представлении простого обывателя самыми дорогими мониторами при прочих равных должны быть модели на базе IPS-type-матриц, на втором месте идут *VA-решения, а замыкают эту троицу представители лагеря TN+Film. До недавнего времени — и на протяжении многих лет — так всё и было. Но с популяризацией продуктов для геймеров (вернее, для зажиточных любителей поиграть) индустрия сделала шаг в сторону, и сценарий развития рынка игровых мониторов резко поменялся. Предыдущие законы его формирования канули в Лету, а новые пока известны лишь производителям.

Трендами последних двух лет в этой сфере были повышение частоты вертикальной развёртки до ранее немыслимых величин, увеличение диагонали и разрешения, обязательное использование одной из систем адаптивной синхронизации и переход от поднадоевших покупателям TN-панелей на более дорогие IPS. Яркий тренд этого года – изогнутые матрицы, причём абсолютно любого формата и размера. Самый же последний изыск производителей – подсветить всё, что только можно, потому как внешность периферии должна быть яркой и эффектной. Но так ли это важно для устройства, где главное – это его матрица?

Монитор, с которым мы сегодня вас познакомим, – это новый ROG Swift PG27VQ, представленный компанией ASUS буквально несколько месяцев назад и только-только появившийся в продаже. Главными его отличиями от всех ранее существовавших на рынкедисплеев являются изогнутая TN+Film-матрица стандарта WQHD с частотой 165 Гц и самая высокая цена среди устройств подобного рода. Стоит ли оно того? Давайте разбираться.

#Технические характеристики

ASUS ROG Swift PG27VQ
Экран
Диагональ, дюймы 27,0
Соотношение сторон 16:9
Покрытие матрицы Матовое (Anti-Glare)
Стандартное разрешение, пикс. 2560 × 1440
PPI 110
Параметры изображения
Тип матрицы Curved 1800R TN+Film
Тип подсветки White LED
Макс. яркость, кд/м2 400
Контрастность статическая 1000 : 1
Количество отображаемых цветов 16,7 млн
Частота вертикальной развёртки, Гц 30-165 + G-Sync Support
Время отклика BtW, мс НД
Время отклика GtG, мс 1
Максимальные углы обзора
по горизонтали/вертикали, °
170/160
Разъёмы
Видеовходы 1 × HDMI 1.4;
1 × Display Port 1.2
Видеовыходы НД
Дополнительные порты 1 × Audio-Out (3,5 мм);
2 × USB 3.0;
1 × Service Port
Встроенные колонки: число × мощность, Вт Нет
Физические параметры
Регулировка положения экрана Угол наклона, поворот, изменение высоты
VESA-крепление: размеры (мм) Есть (100 × 100 мм)
Крепление для замка Kensington Да
Блок питания Внешний
Макс. потребляемая мощность
в работе / в режиме ожидания (Вт)
67,5 (при яркости 200 нит) / 0,5
Габаритные размеры
(с подставкой), Д × В × Г, мм
615 × 422-522 × 269
Габаритные размеры
(без подставки), Д × В × Г, мм
615 × 370 × 114
Масса нетто (с подставкой), кг 8,46
Масса нетто (без подставки), кг 5,8
Средняя цена (по данным "Яндекс.Маркета") 69 990 рублей

По всей вероятности, монитор ASUS ROG Swift PG27VQ построен на базе 27-дюймовой TN+Film-матрицы производства AU Optronics, модели M270DTR01.0, с максимальной частотой вертикальной развёртки 144 Гц (до 165 Гц в режиме разгона) и радиусом кривизны 1800R. Это 8-битное решение (с некоторой долей вероятности используется FRC-дизеринг) с разрешением 2560 × 1440 пикселей, соотношением сторон 16:9 и обычной W-LED-подсветкой, обеспечивающей монитору стандартный цветовой охват.

Производитель делает ставку на изогнутость панели (впервые для игровых TN+Film-дисплеев от ASUS), её сверхвысокую скорость (не 240 Гц, но всё же), поддержку системы адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync, режим Ultra Low Motion Blur и систему внешней подсветки Aura с возможностью синхронизации с другими устройствами ASUS с «Аурой» на борту. Подсветка, кстати, в случае с PG27VQ выполнена на новый лад, при помощи размещения RGB-светодиодов в глубине корпуса и полупрозрачного выгравированного рисунка на его «спинке». Дополняет систему подсветки уже известная светодиодная проекция логотипа ROG на рабочее пространство (система Light in Motion, она же Light Signature), с возможностью создания и использования своих логотипов (три прозрачные пластиковые заготовки находятся в комплекте поставки).

В целом же PG27VQ сочетает в себе черты таких моделей, как PG258Q и XG27VQ, с одним лишь незначительным изменением – тонкие внешние накладки на внутренние рамки пропали, что, в общем-то, удивляет больше всего, ведь они были одной из отличительных черт мониторов компании. Теперь же стало как и у всех остальных.

Эргономичная подставка монитора предлагает три степени свободы для регулировки положения корпуса. Из-за использования изогнутой панели от возможности переворота (Pivot) производитель решил отказаться — и это правильно. Система управления выполнена на базе 5-позиционного джойстика и четырёх физических клавиш – точно так же, как и у многих других мониторов ASUS.

Список установленных портов, если принять во внимание требования модуля NVIDIA G-Sync, совсем не удивляет. Для раскрытия потенциала монитора пользователь может подключаться через DP 1.2, а для всего остального (подключения игровых консолей, например) есть HDMI 1.4. Работа с периферией обеспечивается за счёт двух портов USB 3.0 и одного 3,5-мм аудиовыхода.

Кроме всего прочего, в PG27VQ предустановлены режимы изображения Game Visual и дополнительные пресеты Blue Light Filter для снижения синей составляющей спектра. А функция Game Plus служит для вывода на экран прицела, таймера и счётчика кадров.

На момент тестирования монитор ASUS ROG Swift PG27VQ уже поступил на полки российских магазинов по рекомендованной производителем цене 69 990 рублей (на этом моменте уже можно рвать волосы и посылать компании ASUS «лучики добра»), что сразу же сделало его самым дорогим продуктом в сегменте игровых 27-дюймовых мониторов. В этом вопросе он превзошёл безумно популярный до сих пор PG279Q с 165-Гц IPS-матрицей, а также PG278Q и PG278QR с их 144- и 165-Гц TN+Film-панелями.

Все перечисленные мониторы отличаются плоскими матрицами, но, если учесть диагональ экрана и его соотношение сторон, это не назовешь упущением. Ну а поскольку основная разница между максимально схожими моделями (с TN+Film) лишь в дизайне и наличии систем подсветки внешнего пространства, вопрос адекватности ценообразования встаёт максимально остро. Не в сторону ли ребят из Купертино поглядывают в ASUS?

#Комплектация и внешний вид

ASUS ROG Swift PG27VQ поставляется в крупной чёрной коробке с качественной полиграфией, несколькими фотографиями монитора и перечислением его основных особенностей с помощью различных пиктограмм. Для удобства переноски сверху есть пластиковая ручка.

Наклейка на коробке не содержит особо полезной для покупателя информации. Она информирует лишь о том, что дисплей изготовлен в Китае.

Комплект поставки включает в себя следующее:

  • кабель питания;
  • внешний БП;
  • кабель DisplayPort;
  • пластиковый элемент системы прокладки кабелей;
  • краткое руководство по установке и настройке;
  • CD с руководством пользователя, драйверами и ПО;
  • проспект ASUS VIP Member;
  • проспект по безопасному использованию;
  • дополнительные пластиковые вставки для системы Light Signature.

Наиболее предпочтительным интерфейсом для подключения в рассматриваемом случае является DisplayPort 1.2, и для его использования в комплекте поставки есть всё необходимое.

Для своих наиболее интересных и дорогих моделей мониторов в ASUS давно исповедуют дизайнерский подход, отточенный на семействе игровых ноутбуков серии ROG, а затем перенесённый и на мониторы, начиная с PG348Q.

Сложные формы, переплетённые друг с другом, с различным по фактуре и цвету пластиком, моментально создают образ дорогого и нишевого продукта, нацеленного преимущественно на игровую аудиторию.

В зависимости от «подсерии» устройства (Swift, Strix) меняется цвет отдельных элементов корпуса. Кроме того, PG27VQ стал уже не первой моделью компании, где инженеры и дизайнеры пытаются найти наилучший вариант системы RGB-подсветки под названием Aura, сохраняя уже привычную систему красной подсветки логотипа ROG на своём месте. А вот отказ от тонких накладок на области внутренних рамок – с таким мы сталкиваемся впервые.

Система подсветки Light Signature озаряет красным светом логотип ROG, нанесённый на пластиковый круг в нижней части центральной колонны. Она не режет глаз, но и толку от неё особого нет. Однако получается красиво — тут не поспоришь.

В новинке система подсветки рабочего пространства Aura RGB выполнена за счёт встроенных в корпус светодиодов и полупрозрачного выгравированного рисунка на задней поверхности корпуса. Решение очень оригинальное и эффектное. Описание технологии звучит красиво, ещё красивее выглядят демонстрационные ролики, однако всю эту настраиваемую красоту увидит только человек, по каким-то причинам оказавшийся позади монитора, ну или стена (в основном это будет именно так), возле которой PG27VQ будет стоять.

Продолжает красоту «закрученная» подставка с тремя тонкими металлическими ножками разной длины, массивная центральная колонна и задняя поверхность, поделённая на несколько отличающихся друг от друга областей, – всё это притягивает взгляд.

Система прокладки кабелей состоит из двух элементов: специального выреза в нижней части центральной колонны и фигурной пластиковой крышки, закрывающей свободный доступ к интерфейсным разъёмам.

Эта система действительно довольно эффективно скрывает провода, но лишь до момента установки корпуса в верхней точке на подставке.

Быстросъёмное соединение в новинке не используется. Центральная колонна изначально прикреплена к корпусу, а для её демонтажа и использования VESA-совместимого кронштейна необходимо с помощью плоской отвёртки поддеть пластиковое обрамление, которое состоит из двух частей, и открутить четыре удерживающих винта.

Эргономика подставки обеспечивает регулировку высоты в пределах 100 мм, наклона в диапазоне от -5 до +20 градусов и поворот корпуса на 40 градусов вправо/влево. Разворот в портретный режим (Pivot) в PG27VQ, как мы уже упоминали, отсутствует из-за использования изогнутой TN+Film-матрицы.

Основание подставки и все внутренние крепёжные элементы выполнены из металла. Для лучшего сцепления с рабочей поверхностью используются три резиновые ножки.

Матрица здесь с матовой рабочей поверхностью. Она обладает серьёзными антибликовыми свойствами, но разочаровывает хорошо заметным кристаллическим эффектом, от которого многие уже успели отвыкнуть.

Курватура (радиус изогнутости) панели 1800R не сказывается каким-либо образом на восприятии картинки с экрана. Мы не раз отмечали, что для 27-дюймовых решений (не говоря уже про меньшие диагонали) с обычным соотношением сторон 16:9 изогнутость вовсе ни к чему. И без неё покупателю нет необходимости крутить головой — информация воспринимается со всей поверхности экрана.

Благодаря одной из наклеек в нижней части корпуса можно узнать дату производства экземпляра и подрядчика в лице компании Qisda (ASUS сотрудничает с ней уже не первый раз). Данных о версии дисплея найдено не было.

Порты для подключения находятся в задней части корпуса — они расположены под углом примерно в 15-20 градусов относительно рабочей поверхности и направлены вниз.

Качество сборки PG27VQ можно назвать безупречным: все элементы соединены точно и с минимальными зазорами, люфты отсутствуют, жёсткость конструкции высокая. Все используемые материалы практичные, а к качеству их покраски и обработки не придраться. В сегменте игровых мониторов ASUS уже давно задаёт высокий уровень, но и просит за свое качество порой значительно больше, чем конкуренты. Стоит ли качество переплаты? У каждого будет свой ответ на этот вопрос.

#Меню и управление

Управление монитором осуществляется с помощью пятипозиционного джойстика и четырёх отличных друг от друга по размеру трапециевидных физических кнопок, расположенных в задней части устройства. На нижней грани разместился неяркий белый светодиод питания, который при желании можно отключить через настройки.

Дополнительным индикатором работы может служить тот самый логотип ROG, проецируемый на рабочую поверхность. О его активации PG27VQ спрашивает при первом включении или при принудительном сбросе всех настроек к значениям по умолчанию. Можно выбрать одну из трёх степеней свечения.

Из четырех кнопок управления одна отвечает за включение монитора, другая является кнопкой отмены или выхода из раздела, две оставшиеся служат для активации игрового таймера/настраиваемого прицела/счётчика FPS (функция GamePlus) и быстрого переключения предустановленных режимов GameVisual.

Навигация по меню производится за счёт пятипозиционного джойстика. Это один из самых удачных способов для работы с OSD-меню — и в ASUS про него давно знают. Времени на привыкание требуется минимум, управлять можно без проблем как днём, так и ночью, всё доступно и легко.

Дизайн меню давно не претерпевает изменений. Он прост, лаконичен и современен. В случае с новинкой в нём содержится шесть разделов.

В первом пользователю предлагается активировать разгон панели до максимально возможных 165 Гц. После этого монитор перезагрузится, и в настройках драйвера видеокарты можно будет выставить желаемую частоту. Для доступа к предустановленным режимам цветопередачи GameVisual следует нажать на самую верхнюю физическую клавишу управления.

Во втором разделе выбирается степень влияния функции Blue Light Filter на изображение на экране. Если углубиться в эту тему, то становится ясно – попросту снижается цветовая температура.

Изменить яркость, контрастность, цветовую температуру, гамму и насыщенность можно в разделе Color. От настроек тона кожи и прочих ненужных функций инженеры ASUS избавились — ну и хорошо.

В разделе Image находятся настройки динамической контрастности, разгона матрицы OverDrive, режима работы подсветки ULMB (доступен только при 100 и 120 Гц) и технологии Dark Boost, позволяющей увеличить различимость в тенях.

Выбрать источник сигнала можно в разделе Input Select.

Раздел System Setup содержит в себе параметры, не связанные с качеством изображения на экране. Среди доступных опций — изменение громкости подключённых наушников/акустики, настройка внешнего вида и положения OSD-меню, включение красной подсветки LIGHT IN MOTION и разноцветной AURA RGB, а также тонкая настройка последней вкупе с активацией синхронизации. Здесь же доступны выбор языка локализации меню (есть и русский), блокировка клавиш управления и выключение индикатора питания.

Присутствует подраздел с основной рабочей информацией по монитору, возможность дезактивировать глубокий сон для HDMI- и DP-интерфейсов и, конечно же, функция сброса всех настроек меню к значениям по умолчанию.

Тестирование. Выводы

#Методика тестирования

Монитор ASUS ROG Swift PG27VQ был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 165 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе ASUS PG27VQ производитель предлагает шесть предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим GameVisual – Racing;
  • яркость – 80;
  • контрастность – 50;
  • темп. цвета – User (100/100/100);
  • гамма – 2,2;
  • OD – Normal.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К они приняли следующий вид:

  • режим GameVisual – Racing;
  • яркость – 0;
  • контрастность – 50;
  • темп. цвета – User (88/88/99);
  • гамма – 2,2;
  • OD – Normal.

Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Изменение контрастности не приводило к улучшению гамма-кривых. Все остальные настройки, отвечающие за цветопередачу, остались при заводских установках – они оптимальны.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 468 0,49 955
90 435 0,456 954
80 403 0,422 955
70 371 0,388 956
60 339 0,355 955
50 307 0,321 956
40 273 0,286 955
30 241 0,252 956
20 207 0,216 958
10 172 0,181 950
0 139 0,145 959

Максимальная яркость оказалась выше заявленной — целых 468 кд/м2, при этом нижнее значение составило 139 кд/м2 — это слишком много для работы в затемнённом помещении или при отсутствии внешнего освещения. Собственно, это первый серьёзный недостаток модели.

При этом коэффициент контрастности приблизился к 960:1, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но является хорошим результатом для TN+Film-решения.

Длина импульса ULMB (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 349 0,421 829
90 312 0,379 823
80 278 0,339 820
70 243 0,295 824
60 210 0,256 820
50 175 0,214 818
40 140 0,171 819
30 106 0,13 815
20 71 0,088 807
10 36 0,045 800
0 36 0,045 800

Активация режима работы подсветки ULMB резко меняет картину происходящего. Диапазон яркости 36-340 нит при коэффициенте контрастности 810:1 в среднем куда лучше подходит для большинства рабочих условий, однако нагрузка на глаза в таком режиме выше за счёт ШИ-модуляции с большой скважностью на частоте, равной частоте вертикальной развёртки. Причём 120 Гц – максимум, при котором можно активировать ULMB. На 144-165 Гц возможность включить данную технологию отсутствует. Да и одновременная работа с G-Sync не представляется возможной.

#Результаты при стандартных настройках

В мониторе ASUS PG27VQ используется TN+Film-матрица с обычной W-LED-подсветкой. При стандартных установках она смогла продемонстрировать выдающиеся возможности по цветовоспроизведению, но не по его точности.

Треугольник цветового охвата в целом значительно больше пространства sRGB, но заметно проигрывает ему на зелёных и бирюзовых оттенках, превосходя на красных и жёлтых стимулах. Это можно частично поправить ICM/ICC-профилем и ПО с поддержкой системы управления цветом, но подходит такой вариант не всем — по разным причинам.

По данным Argyll CMS, монитор на 95,2 % соответствует пространству sRGB и на 70,5 % AdobeRGB.

Точка белого настроена плохо и лежит далеко за пределами границы с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10, в области с выраженным паразитным оттенком. При этом стабильность ЦТ оттенков серого очень высокая – на уровне дорогих профессиональных решений по работе с цветом.

С гамма-кривыми у нашего образца наблюдались явные проблемы: некоторый дисбаланс между цветовыми каналами не так страшен, как то, что RGB-кривые проходят значительно ниже референсной линии. Это даёт чрезмерно контрастную картинку и низкую точность цветопередачи.

Эти особенности и нестандартный цветовой охват модели вместе привели её к низкому результату в тестах на цветовое соответствие. В Argyll CMS герой обзора показал среднее отклонение в 4,44 единицы DeltaE94 и почти 10 единиц в максимуме. К слову, его более доступный IPS-конкурент из модельного ряда ASUS выдаёт почти идеальную картинку прямо «из коробки». Почему для мониторов схожего позиционирования и ценового сегмента используется настолько разный подход к заводской настройке? Впрочем, это скорее риторический вопрос.

#Результаты после калибровки

Первое, что мы сделали, — попытались снизить яркость подсветки монитора и отрегулировать уровень цветовой температуры.

После достаточно сильных правок RGB цветовой охват почти не изменился.

Точка белого пришла в норму, стабильность ЦТ оттенков серого практически не пострадала и сохранилась на высоком уровне.

Измеренные гамма-кривые максимально приблизились к референсной линии, точность цветопередачи значительно улучшилась.

Созданный в ходе калибровки профиль монитора позволил операционной системе и ПО узнать о его реальных возможностях, что положительно сказалось на результатах теста Argyll. Они пускай и не идеальны, но для игрового TN+Film-монитора этого более чем достаточно. То есть ASUS ROG Swift PG27VQ вполне может выдавать точную картинку — матрица позволяет, просто её настраивали не для этого.

#Результаты в режиме sRGB

Отдельно рассмотрим специальный режим sRGB, который должен менять настройки монитора с целью добиться максимально возможного соответствия данному цветовому стандарту.

При его активации все настройки в меню PG27VQ, ответственные за точность и яркость картинки, блокируются, за исключением режимов гаммы, но смысла их менять нет. Яркость фиксируется на уровне 229 кд/м2, что очень далеко от номинальных значений для стандарта sRGB, предусматривающего яркость в диапазоне от 80 до 120 нит (в зависимости от условий внешнего освещения).

Треугольник на CIE-диаграмме с большой точностью повторяет результат монитора при стандартных установках.

Точка белого, стабильность ЦТ оттенков серого – никакой разницы относительно Racing Mode, выставленного по умолчанию.

Знакомую картину увидели мы и при оценке гамма-кривых.

Полученные результаты теста Argyll подтверждают всё вышесказанное и заставляют задать производителю вопрос: для чего создавался режим sRGB, если он ничем не отличается?

#Результаты в режиме ULMB

Теперь посмотрим, что происходит с монитором при включении режима работы подсветки ULMB для улучшения визуального восприятия движущихся объектов. Яркость в этом случае сразу устанавливается на отметке ~339 кд/м2, но её легко снизить как регулировкой яркости подсветки (пункт Brightness), так и изменением длины импульса (что предпочтительнее) в специальном подразделе ULMB.

Треугольник на CIE-диаграмме слегка смещается, но соответствие двум цветовым пространствам меняется в пределах погрешности измерений.

Как и предполагалось, на точку белого и стабильность серого клина включение ULMB не повлияло.

А вот гамма-кривые, к нашему удивлению, оказались ближе к референсной кривой, чем при настройках по умолчанию (среднее значение 2,48 против 2,56 в Racing Mode). Разница незначительна, но картинка всё же становится ближе к оригиналу.

Это подтверждают и полученные результаты теста Argyll. Среднее отклонение снизилось до 4,15 единицы DeltaE94, а максимальное — до 9,75. Впрочем, это всё равно очень и очень неточная настройка.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего PG27VQ есть очевидные проблемы.

Среднее отклонение от центральной точки составило 11,7 %, а максимальное — целых 31 %. Результат для такой диагонали очень низкий.

С равномерностью цветовой температуры у монитора дела обстоят значительно лучше. Единственная проблемная область находится в левой части матрицы. Среднее отклонение от центральной точки составило 1,2 %, а максимальное — 3,8 %. Разница между измеренным минимумом и максимумом всего 477 кельвин, а общий результат – выше среднего.

Следующая диаграмма поверхности с результатами отклонений DeltaE в дополнение к проблемному левому краю, о котором мы узнали ещё при измерении равномерности ЦТ, обращает внимание на нижний правый угол. Однако среднее отклонение в 1,5 единицы говорит нам о том, что волноваться не о чем.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). В первую очередь видна торцевая засветка в нижней части, свойственная многим TN+Film-решениям.

Первая фотография доказывает наличие Glow-эффекта (к слову, меньше, чем у 24,5-дюймового PG258Q) и цветового сдвига даже при почти идеальной посадке перед экраном. Если же отойти от монитора подальше, то почти на всех участках паразитный оттенок полностью исчезает. Остаётся только одна высвеченная овальная область в верхней части экрана. Назвать результат откровенно плохим мы не можем, но и хорошим — тоже.

#Качество градиентов и скорость отклика

В ASUS ROG Swift PG27VQ используется 8-битная матрица, обеспечивающая неплохое качество градиентов при настройках по умолчанию, с одним резким переходом в зоне с крайними тёмными оттенками. Вот только наглядно отразить всё это на фотографии у нас не получилось — углы обзора не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит как диагонально-круговой.

После ручной настройки в режиме Racing изначальная проблема никуда не делась, но появилось чуть больше переходов с паразитными оттенками, в основном в диапазоне 0-15 %.

Проведённая калибровка с серьёзными правками в LUT видеокарты негативно повлияла на градиентные переходы. После неё на экране монитора можно было насчитать около 5-6 резких переходов, несколько различных по ширине зон с паразитными оттенками. И, увы, из-за плохой заводской настройки по-другому в этом случае быть не может.

Рассматриваемая модель не претендует на лавры самого быстрого монитора, ведь уже как год существуют Full HD-модели с частотой 240 Гц и очень быстрыми в плане времени отклика пикселей TN+Film-матрицами. А это, напомним, две отличные друг от друга характеристики, без прямой связи.

Рабочие характеристики модели не помешали компании ASUS сделать PG27VQ самым дорогим игровым WQHD TN+Film-монитором на конец 2017 года. Заявленное время отклика в 1 мс и 165 Гц – это то, чем сейчас сложно удивить, тем не менее в компании всё равно попытались сделать на это ставку.

Монитор, безусловно, быстрый — он покажется большим шагом вперёд для всех обладателей 60-75-Гц моделей. Обычная работа, просмотр фильмов, игры, что угодно – всё происходит максимально плавно, приятно для глаз и без различимых артефактов, но только при стандартных установках. При отключении разгона OD шлейфы увеличиваются, а при выставлении Extreme появляются хорошо различимые артефакты. Активация режима ULMB на частоте 120 Гц значительно меняет визуальные впечатления от движущихся объектов на экране — они воспринимаются как нечто целое, резкое, однако без артефактов не обошлось. Их легко можно увидеть даже при выполнении обычных действий в среде операционной системы и это, конечно, расстраивает.

Что же касается напрашивающегося сравнения с более доступным 165-Гц IPS-вариантом в лице PG279Q, то, безусловно, PG27VQ быстрее, но эта разница уже совсем не такая разительная, как между любым из этих двух мониторов и 60-Гц моделью.

Отдельно отметим, что использование технологии G-Sync, работающей в диапазоне 30-165 Гц и позволяющей добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS, подразумевает необходимость отключения ULMB. Можно включить только что-то одно.

Отсутствие пропуска кадров при частоте 165 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора портят общее впечатление от игрового ASUS ROG Swift PG27VQ, который по этому параметру фактически не отличается от ранее выпущенных 27-дюймовых игровых WQHD TN+Film-мониторов. Впрочем, если вы привыкли работать за дисплеями с TN+Film-матрицами, то ничего не заметите. Просто изначально перед покупкой надо отдавать себе отчёт в том, для чего приобретается данный монитор и какими явными минусами (из-за технологии самой матрицы) он обладает.

Стабильность картинки при изменении положения пользователя низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях, например при работе с таблицами и документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а именно малые углы обзора.

Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но значительно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падают контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. Цветопередача, даже если пользователь сидит прямо перед монитором, различна в разных частях экрана, и особенно это заметно в углах матрицы.

Однако всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами матриц. Но, единожды познакомившись с IPS-матрицами, на это начинаешь обращать внимание.

Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Многие почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам, но это не так. Кроме того, на сложных цветовых переходах при нестандартных углах просмотра TN+Film-матрица демонстрирует постеризацию картинки, что видно на одной из фотографий выше.

В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (на тёмных графических интерфейсах иногда заметны различные пятна, слабо различимые полосы).

Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе ASUS ROG Swift PG27VQ используется матовая пленка поверх защитного пластикового слоя.

Благодаря ей монитор отличается хорошими антибликовыми свойствами, препятствующими появлению отражений от ярких объектов и источников света, однако кристаллический эффект даёт о себе знать в первые же секунды знакомства с героем обзора. Его заметность дополнительно усиливается при изменении угла просмотра, да и в целом картинка не столь приятна глазу, как на современных моделях с полуматовой поверхностью.

От эффекта Cross Hatching монитор ASUS PG27VQ избавлен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.

Активация ULMB переводит подсветку в иной режим работы. Частота ШИ-модуляции в этом случае составляет 100-120 Гц (в зависимости от установленной частоты вертикальной развёртки), что заметно влияет на усталость глаз. С одной стороны, данный режим значительно улучшает рабочий диапазон яркости экрана, с другой же – несмотря на более чёткие контуры движущихся объектов и практически идеальную плавность картинки в целом, на ней появляются хорошо различимые артефакты, которые легко можно заметить даже за быстро движущимся курсором мышки на тёмном или среднем по яркости фоне. Что же лучше использовать – каждый решает для себя сам.

#Выводы

Новый монитор ASUS ROG Swift PG27VQ – очень нишевой продукт, с довольно чётко выделенной целевой аудиторией. Он подойдет обеспеченным геймерам, для которых скорость отклика важнее качества изображения и которые бы при этом хотели получить максимально качественно выполненный монитор — так, чтобы он украшал собой стол даже в выключенном виде. Рассмотренный дисплей сделан из качественных материалов, идеально собран, имеет сразу две системы подсветки, да и со скоростью и набором возможностей у него всё хорошо. Но есть у него и немало проблем, обусловленных в основном типом выбранной матрицы — TN+Flim-технология является практически синонимом узких углов обзора и низкой стабильности картинки.

Впрочем, у ASUS есть схожий продукт, который подойдет намного более широкой аудитории, — это первоклассный PG279Q, полностью соответствующий запросам продвинутых геймеров, которые устали от TN+Film-моделей. Он оснащён качественной и действительно быстрой IPS-матрицей с приятной для глаз рабочей поверхностью, поддерживает режим работы подсветки ULMB, отличается хорошей заводской настройкой и оснащён модулем G-Sync. Его цена в среднем на 8-9 тысяч рублей ниже, чем просят за героя обзора, и тем людям, которые не абсолютно точно уверены, что хотят монитор на TN-матрице со всеми её особенностями, мы бы скорее советовали его.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства:

  • уникальный для рынка дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • хороший комплект поставки;
  • очень удобная система управления;
  • высокоскоростная 165-Гц TN+Film-панель с отлично настроенным разгоном (OverDrive) и поддержкой режима ULMB;
  • поддержка технологии адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync, работающей в широком диапазоне (30-165 Гц);
  • наличие двух систем подсветки внешнего рабочего пространства;
  • широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности – но оптимальных значений удаётся достичь только при включении режима ULMB;
  • высокое соответствие цветового пространства стандарту sRGB;
  • высокая стабильность ЦТ оттенков серого;
  • хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всём диапазоне изменения яркости (за исключением режима ULMB, что является нормой);
  • отсутствие Cross-hatching, пропуска кадров и паразитных звуков во время работы.

Недостатки:

  • плохая заводская настройка почти по всем рабочим параметрам;
  • недостатки, свойственные матрице TN+Film-типа (плохие углы обзора, низкая стабильность картинки, сильный Glow-эффект);
  • хорошо различимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
  • низкая равномерность подсветки по уровню яркости как на светлом, так и чёрном поле (впрочем, бывало и сильно хуже);
  • очень высокая цена для продукта данного класса.

Может не устроить:

  • отсутствие встроенной акустической системы;
  • небольшой выбор интерфейсов для подключения – частое ограничение для мониторов с G-Sync;
  • в режиме ULMB чётко видны артефакты на движущихся объектах;
  • высокая минимальная яркость подсветки в обычном режиме её работы (не ULMB);
  • средние по качеству градиенты (особенно на крайних тёмных участках);
  • отсутствие преимуществ от изогнутой панели перед схожими по размеру и формату плоскими моделями;
  • отсутствие смысла от режима sRGB – слишком высокая яркость (заблокирована) и результаты, сравнимые с теми, которые получаются при заводских установках.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/962690