Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Современные многоканальные системы

⇣ Содержание

Передать пространственные звуковые ощущения - задача со многими вариантами решений. Мы не раз сталкивались с идеализированием звуковых систем, разговорами о полноценном многоканальном звуке, который переносит слушателя в заданное акустическое пространство с множеством локализованных источников. Но, увы, это пока не реально.

Пока, можно говорить только об одной успешной реализации, наиболее близкой к нашим реальным ощущениям - бинауральной. Для получения полноценной объемной информации с ее помощью слушатель должен находиться в наушниках. Опытная модель, на базе которой строились основные исследования, представляла собой манекен, где вместо правого и левого уха были установлены микрофоны. По результатам составлялась сложная математическая модель, которая позволила создавать виртуальные звуковые миры.

Но эти исследования, хоть и были близки к идеалу, имели достаточно общие результаты. Ведь, согласитесь, у каждого человека различная форма ушных раковин, а расстояние между правым и левым ухом - это также индивидуальный параметр. В общем, исследователи зашли в тупик. Практическое применение результатов бинауральных моделей сейчас предлагается в варианте субкультуры, развивающейся отдельно от основных направлений, применяемых на практике.

Как это ни странно, но самый важный вклад в области пространственного звука сделала киноиндустрия. В процессе своего развития она сталкивалась с множеством проблем, и нельзя сказать, что ее путь был гладким. На внедрение новых технологий тратились огромные деньги, и не всегда такие вложения оправдывались. В качестве примера можно привести стереокино, где зрителям предлагалось надевать специальные очки, чтобы смотреть изображение в объеме. Стереокино не стало стандартом, и даже хуже - оно полностью не прижилось. Поэтому идеализированные бинауральные варианты с наушниками - технология не для кинопроизводства.

Dolby


Как вариант - это многоканальная система. Изначально кино было немым, потом пришел моно звук, и следующий этап - стерео… Стерео ворвалось с большим количеством новых идей и их реализаций. Простой поворот ручки панорамы приводил зрителей и слушателей в восторг. Что интересно, до 80-х понятия "stereo" и "surround" являлись синонимичными. А знаете, когда разделились? С переходом стандарта кинопленки с 35 мм на 70 мм. Изначально, производители стали использовать так называемый канал эффектов (effect channel) - это расположенный позади слушателей громкоговоритель, предназначенный для озвучивания вспомогательных звуков, а зачастую и просто молчащий, поскольку место на 35 мм-пленке было ограничено. С внедрением стандарта 70 мм, канал эффектов стал задействоваться постоянно и был переименован в пространственный канал (surround channel, далее будем называть его как S-канал). И с этого момента можно сказать о разделении понятий "stereo" и "surround". В варианте 35 мм-пленки было предложен стандарт Dolby Stereo (середина 70-х). В 1982 году на рынок поступили первые Dolby Surround устройства. Стоили они тогда как аппаратура hi-end-класса, и были доступны очень небольшому числу граждан.

Параллельно с киноиндустрией развивались видео-индустрия и кабельное/спутниковое телевидение. Возможность обеспечить объемный звук в домашних условиях - одна из основных задач, которая была поставлена перед производителями. Появились более адекватные как по цене, так и по реализации варианты декодеров Dolby Pro Logic и Pro Logic II. Последний позволял не только воспроизвести закодированный объемный звук, но и слушать музыку с обычного CD, раскладывая его на surround-систему. Pro Logic и Pro Logic II являются переходными мостиками между обычными стерео-системами и многоканальным surround. Утрируя некоторые особенности можно сказать, что в чем-то они (стерео и surround в вариантах декодеров Dolby Surround - Pro Logic и Pro Logic II) взаимозаменяемы.

С активным внедрением цифровых технологий Dolby Labs представляет стандарт Dolby Digital AC-3 (5.1), разработанный для 35 мм пленки. Особенностью Dolby Digital 5.1 является наличие двух surround-каналов (правого (RS) и левого (LS), у предшественников S-канал был один, хотя громкоговорителей устанавливалось несколько) и сабвуфером. Если говорить об аббревиатуре "5.1", то она расшифровывается не только как пять каналов и сабвуфер. Дело в том, что в Dolby Digital впервые фронтальные и S-каналы имели одинаковый полный частотный диапазон. Например, в Dolby Pro Logic S-канал предусматривал диапазон от 100 Гц до 7КГц. Теперь же мы говорим о пяти полноценных каналах с диапазоном 20 Гц - 20 КГц и выше. Частотный диапазон сабвуфера или как его еще называют LFE-канал (Low Frequency Effect) является ограниченным и составляет примерно 0.1 от частотного диапазона пяти каналов, поэтому "5.1" следует расшифровывать как "пять и одна десятая".

Файлы Dolby Digital 5.1 имеют расширение *.ac3 и требуют для своей расшифровки специальный декодер (программный или аппаратный). На заре своего становления технология стоила очень не дешево. Декодеры были только аппаратные и выпускались в виде специализированных устройств. Теперь ситуация изменилась в лучшую сторону, и обычный пользователь может себе позволить приобретение звуковой карты со встроенными декодерами или скачать их программный вариант из интернета. Таким образом, современный кинозал и домашний кинотеатр полностью уравнялись по возможностям. Стоит отметить и еще один немаловажный аспект.

Наряду с развитием кино, видео и телевидения, открылся новый спектр применения технологии surround-звука - видео и компьютерные игры. Если раньше мы говорили о простейших вариантах 3D-движка, основанном на регулировках фазовых сдвигов, задержек и простейшей эквализации, то теперь подразумеваем полноценный 5.1 как минимум.

На сегодня Dolby Digital 5.1 является самым универсальным стандартом. Звук АС-3 может быть преобразован в зависимости от масштабов аппаратуры. Например, помимо доступного разделения на пять или шесть каналов (в зависмости от наличия/остутсвия сабвуфера), он может преобразовываться в четыре канала (Dolby Pro Logic), обычно стерео и даже моно. Поэтому, кодируя звук для компьютерных игр в Dolby Digital 5.1 можно не бояться того, что пользователь, имеющий в наличии меньшее количество колонок, будет чувствовать себя неуютно.

Естественно, кинотеатрам нужно иметь преимущество по сравнению с домашними комплексами, поэтому специально для них была разработана технология Dolby EX, подразумевающая ничто иное как 6.1. Помимо отдельных S-каналов для правого и левого (RS и LS) в ней предусмотрен S-канал центрального (CS). Технология Dolby Digital позволяет компрессировать данные и передавать их потоком с минимальной скоростью передачи 320 kbps (стандарт - 384 kbps). Конечно, сжатые данные являются более транспортабельными и занимают меньше места на носителях, будь то кинопленка или обычный винчестер. Но данная технология имеет и минусы - она рассчитана только на один цикл кодирования-декодирования и не решает проблемы ретрансляции и редактирования сжатых данных. Помимо этого хоть мы и выигрываем в месте, мы проигрываем в том, что звук стандарта AC-3 не синхронизирован с видеоданными, поэтому редактирование такого материала весьма проблематично.

Естественно, требуется многократное кодирование/декодирование. Решением этой проблемы явилась новая внедренная технология Dolby-E. Она позволяет передавать, многократно кодировать/декодировать восемь каналов с полным частотным диапазоном. Всего допускается десять циклов кодирования/декодирования. Помимо всего прочего стандарт предусматривает наличие метаданных - специальных инструкций, описывающих основные данные. Кроме синхронизации они могут нам сообщить настройки компрессора для каждого канала и т.п. Кстати, этими данными можно и не пользоваться, они не больше ни меньше, а дополнительная информация..

DTS


У основной массы пользователей понятие surround ассоциируется с Dolby. Это не так. Dolby Digital - более раскрученный брэнд, не более. В середине 80-х Терри Бирд, президент и основатель фирмы Nuoptix, объединился в команду с Джимом Кетчамом. Задачи, которые поставили перед собой экспериментаторы, были следующими - создать единый цифровой звуковой стандарт для кинотеатров и решить вопросы качественного размещения многоканального аудио на кинопленке. Изначально эксперименты велись с помощью цифровых магнитофонов (DAT) и проектора. Уже на начальном этапе разработки решались вопросы синхронизации (как мы знаем, в варианте Dolby они разрешились только с внедрением Dolby-E). Через некоторое время вместо DAT стали использоваться обычные CD-ROM. При использовании алгоритма сжатия apt-X100, разработанного Стивеном Смитом и его коллегами из Audio Processing Technology, позволяющего компрессировать данные 4:1, на один CD-ROM помещалось 100 минут многоканального аудио (скорость передачи данных 884 kbps). Таким образом на двух дисках мог храниться звук для трехчасового художественного фильма.

После получения патента в 1990-м имела демонстрация новой технологии для членов SMPTE. К 1992-му году технология была показана Стивену Спилбергу, правда, на базе винчестеров, и режиссер согласился ее применить в своей новой картине "Парк Юрского периода" ("Jurassic Park"). Студия Universal, являющаяся хозяином картины, решила проверить технологию на нескольких двух "менее значимых" фильмах. Результаты тестов оказались приемлемыми. Более того - Universal и Стивен Спилберг стали совладельцами с Терри Бирдом новой фирмы получившей название Digital Theatre Systems. Только за то время, когда образовывалась эта компания (а это заняло четыре месяца), в кинотеатрах было инсталлировано 876 систем DTS. На сегодняшний момент оных более 19.000 по всему миру. Было запланировано реализовать два технологических стандарта:

DTS-S - DTS-стерео, предназначен для кинотеатров, которые хотят использовать цифровой звук, но не могут себе позволить полноценный шестиканальный вариант.

DTS-6 - три фронтальных канала (левый L, центральный C, правый R), два S-канала (LS и RS) и сабвуфер. При этом следует отметить, что стандарты несколько различны с Dolby. Например частотный диапазон сабвуфера в DTS - от 20 до 80 Гц, вместо 3 -120 Гц у Dolby Digital.

Одним из главных отличий DTS от Dolby Digital является то, что DTS разрабатывался для 70 мм кинопленки. Соответственно, проблема места не стояла так актуально как в варианте Dolby Digital, вопросы реализации hi-res-звука и синхронизации решались практически сразу со времени возникновения стандарта.

Сейчас, упоминая DTS, мы можем говорить о восьми и более каналах hi-res-звука, новейших технологиях сжатия информации, и их активном практическом применении.

Dolby vs DTS

Стандарты DTS распространены точно также как и Dolby. При этом, конкуренты успевают ссориться. А что им еще делать? У Dolby гораздо мощнее поддержка со стороны обычных потребителей и производителей технологий для пользовательского рынка. Так, в Dolby Surround выпускаются музыкальные альбомы звукозаписывающими лэйблами Delos, RCA Victor/BMG Classic, Concord Jazz. Документация к этому стандарту постоянно востребована разработчиками современных видеоигр. Современное спутниковое телевидение также вещает в большинстве своем со звуком в режиме Dolby Surround. На последнем 114-м съезде AES в Амстердаме имели место обучающие семинары по записи, сведению и мастерингу в Dolby 4.0, 5.0, 5.1, 6.0, 6.1, и 10.2.

DTS остается привилегией кинопроизводства. На сегодня уже успешно решен воспрос с hi-res-аудио с фантастическими на сегодняшний день стандартами 64 бита и выше, 192 КГц и выше. Кстати, Dolby Digital также позволяет использовать hi-res-треки.

Производителями ПО и студийной техники вопрос противостояния решен очень просто - поддерживается и то, и другое. Это можно увидеть и в Steinberg Nuendo - одном из самых профессиональных и универсальных средств для производства surround-звука, и в линейке звуковых интерфейсов Audiotek - MAYA 5.1, 7.1, EX, EX7, PRODIGY 7.1. Там вы встретите поддержку сразу двух технологий - Dolby Digital и DTS. Помимо этого, стандартные программные приложения, предназначенные для воспроизведения звука в DVD также имеют декодеры для обоих стандартов.

Если же посмотреть на конфронтацию DTS и Dolby, то иногда доходит до смешного. Dolby выпускает некий пресс-релиз - DTS отвечает. Например: "Dolby проводила исследования на неизвестной студии с неизвестной аппаратурой при этом для воспроизведения использовался неизвестный материал, который тестировали неизвестные специалисты…". Да и иногда, говоря о surround звуке и DVD, Dolby действительно забывается, присваивая основные свершения и т.п. в свою пользу. В общем, обычная корпоративная война.

Другие многоканальные системы

В принципе, любой пользователей, имея в своем арсенале звуковую карту с четырьмя и более выходами и профессиональную мультитрековую программу, может почувствовать себя на заре 70-80-х. Именно тогда велись основополагающие опыты с многоканальным звуком. Многим известна квадрофония, была даже октофония. При этом, например, октофония тогда не подразумевала современных "7.1". Тогда предполагалось наличие 8 независимых каналов с полным частотным диапазоном, расставленных вокруг слушателя по кругу на равных расстояниях между собой.

Экспериментировать можно сколько угодно. Как результат проводимых исследований -необходимость некоей стандартизации в сведении и воспроизведении. Для примера, возьмем вариант октофонии, о котором мы вспомнили чуть выше.

Исходные данные - ударная установка, записанная на 14 микрофонов и сведенная таким образом, чтобы слушатель, находящийся в центре получал ощущение присутствия. При изменении положения слушателя от центра, близлежащие к нему громкоговорители будут громче, баланс и звуковая картина изменятся. Таким образом, в одной точке мы слышим одно, в другой - другое. Это основной недостаток систем такого плана - слушатель должен располагаться в центре.

В варианте surround нам сообщается только пространственный эффект присутствия. То есть локализация звука закреплена за отдельным каналом. Другие работают как сопровождающие. То есть, мы получаем эмуляцию пространственных ощущений, для чего собственно surround-системы и разработаны.

Самая уникальная многоканальная акустическая система - это наушники, в которых можно получить качественный 3D.

Хотя с другой точки зрения, никогда не стоит останавливать эксперименты. У вас есть к этому все возможности. Если в середине 90-х для опытов с квадрофонией мне приходилось подключать в РС две стерео-платы, то теперь даже самый дешевый звуковой интерфейс имеет как минимум четыре линейных выхода. Dolby Surround не является идеальной системой и места для экспериментов очень много.

Стандартный кодер Dolby Surround и пассивный декодер

Давайте немного вернемся к истории, в начало 80-х, когда появились первые Dolby Surround устройства. Кодер Dolby Surround - это устройство, позволяющее преобразовать четыре канала (L-левый, С-центральный, R-правый и S-пространственный) в два кодированных Lt и Rt. Lt и Rt - это аббревиатура от L-, R- total, что в переводе означает общий. В документациях к Dolby Surround такое наименование обозначает закодированные каналы для систем Dolby старого поколения. Такие Lt и Rt могут быть записаны на обычную магнитную пленку и воспроизводиться на ленточных магнитофонах. При наличии декодера, Lt и Rt расшифровываются на многоканальную систему Surround.

Давайте рассмотрим работу кодера Dolby Surround на представленной схеме. На рис. 1 отображено как четырехканальная система преобразуется в двухканальную. Обозначения и названия для каналов являются стандартными для всех систем Dolby Surround:

  • L - фронтальный левый канал.
  • С - центральный канал.
  • R - фронтальный правый канал.
  • S - surround-канал.
  • Lt - общий левый.
  • Rt - общий правый


Принципиальная схема работы кодера Dolby Surround

Как мы видим в процессе преобразования, сигнал центрального канала делится поровну и микшируется с левым и правым, при этом его уровень понижается на 3 Дб. Сигнал S проходит обработку через отдельный тракт, в состав которого входят:
bandpass-фильтр - ограничение частотной полосы в диапазоне 100 Гц - 7 Кгц (surround-канал имеет частотный диапазон 100 Гц - 7 КГц),
шумоподавление Dolby B-type Noise Reduction,
корректировка фазы - составляющие сигнала S сдвигаются по фазе таким образом, чтобы при сложении с левым и правым каналом оказаться в противофазе.

В варианте пассивного декодера сигнал S-канала можно получить простым вычитанием Lt-Rt. На рис.2 представлена схема работы простейшего декодера Dolby Surround, на выходе которого мы имеем L, R и S.


При декодировании возникает несколько проблем, главная из которых - взаимопроникновение фронтальных каналов и S. Например, при изменении равновесия уровней Lt и Rt в сигнал S-канала проникают составляющие и L, и R. Этот вопрос решается двумя путями - задержкой устанавливаемой на сигнал S, и ограничением его частотного диапазона. При задержке, равной 10 мс, устраняется эффект Хааса - сигнал с фронтальных каналов идет с опережением и локализация источника ассоциируется с ними. Ограничение звука до 7КГц также позволяет акцентировать внимание на фронтальных каналах, поскольку их звучание ярче, чем у S-каналов.

В таком варианте пассивного декодирования подразумевается, что центральный канал является виртуальным и соотвествует панорамному центру стереосистемы L и R. Данная система идеализирована, поскольку громкоговорители правого и левого каналов должны быть равноудалены от слушателя, что на практике практически недостижимо (в кинотеатре много слушателей).

Активные декодеры Dolby Surround. Pro Logic

Активные декодеры Dolby Surround - это новое поколение преобразующих устройств от Dolby Labs, внедренное в середине 80-х. Используя в качестве исходных данных те же Lt и Rt, что и в варианте пассивного декодера, они предусматривают более сложный процесс декодирования с учетом наличия физичекого (а не виртуального центрального канала). Первым устройством подобного класса стал Dolby Prologic.



Декодер Dolby Pro Logic.

Условно схему работы Pro Logic можно разделить на две составляющие - пассивную и активную. В пассивной части сигнал S-канала получается простым вычитанием сигналов левого канала из правого, а сигнал центрального канала получается путем сложения правого и левого. Как мы знаем при кодировании S-канал записан в противофазе и при таком сложении он должен исчезнуть. Чтобы центральный канал был слышимым, сигналы каналов L и R ослабляются на 3 Дб. Другой вариант - удаление сигнала центрального канала из левого и правого каналов. Делается это также с помощью противофазного сложения и взаимной компенсации компонентов сигналов правого и левого каналов. Данный принцип называется Cancellation Concept (принцип взаимной компенсации).

Если в процессе кодирования и записи было изменено балансное соотношение между Lt и Rt, то это может повлечь за собой ряд проблем - в сигнал S-канала проникают составляющие и L, и R, и так далее. В варианте Pro Logic для выравнивания баланса между входящими Lt и Rt предусмотрен специальный модуль Level Control.

Активная часть данного декодера позволяет выделять звуковые образы. Данная система предназначена только для кино. Параллельно со звуком идет и видео. Соответсвенно, основной задачей Pro Logic является обеспечение ассоциативного ряда. В описании к Pro Logic существует термин "доминирующий звуковой образ" (dominant sound). Появление этого термина не случайно и имеет прямое отношение к психоакустике. При акцентировании внимания зрителя на доминирующем звуковом образе все остальные звуковые объекты "размазываются" в пространстве и не имеют четкой локализации. В варианте Dolby это называется Signal Masking Concept (прицип маскирования сигнала). Именно он и является основополагающим для систем активных декодеров. Соответсвенно, в этих устройствах сигнал речи являются управляющим, все остальные - управляемые. Если киногерои говорят и параллельно с этим идет стереомузыка, то их речь воспроизводится центральным каналом, усиление L и R уменьшается. Музыка воспроизводится и за счет громкоговорителей S-канала. При замолкании речи звуковая картина и баланс уровней каналов восстанавливаются и приходят в исходное состояние. Таким образом, мы получаем некое "качание", называемое pumping.

Если персонажей несколько, их речь отличается от других звуков по мощности, и они локализованы в разных местах, то активный декодер Pro Logic работает в так называемом "быстром" режиме, переключая настройки с одного доминирующего образа на другой, время реакции декодирующей системы минимально. Если же звуки не имеют значительных расхождений по мощности, то декодер переходит в "медленный" режим.



Адаптивная матрица Dolby Pro Logic.

Говоря о системах Pro Logic, стоит упомянуть немаловажный аспект, который их выгодно отличает от предшественников - декодер может определять направление локализаций звуковых образов. Достататочно взять амплитуду сигнала центрального канала и сравнить ее со значениями амплитуды этого же сигнала в правом и левом каналах, и мы можем определить вектор направления локализации звукового образа. Дальше - дело техники.

Сердце Pro Logic - это адаптивная матрица. Для анализа звуковой картины используется четыре входящих сигнала - Lt, Rt, Lt+Rt и Lt-Rt подаваемые на два дифференциальных усилителя (на первый - Lt и Rt, на второй - Lt+Rt и Lt-Rt). В результате на выходах этих усилителей выделяются два управляющих сигнала, являющиеся ничем иным как разностями логарифмов от амплитуд поступающих сигналов. Не смотря на то, что в результате получается всего два управляющих сигнала, они являются биполярными, что позволяет устройству произвести полный анализ происходящего. При этом в данной матрице предусмотрено сравнение амплитуд с пороговыми значениями, что позволяет переключать "быстрый" и "медленный" режимы.

На выходе адаптивной матрицы мы имеем блок анализа, который оперирует десятью сигналами, складывая и вычитая их в определенной весовой пропорции. В результате мы имеем четыре стандартных сигнала C, R, L и S.

Pro Logic II

Dolby Surround Pro Logic II - это следующий этап развития аналоговых систем декодирования и последний из них. Он намного проще по принципу работы по сравнению с Pro Logic, помимо этого позволяет производить прослушивание в режиме surround не только звуковых треков к кинофильмам, но и музыкальных записей Dolby Surround. Начиная с этого этапа можно говорить об удешевлении стандартов Dolby, их приходе на рынок бытовых устройств.

Чтобы понять простоту работы Pro Logic II рассмотрим две схемы. Первая - реализация формирования сигнала S-канала.



Формирование сигнала S-канала

Как мы уже говорили в описании к Pro Logic, очень большое значение имеет отсутствие проникновения сигналов L и R каналов в S-канал. Но, например, если баланс между каналами изменен и доминирующий образ расположен в направлении, к примеру, "центр-право", то такое проникновение будет обязательно. На рис. 5 показан вариант простейшего решения данной проблемы. В цепи между входами Lt и Rt и входом сумматора ставятся два управляемых усилителя VCA (Voltage Controlled Amplifier). Управление обоими VCA взаимосвязано в разной полярности. Если сигнал Lt мощнее Rt, то усиление сигнала Lt перед сумматором уменьшается, а Rt, наоборот, увеличивается. Таким образом, сигналы выравниваются - проникновение минимально.



Схема работы Pro Logic II.

Схема работы Pro Logic II также проста в понимании. Сигналы с обоих VCA поступают на модули амплитудных детекторов FWR (Full-Wave Rectifier). Дифференциальный усилитель сравнивает сигналы постоянного тока, которые пропорциональны амплитудам сигналов Lt и Rt. Его сигнал является управляющим для VCA. Сигнал центрального канала С получается путем сложения выровненных Lt и Rt.

По сравнению с Pro Logic, Pro Logic II не имеет "быстрого" и "медленного" режимов - переменная времени реагирования изменяется постоянно. Схема его работы проста и удобна.

Dolby Digital AC-3

Dolby Digital AC-3или как его еще называют Dolby Digital 5.1 появился в конце 80-х и был разработан для 35-мм пленки. С приходом этого стандарта нас ожидало несколько новшеств. Во - первых, был разработан шестиканальный стандарт, в котором появилась возможность использования сабвуфера, или как его еще называют LFE-channel (Low Frequency Effect). Во-вторых, S-канал перестал быть моно. То есть, в системе 5.1 мы имеем в ниличие SL и SR- каналы (Surround Left и Surround Right). Громкоговорители всех каналов кроме LFE являются широкополосными. Впервые стандарт предложил возможности сжатия динамического диапазона. При этом стандарт АС-3 предусматривает компрессию данных. Сейчас скорость цифрового потока аудиоданных Dolby Digital составляет 320 кбит/сек и больше.

Главная особенность Dolby Digital AC-3 - это его масштабируемость.



Масштабирование Dolby Surround 5.1.

Например, мы написали музыку в стандарте 5.1. При этом пользователь может ее прослушать без потерь в качестве в 5.1 (5.0), четырехканальном варианте Pro Logic, в обыкновенном стерео и даже в моно. И теперь представьте как это выгодно и пользователям и производителям. Компьютерные и видео-игры нового поколения само собой подразумевают наличие звука 5.1. При этом, пользователи, не имеющие расширенных вариантов акустических систем не будут чувствовать себя дискомфортно - система будет масштабироваться под параметры системы, имеющейся в наличии. Многие спутниковые телеканалы вещают в 5.1, но это ни как не отражается на большинстве зрителей, имеющих телевизоры с моно-звуком.

Настройки многоканальной системы

С этим фрагментом данного материала вы могли столкнуться в статье "Домашняя студия на базе РС-2003. Hardware-рейтинг". Чтобы сохранить целостность раскрытия темы я позволю себе некоторое повторение. Причем оно позволит воспринять вам все наиболее полно.

На примере с Dolby Digital 5.1 мы можем рассмотреть основные вопросы по инсталляции акустических систем и аппаратного обеспечения для многоканальных систем.



Правильная расстановка акустических систем для Dolby 5.1


Dolby Surround 5.1 в развернутом виде для кинотеатров и больших помещений.

Как можно увидеть из рисунка 8, система Dolby Digital 5.1 рассчитана на базе идеальных условий, где все каналы равноудалены от слушателя. Но такие условия достаточно трудно реализовать физически, особенно в условиях малых и больших помещений с не идеальной геометрией. Данную проблему можно успешно решить электрическим путем. В родной документации по сведению в Dolby Surround (www.dolby.com) приведен интересный вариант расчетов времен задержек - путем простого перевода футов в миллисекунды.

Если DimL - это расстояние от слушателя до левого фронтального канала в футах (30,48 см), а DimS - расстояние от слушателя до ближайшего surround-канала в футах, то задержка в этом канале должна быть равной разности DimL и DimS. Иными словами:

  • Задержка (миллисекунды) = DimL (футы) - DimS (футы).
  • Если левый канал находится от нас в 10 футах, а surround-- в пяти, то параметр задержки равняется 5 мс (10-5=5).

    Это справедливо не только для расчета взаимодействий фронтальных и surround-каналов, но может применяться и в других случаях для выравнивания картины. Например, если центральный канал расположен ближе к слушателю, нежели правый и левый. Формула подобна:

  • Задержка (миллисекунды) = DimL (футы) - DimC (футы).

    Соответственно, если мы оперируем большим количеством surround-каналов в больших помещениях , то параметры задержек для каждой их пары отстраиваются отдельно.

  •  
     
    ⇣ Содержание
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
    Вечерний 3DNews
    Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

    window-new
    Soft
    Hard
    Тренды 🔥
    Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 5 ч.
    Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 6 ч.
    NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 7 ч.
    NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 7 ч.
    SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 8 ч.
    Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 8 ч.
    Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 9 ч.
    THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 9 ч.
    Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 10 ч.
    Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 11 ч.