Оригинал материала: https://3dnews.ru/1101095

«Санёк» — музей невинности. Рецензия


Жанр Приключение
Издатель helpnode
Издатель в России Нет
Разработчик

helpnode

Системные требования Windows 10 и выше, процессор уровня Intel Core i5, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 650, 3 Гбайт на накопителе
Дата выхода 1 марта 2024 года
Возрастной ценз Нет
Платформы PC
Официальный сайт

Мы не знаем, сколько лет Саше (от пяти до семи), но знаем главное — он счастливый ребенок. Даже несмотря на то, что в стране бушуют девяностые. Несмотря на переезд в большой город. Несмотря на то, что здесь он ещё никого не знает. Несмотря даже на манную кашу с комочками (мама любит, но не настолько, чтобы научиться нормально делать кашу).

Мы не знаем точно, сколько лет Саше, но знаем, что он ещё не вышел из возраста открытий и не вошёл в возраст проблем и разочарований. Нам предстоит прожить с ним один день.

«Санька» на самом деле даже трудно назвать полноценной игрой. И дело не только в продолжительности, хотя тот отпущенный нам день с Сашей пролетает за час, если не обшаривать каждый уголок. И даже вроде все формальные признаки имеются: полноценный сюжет (с завязкой, кульминацией и развязкой), игровые механики (в изобильном количестве для столь короткого произведения), довольно обширные титры в конце (хотя по большому счету это индивидуальный проект Вали Северин).

 Да, мам… еще пять минуточек!..

Да, мам… ещё пять минуточек!..

Дело не в формальностях, а в самом духе «Санька» (интересно, что на международном рынке игра зовется Sanya). По сути, это интерактивный музей, нырок в детство — не столько детство реальное, сколько слепок коллективного бессознательного о нашем детстве.

 В этот раз я решил эту головоломку минуты за три, но в демо полтора года назад пришлось помучиться — не все тут так просто!

В этот раз я решил эту головоломку минуты за три, но в демо полтора года назад пришлось помучиться — не всё тут так просто!

Характерная деталь — действие игры происходит в девяностые, где-то во второй их половине. При этом Валя Северин, все здесь придумавшая и нарисовавшая, появилась на свет в самом их конце (1999-м), но дух, которым было пропитано в том числе и мое детство, она успела ухватить. Да, ей, вероятно, пришлось нагуглить жвачки Turbo и порошковые напитки Yupi, а также хорошенько пошерстить ностальгирующие паблики — но, вполне вероятно, как раз такой сторонний взгляд и позволил сделать настолько чёткий слепок, музеефицировав коллективное детство.

 Какие-то невнятные железяки под настоящими сокровищами

Какие-то невнятные железяки под настоящими сокровищами

Причём это именно музей детства; музей невинности, очищенной от привычной мишуры про малиновые пиджаки, финансовые пирамиды и беготню абсолютно голыми — да, здесь даже нет ни одного неодетого персонажа. Вместо этого — яркое солнце, дяди, которые возятся со своими машинами у гаражей, магазин, полный недорогих сокровищ, весёлые знакомства с прикольными соседями по двору и щенок, который становится тебе лучшим другом за минуту. Вот только непонятно, как его теперь тащить домой — мама не поймёт... (спойлер: поймёт).

Главную заявку — попытку передачи тепла мимолётных детских воспоминаний — «Санёк» выполняет, как вы понимаете, превосходно. Но почему же это не совсем игра? Вместе с Саней мы приручаем щенка (можно научить его давать лапу и приносить вещи!), звоним по дисковому телефону, гоняем на велосипеде, играем в прятки и в «Камень, ножницы, бумагу», решаем пару несложных, но забавных головоломок. Есть даже сегмент с полноценным платформером.

Но дело в том, что все сегменты как будто существуют независимо друг от друга — мы словно переходим из одного музейного зала в другой, рассматривая любовно вырисованные сценки со стороны. Интерактивность не помогает нам стать Саньком, мы так и остаёмся наблюдателями. Как будто мы в навороченном современном музее, где можно всякое трогать, нажимать, пробовать — но не вживаться в образ. Вероятно, на самом деле игре просто не хватило чуть более тщательной экспозиции, чтобы я смог вжиться в образ, а не просто с улыбкой разглядывать артефакты из детства и вспоминать очень точно подмеченные ощущения.

 Не Super Meat Boy, но не самый элементарный платформер, к слову — на пять звезд я его не прошёл

Не Super Meat Boy, но не самый элементарный платформер, к слову, — на пять звёзд я его не прошёл

Осознанно не пишу «мы»: вероятно, это моя индивидуальная отстранённость, — но именно из-за неё в числе прочего не сработала концовка, резко меняющая тон и отправляющая Сашу во внезапный драматический переплёт, после которого всё обрывается так же резко, как и начинается. При замечательно выписанных деталях, симпатичных персонажах, прекрасной рисовке и отличной музыке игре не хватило более выверенного темпа и какой-то… плавности.

***

«Вечером в среду, после обеда…» — нет, конечно, только проснувшийся Саша не мог услышать такое по телику: в самом этом легендарном джингле упомянуто время выхода передачи (UPD.: оказывается, мог, передачу повторяли в четверг утром, когда первая смена была в школе!). Но мелкие неточности не волнуют, если честно, — игра целиком и полностью состоит из наполняющих разум тёплой ностальгией моментов, и их документальность не имеет значения. «Санёк», при всей характерности деталей, существует в пространстве фантазии о некотором общем детстве — и успешно ловит правильный тон. Тон не просто ностальгии по прошлому, а тон счастья от того, что мы были маленькими.

То, что в результате всё не срастается в действительно цельное произведение, не отменяет дурацкой улыбки, с которой я, наверное, минут 15 переключал каналы в самом начале, разглядывал содержимое кармашков (местного инвентаря) и радостно трепался со своими новыми друзьями. Хотя бы за этот глоток воздуха в бесконечно давящей новостной повестке хочется сказать Вале спасибо.

Достоинства:

  • точно схваченный дух детства в девяностые;
  • всё здесь очень миленькое — но не переслащенное;
  • это игра про меня.

Недостатки:

  • игре не хватает цельности, темп скачет;
  • она очень скоротечна.

Графика

Это традиционное двухмерное приключение на Unity. Минусы у подобного решения понятны, но главные плюсы — возможность нарисовать симпатичные фоны и залить всё тёплым светом — реализуются по полной. Анимации, к слову, для столь скромного инди-проекта очень неплохие (как и техническое состояние — хотя я поймал один жёсткий баг в конце, но он не сломал прохождение).

Звук

Никакой озвучки тут, конечно, нет, но музыка отличная, да и в целом звуки как минимум не раздражают.

Одиночная игра

Очень скромное по хронометражу приключение, которое тем не менее изобилует развлекающими механиками — это не просто беготня слева направо и справа налево с диалогами.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

Час-полтора.

Общее впечатление

Музей коллективного детства для миллениалов.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:



    Оригинал материала: https://3dnews.ru/1101095