Оригинал материала: https://3dnews.ru/610284

Portal 2 — научно-кибернетическое приключение

Жанр: Головоломка/Шутер от первого лица
Издатель: Valve Software
Издатель в России: Buka Entertainment
Разработчик: Valve Software
Официальный сайт: www.thinkwithportals.com
Минимальные требования: Pentium 4 3 ГГц / Athlon 64 X2 3 ГГц, 1 Гбайт RAM для Windows XP или 2 Гбайт RAM для Windows Vista/7, видеокарта с 128 Мбайт памяти и поддержкой DirectX 9.0c и Shader 2.0, например GeForce 7600 GT GS/ Radeon X800/Intel HD Graphics 2000, интернет-соединение, 7,6 Гбайт на жестком диске
Рекомендуемые требования: Core 2 Duo с частотой 2 ГГц / эквивалент от AMD, 2 Гбайт RAM, видеокарта GeForce 8600M / Radeon 2400
Дата выхода: 21 апреля 2011 года
Возрастной ценз: от 10 лет

Прошло уже четыре года с момента выпуска Portal, а волны подражателей до сих пор не видно. И неудивительно — сотканная на основе студенческого проекта Narbacular Drop игра оказалась слишком сложной для копирования. Все эти порталы, заигрывания с физикой, холодный черный юмор, бездушный ИИ ГЛэДОС… «Да ну, — наверняка подумали руководители различных студий, — лучше давайте сделаем очередной шутер с мясом и банальным сюжетом, все равно люди будут покупать». В общем, развитием блестящей портальной концепции занялась только сама Valve.

У нас были некоторые сомнения насчет сиквела Portal. Сможет ли он доставить столько же удовольствия от прохождения, при этом не скатываясь в самокопирование? Весьма короткая сюжетная линия оригинала наводила на мысли о том, что у Valve просто закончились идеи. Однако, добравшись до финальных титров Portal 2, довольный игрок приходит к единственно верному выводу — ничего подобного. Portal был всего лишь разминкой для мозга.

#Праздник кремниевой жизни

Вы думали, что Челл (главная героиня дилогии) обрела свободу, изжарив модули ГЛэДОС в печи? Как бы не так! Действие Portal 2 начинается в камере отдыха, где Челл коротает долгие дни в качестве лабораторной мыши злодейско-научной корпорации Aperture Science. Игра берет хороший старт, знакомя нас с шарообразным роботом Уитли. Никогда не отключающийся динамик этого персонажа выдает такое количество забавных шуточек (подчас вполне серьезно воспринимаемых самим оратором), что искренне расстраиваешься всякий раз, когда Уитли покидает нас в силу различных обстоятельств. Поделиться еще хоть одной деталью о происходящем — значит, совершить преступление против не игравших в Portal 2, так что позвольте воздержаться. Не хуже удались создателям и другие действующие лица, небольшое количество которых компенсируется потрясающей озвучкой и текстами самого высокого уровня. Давненько игровая индустрия не баловала нас первоклассной сценарной проработкой.

Последний по списку, но не менее важный штрих, вдыхающий жизнь в металлические оболочки разумных машин, — анимация. До Portal 2 автор этих строк не был уверен, что похожему на баскетбольный мяч железному шару с ручками по бокам можно верить, однако Valve удалось снабдить Уитли, да и всех остальных, первоклассной мимикой и экспрессивной жестикуляцией (если эти слова вообще можно применять в данном контексте).

А вот по поводу графики восторгов не испытываешь. Старичок Source натужно жужжит всеми сервоприводами и пускает по своим логическим схемам огромное напряжение, но ему не под силу соперничать с технологическими гигантами сегодняшнего дня. Однако если для вас визуальная составляющая — это не количество полигонов в кадре и самая передовая версия шейдеров, тогда Portal 2 отнюдь не безнадежен. Чистые, как операционная палата, тестовые камеры производят впечатление работы точного искусственного разума, а разруха за пределами напоминает, что к созданию исследовательского комплекса причастны и люди.

При этом декорации постоянно меняются, чередуя заросшие растительностью верхние уровни с глубокими мрачными подземельями. В процессе игры не покидает ощущение ограниченного пространства и миллионов тонн земли, давящих на комплекс. Заслуга ли это сценаристов, художников или дизайнеров — открытый вопрос. Скорее всего, всех вместе. Расстраивает лишь серая пелена, застилающая удаленные от героя циклопические подземные сооружения — жертва технологии, ничего не поделаешь.

#Научный комплекс имени широких возможностей

Вам уже наверняка показалось, что автор распинается по поводу художественной ценности Portal 2 слишком долго. Но не думайте, что о геймплее нечего рассказывать. В этой области у сиквела дела обстоят наилучшим образом.

Основа игровой механики Portal осталась в неприкосновенности — все по-прежнему опирается на использование двух порталов, позволяющих связывать точки пространства «коридором». При этом кинетическая энергия при прохождении «коридора» сохраняется. Иными словами, если вы угодили в один портал с большой высоты, набрав приличную скорость, то пушечным ядром вылетите из другого. Что изменилось, и в лучшую сторону, так это разнообразие возможностей и новых хитроумных приспособлений. Да, на первых уровнях бывалого мастера портальной пушки может одолевать зевота, ведь они используются разработчиками для ненавязчивого введения неофитов в курс дела. Зато потом скучать не придется никому, поскольку сложность плавно нарастает по мере приближения к развязке.

Portal 2 постоянно подбрасывает игроку новые возможности, переходя от простеньких головоломок в начале к весьма сложным комбинациям. По пути попадаются и легкие тестовые камеры, но чаще всего все выглядит следующим образом: игрок заходит в новое помещение, окидывая его взглядом и впадая в ступор (под аккомпанемент острых словесных уколов и «машинных» оскорблений). Затем, спустя пару минут, в голове что-то переключается, и с криком «Ага!» почувствовавший себя кандидатом наук геймер складывает в уме нужную последовательность действий, успешно приводя ее в исполнение. Бывает и так, что приходится перепробовать несколько вариантов, прежде чем отыщется нужный, но в Portal 2 вы никогда не сдадитесь, опустив руки, — дизайн тестовых камер всегда задает быстрый темп, несмотря на кажущееся в первый момент отсутствие решения.

При этом ни разу за всю игру не возникает ощущения, что Valve тянет осла за уши, искусственно увеличивая продолжительность игры. Как только появляется хоть малейший намек на скуку, разработчики добавляют в общее уравнение еще одну переменную, будь то знакомая нам по серии Quake прыжковая платформа или очередная разновидность чудо-геля. Последний бывает нескольких видов, каждый из которых изменяет свойства покрытой поверхности тем или иным образом. Словом, баланс на высоте. Сразу заметно, что создатели потратили много времени на тестирование, не скатываясь к общей для современной индустрии тенденции выявлять просчеты и ошибки за счет игроков.

#Мечтают ли роботы о портальных пушках?

У Portal 2 есть, впрочем, достаточно заметный недостаток — скоротечная одиночная кампания. На всё про всё у вас уйдет максимум восемь часов, после чего обязательно захочется добавки. В качестве чудотворного «довеска» выступает режим совместного прохождения, рассчитанный на двоих игроков. Хотим сразу обратить внимание недобросовестных владельцев пиратских копий — это как раз тот случай, когда вы будете усиленно кусать локти и завистливо глядеть в направлении «официалов», так что лучше приобрести лицензионное издание.

Все потому, что приключения роботов Пи-Боди и Атласа увлекают не меньше «сингла». Возможность создавать сразу четыре портала значительно расширяет границы, позволяя проводить совсем уж невероятные комбинации. В мультиплеере Portal 2, помимо всех разнообразных возможностей одиночной игры, присутствуют и более заковыристые головоломки. Часто придется добиваться синхронности действий и грамотно жонглировать расположением порталов. При этом Valve ввела простые контекстные команды (вроде «Открой портал тут» и «На счет «три») — с их помощью можно играть даже с незнакомыми людьми. Благодаря отсутствию в проекте гор трупов и «голливудского сюжета», чаще всего подбирается вполне адекватный партнер, знающий, зачем он сюда пришел.

К сожалению, совместная кампания еще короче сольной — по итогам прохождения обеих счетчик в Steam продемонстрировал вашему покорному слуге тринадцать часов проведенного в игре времени. Но эти тринадцать часов впечатываются в память каскадом ярких впечатлений, в корне отличающихся от тех, что может предложить любой другой современный проект. «Начните думать порталами» — рекламная надпись на коробке с игрой полностью соответствует действительности.

#Достоинства:

  • отлично проработанный, интригующий сюжет, яркие персонажи, смешные шутки,
  • разнообразие ситуаций, головоломки никогда не повторяются,
  • очень плавная кривая сложности,
  • прекрасное озвучение действующих лиц (как в оригинале, так и в русскоязычной версии),
  • скромные системные требования,
  • совместный сетевой режим добавляет еще одно измерение в геймплей.

#Недостатки:

  • преступно короткая кампания, даже в сумме с мультиплеером,
  • дурацкий внутриигровой магазин, где за реальные деньги продаются «скины» и анимации для мультиплеера,
  • отсутствие соревновательных тестовых камер в мультиплеере.
Графика Пожилой движок Source, дебютировавший в Half-Life 2 2004 года выпуска, обеспечивает хорошую картинку. Здесь нет модной поддержки DirectX 11 или текстур ультравысокого разрешения, но при этом устаревшей графику не назовешь. Все благодаря таланту художников и дизайнеров, сумевших создать завершенный визуальный облик комплекса Aperture Science. Отдельно стоит упомянуть анимацию — удивительно, сколько жизни и эмоций создателям удалось вложить в персонажей-машин. 8
Звук Одно из главных достоинств Portal 2 — потрясающая озвучка немногочисленных участников истории, каждый из которых обладает ярким характером. Острот и едких фразочек, остающихся в памяти, хватит на десяток других игр. Футуристичная музыка, играющая во время прохождения, полностью соответствует общему высокому уровню, а композиция из финальных титров — и вовсе маленький шедевр. 10
Одиночная игра Заметно разросшийся по сравнению с оригиналом арсенал возможностей и вариантов взаимодействия с окружением привел к тому, что каждая портальная задачка не похожа на другую. Как результат — чувство глубокого удовлетворения, которое испытываешь от раскалывания очередного орешка. Да и мотивация двигаться дальше всегда присутствует, ведь впереди — новые интересные головоломки, новые ситуации и, конечно же, новые искрометные реплики. 9
Коллективная игра У сетевого режима Portal 2 есть все основания претендовать на статус лучшего среди игр этого года. Совместная игра на двоих — это отдельная история про парочку уморительных роботов. Благодаря лаконичным контекстным командам играть можно даже с совершенно незнакомым человеком, хотя голосовая связь никогда не будет лишней. К сожалению, в мультиплеере Portal 2 напрочь отсутствует соревновательный элемент — карт-испытаний здесь нет, соответственно таблицы рекордов тоже. Но этот недостаток не слишком бросается в глаза. 9
Общее впечатление Больше, лучше, разнообразнее, интереснее, смешнее — так можно кратко описать Portal 2 в сравнении с предшественником. Концепция четырехлетней давности засияла свежими красками после инъекции нововведений, при этом чувства «того же самого, но в другой обертке» нет. Portal 2 — это качественно новая ступень, все составляющие которой выполнены на самом высоком уровне. С этой игрой стоит познакомиться даже тем, кто никогда не интересовался компьютерными развлечениями, настолько она необычна. 10

Подробнее о системе оценок

#Видео:

#Ссылки по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/610284