Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Intel Northwood Pentium4 (800мгерц FSB): стресс-тест

⇣ Содержание

Ядро Northwood степпинга D

При выпуске микросхем по определенному техпроцессу рано или поздно наступает момент, когда дальнейшее наращивание частот становится невозможным. Например, компания AMD усиленно штурмует отметку 2.2-2.3Ггерц для процессоров серии Athlon XP. А что касается Intel, то компания столкнулась с теми же трудностями на уровне 3.4Ггерц. В принципе, обе компании используют одинаковый техпроцесс - 0.13мкм (естественно с массой тонких отличий), но разницу в частотах легко объяснить различиями в архитектуре Pentium4 и AthlonXP.

Понятно, что, когда нельзя увеличить производительность за счет большей частоты, нужно искать другие пути. Их немного: редизайн ядра, увеличение встроенной кэш памяти второго уровня (L2) и увеличение частоты системной шины. И обе компании активно используют эти приемы. Так в свое время AMD сделала редизайн ядра (Thunderberd -> Palomino), а недавно перевела свои процессоры сначала на шину166(333DDR)Мгерц, а потом на 200(400DDR)Мгерц. Кроме того в процессорах Athlon XP был увеличен кэш L2 до 512кбайт (ядро Barton).

Возвращаемся к процессорам Intel - в Pentium4 объем кэш-памяти L2 был увеличен уже довольно давно (Willamette => Northwood c 512кбайт). Потом произошел переход с 100(400QP) Мгерцовой шины на 133(533QP) шину. При этом максимальная частота процессоров остается на уровне 3.2Ггерц (см Intel Northwood Pentium4: стресс-тест). Поэтому для дальнейшего ускорения процессоров Pentium4 они были переведены на новую, более скоростную шину - 200(800QP) Мгерц. Новые процессоры поменяли степпинг с "C1" на "D1". Кроме того изменилось наименование процессоров - теперь для обозначения 800Мгерцовой шины используется буква "C". Пример: Pentium4 2.4С - шина 800Мгерц, 2.4B - 533Мгерц, 2.4 - 400Мгерц.

При этом визуально процессоры не изменились: по-прежнему ядро процессора закрыто медной пластиной - теплораспределителем.



Northwood D1

А на обратной стороне процессора расположение элементов также не поменялось.



Northwood C1


Northwood D1

И отличить новые процессоры от старых можно двумя путями: прочитать маркировку на лицевой стороне процессора или собрать систему и запустить утилиту Wcpu (или подобную).

Итак, если процессор имеет степпинг D1, то "Stepping ID"=9


если степпинг C1, то "Stepping ID"=7,


ну и наконец, если вам попался раритет в виде степпинга B0, то его "Stepping ID"=4


Флагманом линейки новых процессоров стал Pentium4 3.0C. Так же было объявлено в будущем выпуске модели 3.2C. Однако компьютерных энтузиастов мало интересуют безумно дорогие топ-модели Pentium4, которые не имеют разгонного потенциала. Гораздо более интересны младшие модели, которые имеют тот же степпинг и изготавливаются из тех же пластин. При этом они спокойно достигают частот старших процессоров и за счет более высокой шины (а Penrium4 разгоняется только так) показывают более высокую производительность.

И тут Intel обрадовала пользователей - было объявлено о выпуске процессоров степпинга D1 с частотами 2.4Ггерц, 2.6Ггерц и 2.8Ггерц (соответственно модели получили наименования 2.4C, 2.6C и 2.8C). Первоначально продажу этих процессоров планировалось начать в конце июня. Однако лето это "мертвый" сезон в IT индустрии и перечисленные процессоры появились в магазинах уже в апреле-мае.

Собственно это можно было предположить заранее, поскольку производителю процессоров экономически выгодно выпускать только процессоры одного степпинга. Это подтверждает компания AMD, которая планирует выпустить Athlon XP Thorton, который представляет собой Barton c кешем = 256Кбайт. Так вот Intel перевел на новый степпинг и те процессоры, которые уже практически исчезли из прайс-листов, например Pentium4 1.8Ггерц. Но, к большому сожалению, вероятность появления этой модели в розничной продаже = 0.

И практически сразу же стали появляться восторженные отзывы об отличном разгонном потенциале новинок. Так среднестатистическим результатом стала частота 3.4-3.6Ггерц при использовании воздушного охлаждения и частота порядка 4ггерц - при использовании иных :) видов охлаждения.

Естественно, как только такие процессоры появились в продаже, была куплена младшая модель - Pentium4 2.4C, серии SL6WF.


Этот процессор имеет множитель =12 (для сравнения у 2.4B - множитель = 18), что очень хорошо для "тонкого" разгона. Но, кроме отличного разгонного потенциала, новые процессоры привлекательны еще и потому, что в них реализована технология Intel HyperThreading. О ней уже подробно рассказано на нашем сайте, но вкратце ее суть в следующем: при использовании процессора с HyperThreading в системе вместо одного физического процессора ставится два "виртуальных" процессора. То есть, Windows рапортует о том, что в компьютере установлено 2 процессора:


Подобным образом ведут себя и остальные утилиты.


До сих пор для одновременного выполнения нескольких приложений существовали следующие варианты:

  • Выполнение всех приложений одним процессором. Это самый простой вариант: процессор очень быстро переключается между всеми запущенными приложениями и поочередно их выполняет. Таким образом создается эффект одновременно работающих программ и увидеть такое можно на любой версии Windows.
  • Система с несколькими процессорами. Как правило, в настольных системах применяются 2х процессорные платы и для того, чтобы задействовать второй процессор, необходима уже операционная система на основе ядра Windows NT (Windows NT, 2000, XP). В этом случае в оптимизированных приложениях такая система может работать до 50% быстрее однопроцессорной.

А вот процессор Pentium4 с Hyperthreading представляет собой промежуточный вариант: он не содержит двух независимых ядер, однако может выполнять несколько потоков одновременно. Просто в процессоре c HT некоторые блоки работают независимо друг от друга и в результате чего мы можем получить от 5 до 30% прироста производительности.

Однако, чтобы получить этот прирост, технология Hyperthreading должна сопровождаться поддержкой со стороны чипсета, биоса материнской платы и операционной системой. Про поддержку HT чипсетами мы говорили в обзорах чипсетов, информацию о поддержке HT биосом конкретной платы можно узнать на сайте производителя; а что касается операционной системы, то HT поддерживается только Windows XP и отдельными версиями Linyx. А вот, например Windows 2000, хоть и покажет наличие двух "виртуальных" процессоров, но на самом деле прироста производительности не обеспечит. Операционные системы серии Windows 9X и Windows ME технологию HyperThreading не поддерживают.

Стоит заметить, что технология HT появилась на процессорах Pentium4 очень давно - она есть даже на процессорах на ядре Willamette, но в отключенном состоянии. В этом же состоянии она находится и на процессорах Northwood, степпинга B0. А впервые HT была активизирована в процессорах Northwood степпинга C1, причем только на самой старшей (и дорогой!) модели - 3.06Ггерц. И только появление младших процессоров Northwood степпинга D1 дало возможность пользователям приобрести HT за относительно небольшие деньги.

В любом случае это технические подробности - а пользователь хочет знать, где HyperThreading ускорит работу и насколько. Сразу скажу, что во всех современных 3D-играх прирост производительности будет отсутствовать вообще. Впрочем, какая-нибудь шахматная игра, оптимизированная под многопроцессорность, может показать прирост в скорости.

Прирост производительности следует ожидать в других приложениях, которые имеют соответствующую оптимизацию. Например, это различные программы рендеринга (3DMax, и т.д.) или программы для научных вычислений.

Кроме того прирост производительности и повышение комфортности следует ожидать в работе Windows. Этот момент требует наглядного пояснения. Итак, если на системе с отключенной технологией HT запустить программу максимально нагружающую процессор (да еще с высоким приоритетом), то дальнейшая работа в Windows будет затруднительна. Конечно, пользователь сможет набирать текст, но при этом он постоянно будет ощущать различные задержки и подтормаживания. Пользователь может даже запустить какую-либо 3D - игру, но этом случае играбельность будет ниже допустимого минимума - изображение будет постоянно дергаться.

А теперь посмотрим что будет, если технологию HyperThreading включить. Кстати, это очень просто делается - в биосе платы есть соответствующий параметр.


Итак, запускаем BurnP6 - смотрим на нагрузку процессора: она составляет 50%.


Далее - запуская любые офисные приложения, я не заметил совершенно никаких торможений или задержек. А потом я запустил игру Quake3 - игра шла очень плавно. Под впечатлением от HT я протестировал скорость Q3 при включенной и отключенной HT.

Результат впечатляет:



Кроме Q3 был запущен BurnP6

Вывод: по крайней мере у процессоров степпинга D1 есть один важный плюс - поддержка технологии HyperThreading. А каков разгонный потенциал и производительность новых процессоров мы увидим на следующих страницах этого обзора.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Власти Японии готовы стать поручителем по кредитам для Rapidus, строящей в Японии предприятие по выпуску 2-нм чипов 7 ч.
Проект STMicroelectronics по строительству предприятия в Италии получит 2 млрд евро субсидий 8 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 20 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 21 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 21 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 22 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 22 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 24 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 01-06 12:01
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 01-06 11:52