Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор и тестирование Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC: другими глазами

⇣ Содержание

#Предисловие

В отличие от героев большинства других материалов про видеокарты, объект сегодняшнего изучения и тестирования отнюдь не является новинкой. Однако именно в данный временной период внимание к таким видеокартам растёт, хотя виной тому вовсе не очередной всплеск интереса к добыче криптовалют, а сложившаяся рыночная ситуация.

Дело в том, что одновременно с проведённым компанией AMD снижением цен, когда рекомендованная граница стоимости Radeon R9 290X опустилась с $450 до $400, а Radeon R9 290 — с $400 сразу до $300, произошёл пресловутый скачок доллара, затронувший прежде всего вновь ввозимые в нашу страну видеокарты. И пока российские геймеры с грустью наблюдают рост ценников на новые GeForce GTX 970 и GeForce GTX 980, залежавшиеся было на полках магазинов Radeon R9 290(X) становятся чуть ли не самыми привлекательными графическими картами в верхнем (для AMD) ценовом диапазоне.

Иными словами, как нам кажется, пришло время взглянуть на оригинальные версии этих моделей видеокарт другими глазами. И в этом мы с вами сегодня убедимся на примере одной из самых продвинутых версий Radeon R9 — Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC 4 Гбайт.

#Технические характеристики и стоимость

Технические характеристики видеокарты Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC приведены в таблице.

Наименование технических характеристик Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC
Графический процессор Hawaii (TSMC)
Техпроцесс, нм 28 (low-k)
Площадь кристалла мм2 438
Число транзисторов, млн 6200
Частота графического процессора, МГц 3D 1030
2D 300
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт. 2560
Число текстурных блоков, шт. 160
Число блоков растровых операций (ROPs), шт. 64
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гпикс/с 65,9
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с 164,8
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders 5.0 / 5.0
Тип поддерживаемой памяти GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит 512
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц 3D 5600
2D 600
Объем памяти, Мбайт 4096
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с 358,4
Пиковая потребляемая мощность в 3D режиме работы, Вт 3D до 300
2D 70 / 3
Требования к мощности блока питания, Вт 750
Размеры видеокарты, мм (ДхВхТ) 300x110x49
Интерфейс PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы DVI-I+DVI-D (Dual-Link),
HDMI v1.4a,
DisplayPort v1.2
Минимальная розничная стоимость*, руб. 19 000

* По данным «Яндекс.Маркета» по состоянию на 02.12.2014.

#Упаковка и комплектация

Видеокарта поставляется в большой картонной коробке, оформленной ярко и привлекательно. На её лицевой стороне изображён боевой робот, напоминающий егеря из фильма «Тихоокеанский рубеж».

Сверху указана модель видеокарты, а снизу отдельными пиктограммами обозначены основные достоинства продукта. Обратная сторона расскажет потенциальному покупателю об особенностях системы охлаждения, а также о ключевых достоинствах видеокарты и технологиях AMD.

Внутри цветной оболочки находится ещё одна коробка, из толстого картона. В неё вставлена подложка из вспененного полиэтилена, в центре которой и зафиксирована видеокарта. Под ней находится плоская коробка, в которой можно найти следующие аксессуары:

  • два кабеля-переходника для дополнительного питания;
  • кабель HDMI длиной 1,8 метра;
  • бонусный коврик для мыши;
  • компакт-диск с драйверами;
  • наклейка с логотипом Sapphire;
  • инструкция по установке, памятка и рекламный буклет.

Комплектация не является пределом мечтаний, поскольку в её составе мы не нашли хотя бы одной современной игры. Однако она гораздо полнее и привлекательнее тех комплектов поставки, которые мы последнее время встречаем в коробках новых серийных видеокарт GeForce GTX 970 и даже GTX 980.

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выпускается в Китае, на неё предоставляется двухлетняя гарантия. Средняя розничная стоимость данной модели на момент публикации статьи в России составляла 19 000 рублей (минимальная — 16 360), а за рубежом её можно было купить за 299 долларов США.

#Дизайн и особенности печатной платы

Внешне Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выглядит мощно, убедительно и многообещающе. Вся лицевая сторона видеокарты закрыта системой охлаждения с тремя вентиляторами, окаймлёнными переливающейся бирюзовым цветом пластиковой вставкой, которая превосходно гармонирует с наклейками на статорах вентиляторов и создает яркий и притягательный образ ускорителя.

Обратная сторона видеокарты закрыта перфорированной металлической пластиной, оформленной в таком же стиле, как и лицевая. Массивная и тяжёлая видеокарта по толщине займёт в системном блоке 2,5 слота PCI-Express, поскольку её размеры равны 300x110x49 мм, а весит она более 1,2 кг.

Видеовыходов на Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC четыре: два DVI Dual-Link, один HDMI версии 1.4 и один DisplayPort версии 1.2. При использовании технологии AMD Eyefinity 2.0 к видеокарте можно одновременно подключить до шести мониторов.

Как видим, на панели осталось место и для решётки, через которую часть нагретого видеокартой воздуха выбрасывается за пределы корпуса системного блока. Через данную решётку воздушный поток действительно выходит, хоть и не столь интенсивно, как вверх. Так что большая часть горячего воздуха всё равно будет оставаться внутри корпуса.

На месте уходящих в прошлое разъёмов для CrossFireX установлен кнопочный переключатель между двумя BIOS видеокарты, одна из версий которого имеет поддержку UEFI и функцию быстрой загрузки для Windows 8. Частотная формула видеокарты, о которой мы расскажем чуть ниже, одинаковая в обеих версиях BIOS.

Видеокарта оснащена двумя восьмиконтактными разъёмами для дополнительного питания. Заявленная мощность составляет 300 ватт, а рекомендованная мощность блока питания для системы с одной Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC должна составлять не менее 750 ватт.

Снимаем систему охлаждения с видеокарты и видим весьма сложную и насыщенную элементами печатную плату.

Чтобы окончательно «раздеть» печатную плату, необходимо открутить алюминиевый радиатор с элементов силовых цепей и пластину с обратной стороны текстолита.

Для питания графического процессора отведено шесть фаз и ещё по паре фаз задействовано на PLL и память.

На фирменных двусторонних дросселях Black Diamond приклеены алюминиевые радиаторы. Они проходят сквозь печатную плату — за счет этого Sapphire обещает 10%-е снижение температур и 25%-е повышение энергоэффективности. Заявлен и увеличенный срок службы таких силовых цепей, правда без конкретики в цифрах.

Управление питанием графического процессора осуществляется цифровым контроллером IR 3567B производства International Rectifier.

Огромный кристалл графического процессора имеет площадь 438 мм2. Если судить по маркировке, нанесённой на металлическую рамку, он выпущен на Тайване на 50-й неделе 2013 года, то есть практически год назад.

Частота данного экземпляра Hawaii повышена с номинальных для эталонных Radeon R9 290 947 МГц до 1030 МГц, или на 8,8%. Поверьте, это очень приличный заводской разгон для данной модели видеокарты. По данным мониторинга, напряжение GPU в 3D-режиме составляет 1,109 В, а при переходе в 2D снижается до 0,984 В одновременно со снижением частоты до 300 МГц. Качество ASIC нашего экземпляра графического процессора видеокарты одно из самых высоких, которые нам довелось встречать, — оно равно 86,6%.

На видеокарте установлены четыре гигабайта памяти стандарта GDDR5, набранные шестнадцатью FCFBGA-микросхемами на лицевой стороне печатной платы. Чипы выпущены компанией SK Hynix и имеют маркировку H5GC2H24BFR T2C.

При напряжении 1,5 В теоретическая эффективная частота таких чипов составляет 6000 МГц. На Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC память функционирует на 5600 МГц, что сразу на 12,0% выше номинальной частоты эталонных Radeon R9 290. Таким образом, пропускная способность памяти видеокарты при 512-битной ширине шины обмена может достигать 358,4 Гбайт/с. Впечатляющее значение, в особенности на фоне флагманской GeForce GTX 980 с её скромными 224,3 Гбайт/с. Добавим, что при переходе видеокарты в 2D-режим частота памяти снижается до 600 МГц.

Дополняет обзор Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC информация утилиты GPU-Z с характеристиками этой видеокарты.

Вы также можете скачать BIOS этой видеокарты, а мы переходим к знакомству с её системой охлаждения.

#Системы охлаждения — эффективность и уровень шума

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC оснащается системой охлаждения Tri-X (неожиданно, правда?). Это массивный кулер с медной испарительной камерой в основании, алюминиевой пластиной с термопрокладками на микросхемах памяти, двухсекционным радиатором на тепловых трубках и небольшим алюминиевым радиатором на силовых цепях.

Основной двухсекционный радиатор набран из тонких алюминиевых пластин, припаянных к тепловым трубкам с межрёберным расстоянием 1,5 мм.

Всего в радиаторе пять медных тепловых трубок. Диаметр центральной 10 мм, соседних с ней — 8 мм, а две крайние трубки имеют диаметр 6 мм.

Пластины сидят на трубках очень плотно. Они не смещаются, не дребезжат во время работы вентиляторов. Сборка очень качественная, а сама конструкция неплохо продумана.

Охлаждение радиатора и печатной платы осуществляется тремя вентиляторами, закреплёнными на стойках в пластиковой рамке.

Диаметр вентиляторов равен 86 мм, а их оригинальным производителем является компания FirstD.

Они оснащены двухканальным PWM-управлением и могут работать в скоростном диапазоне от 0 до 4100 об/мин. Центральный вентилятор может вращаться как одновременно с крайними, так и независимо от них. Режим работы выбирается специальным переключателем на торце видеокарты.

При активации так называемого интеллектуального режима работы вентиляторов крайние отключаются совсем, а центральный функционирует только на 20-29% мощности в зависимости от нагрузки. И так видеокарта будет работать, пока температура графического процессора не достигнет 60 градусов Цельсия.

После этого в работу вступают крайние вентиляторы, увеличивая эффективность системы охлаждения до максимально возможной.

Ещё одной моддингово-полезной особенностью видеокарты Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC является подсветка логотипа Sapphire на верхней грани кожуха системы охлаждения.

Цвет подсветки изменяется в зависимости от температуры графического процессора. Красного мы не видели вообще во время всего тестирования, а какие конкретно температуры были, мы сейчас расскажем.

Для проверки температурного режима работы видеокарты Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560х1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х и MSAA-сглаживанием степени 4x.

Для мониторинга температур и всех прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 4.0.0 и утилита GPU-Z версии 0.8.0. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при средней комнатной температуре 24,7 градуса Цельсия.

Сначала мы проверили эффективность работы системы охлаждения Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC при автоматической регулировке скорости вентиляторов и активированном интеллектуальном режиме.

Автоматический режим

В результате были получены максимальные 77 градусов Цельсия на графическом процессоре и 70-71 градус Цельсия по датчикам на VRM-элементах. Для Radeon R9 290 на повышенных частотах это попросту превосходный результат, не идущий ни в какое сравнение с показателями эталонных версий, тем более что максимальная скорость вентиляторов во время работы составила сравнительно умеренные 2150 об/мин.

Если же вручную выставить скорость вентиляторов на максимум, то можно добиться 13...15-градусного снижения температур графического процессора и VRM.

Максимальная скорость

Хотя, на наш взгляд, такая эффективность охлаждения для данной видеокарты избыточна, тем более что терпеть её уровень шума на скорости вентиляторов 3550-4100 об/мин — занятие не из приятных.

Измерение уровня шума систем охлаждения видеокарт осуществлялось с помощью электронного шумомера CENTER-321 после часа ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2 со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась только система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора/турбины кулера. Материнская плата, в которую была вставлена видеокарта с установленной на неё системой охлаждения, размещалась на самом углу стола на пенополиуретановой подложке. Нижняя граница измерений шумомера составляет 29,8 дБА, а субъективно комфортный (не путать с низким) уровень шума при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. Скорость вращения вентиляторов изменялась во всём диапазоне их работы с помощью специального точного контроллера путём изменения питающего напряжения с шагом 0,5 В.

На график и в таблицу с данными об уровне шума системы охлаждения Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC мы включили результаты измерений уровня шума эталонной видеокарты AMD Radeon R9 290(X), а также оригинальных видеокарт ASUS STRIX GeForce GTX 970, Gigabyte GeForce GTX 970 G1 Gaming и MSI GeForce GTX 780 Ti Gaming. Добавим, что вертикальными пунктирными линиями соответствующего цвета отмечены верхние границы скорости систем охлаждения при их автоматической PWM-регулировке.

Разница в уровне шума между Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и эталонной Radeon R9 290X попросту колоссальная, однако оригинальная видеокарта Sapphire не стала лучшей среди других оригинальных видеокарт, участвующих в сегодняшнем тесте. Столь же шумной является разве что MSI GeForce GTX 780 Ti Gaming при автоматической регулировке скорости вентиляторов, а Gigabyte GeForce GTX 970 G1 Gaming и в особенности ASUS STRIX GeForce GTX 970 работают заметно тише. Всё же справляться с горячим графическим процессором Hawaii по-прежнему приходится жертвуя акустическим комфортом. Тем не менее, благодаря высокоэффективному кулеру, Sapphire удалось добиться многократного снижения уровня шума в сравнении с показателями эталонного кулера AMD Radeon R9 290(X).

#Оверклокерский потенциал

Учитывая уже повышенные на заводе частоты, мы не питали особых надежд на серьёзный разгон Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, и, как оказалось, не зря. Частоту графического процессора видеокарты без потери стабильности и сбоев нам удалось повысить всего на 50 МГц. В то же время эффективную частоту памяти мы увеличили на 900 МГц, что не так уж и плохо для видеокарт AMD.

Итоговые частоты видеокарты после разгона составили 1080/6500 МГц, а в процентном выражении разгон составил +4,9/16,1%. В общем-то, не так уж и плохо, как могло показаться на первый взгляд, в особенности если обратить внимание на полученную после разгона пропускную способность видеопамяти.

Правда, нужно отметить, что при изучении оверклокерского потенциала видеокарты мы отключили интеллектуальное управление вентиляторами, а также выставили их на 50% мощности, или примерно 2500 об/мин. Это позволило сохранить практически те же температуры, что и до разгона Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.

3х2500 об/мин

Вот такая вот интересная у нас сегодня видеокарта. Судить о том, сколь она быстра, мы будем сразу после традиционного раздела с конфигурацией и методикой тестирования.

#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:

  • Системная плата: Intel Siler DX79SR (Intel X79 Express, LGA2011, BIOS 0594 от 06.08.2013);
  • Центральный процессор: Intel Core i7-3970X Extreme Edition 3,5/4,0 ГГц (Sandy Bridge-E, C2, 1,1 В, 6x256 Kбайт L2, 15 Мбайт L3);
  • Система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2х900 об/мин);
  • Термоинтерфейс: ARCTIC MX-4;
  • Видеокарты:
    • NVIDIA GeForce GTX 980 4 Гбайт 1127-1216/7012 МГц;
    • ASUS STRIX GeForce GTX 970 (ссылка) 4 Гбайт 1114-1253/7012 МГц;
    • Sapphire Vapor-X R9 290 OC 4 Гбайт 1030/5600 МГц и 1080/6500 МГц;
    • AMD Radeon R9 290X 4 Гбайт 1000/5000 МГц;
    • AMD Radeon R9 290 4 Гбайт 947/5000 МГц;
  • Системный диск: Intel SSD 730 480GB (SATA-III, BIOS vL2010400);
  • Диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5”;
  • Архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
  • Звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
  • Корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка — три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 1020 об/мин; задняя — два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 1020 об/мин; верхняя — штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
  • Панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
  • Блок питания: Corsair AX1200i (1200 Вт), 120-мм вентилятор;
  • Монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI-I, 2560х1440, 60 Гц).

Для сравнения с Sapphire Vapor-X R9 290 OC со стороны NVIDIA мы включили в тестирование эталонную NVIDIA GeForce GTX 980 и оригинальную ASUS STRIX GeForce GTX 970 на номинальных для обеих видеокарт частотах.

Со стороны AMD сегодня у нас будут выступать две эталонные видеокарты: AMD Radeon R9 290X и AMD Radeon R9 290.

Они также были протестированы на номинальных частотах. Добавим, что значение Power Limit на всех видеокартах было выставлено на максимум.

Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 32-нм шестиядерный процессор при множителе 48, опорной частоте 100 МГц и активированной функции Load-Line Calibration был разогнан до 4,8 ГГц при повышении напряжения в BIOS материнской платы до 1,380 В.

Технология Hyper-Threading активирована. При этом 32 Гбайт оперативной памяти функционировали на частоте 2,133 ГГц с таймингами 9-11-11-20_CR1 при напряжении 1,6125 В.

Тестирование, начатое 4 ноября 2014 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 7 Ultimate x64 SP1 со всеми критическими обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:

Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 1920х1080 и 2560х1440 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x — качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х(8х) с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x или 8x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst или GeForce. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

Видеокарты были протестированы в двух графических тестах и четырнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. Отдельно стоит сказать об обновлении Thief, в котором появились дополнительные оптимизации Mantle, поэтому даже в сравнении с результатами предыдущего тестирования видеокарты на графических процессорах AMD смогли повысить свою производительность примерно на 10%. Вместе с тем показатели видеокарт на GPU NVIDIA не изменились. Вот как выглядит список тестовых приложений (игры расположены в порядке их официального выхода):

  • 3DMark (2013) (DirectX 9/11) — версия 1.4.780, тестирование в сценах Cloud Gate, Fire Strike, Fire Strike Extreme и Fire Strike Ultra;
  • Unigine Valley Bench (DirectX 11) — версия 1.0, максимальные настройки качества, AF16x и (или) MSAA 8x, разрешение 1920х1080 и 2560х1440 пикселей;
  • Sleeping Dogs (DirectX 11) — версия 1.5, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool v1.0.2.1, максимальные настройки качества графики по всем пунктам, Hi-Res Textures pack установлен, FPS Limiter и V-Sync отключены, двойной последовательный прогон теста с суммарным сглаживанием на уровне Normal и на уровне Extreme;
  • Hitman: Absolution (DirectX 11) — версия 1.0.447.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне Ultra, тесселяция, FXAA и глобальное освещение включены;
  • Crysis 3 (DirectX 11) — версия 1.2.0.1000, все настройки качества графики на максимум, степень размытости — средняя, блики включены, режимы с FXAA- и с MSAA4x-сглаживанием, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 110 секунд;
  • Tomb Raider (2013) (DirectX 11) — версия 1.1.748.0, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, режимы с FXAA- и с 2xSSAA-сглаживанием, технология TressFX активирована, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • BioShock Infinite (DirectX 11) — версия 1.1.25.5165, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool с настройками качества Ultra и Ultra+DOF, двойной прогон встроенного в игру теста;
  • Metro: Last Light (DirectX 11) — версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяции на уровне Very High, технология Advanced PhysX включена, тесты с SSAA-сглаживанием и без него, двойной последовательный проход сцены D6;
  • Company of Heroes 2 (DirectX 11) — версия 3.0.0.16116, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста при максимальных настройках качества графики и физических эффектов;
  • Total War: Rome II (DirectX 11) — версия 2.0.0.0, настройки качества на уровне Extreme, V-Synс отключён, SSAA-сглаживание активировано, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Batman: Arkham Origins (DirectX 11) — версия 1.0 (update 8), настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, все эффекты активированы, все функции DX11 Enhanced задействованы, Hardware Accelerated PhysX = Normal, двойной последовательный проход встроенного в игру теста;
  • Battlefield 4 (DirectX 11) — версия 111433, все настройки качества графики на Ultra, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии TASHGAR продолжительностью 110 секунд (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Thief (DirectX 11) — версия 1.7 build 4158.21, настройки качества графики на максимальный уровень, технологии Paralax Occlusion Mapping и Tessellation активированы, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • GRID Autosport (DirectX 11) — версия 1.0.103.1840, использовался встроенный в игру тест на трассе «Сан-Франциско» (десять машин), настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, тесты с MSAA8x-сглаживанием и без него;
  • Sniper Elite III (DirectX 11) — версия 1.14, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, тесселяция и все эффекты активированы, тесты с 4xSSAA-сглаживанием и без него, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Middle-earth: Shadow of Mordor (DirectX 11) — версия v1636.29, все настройки качества вручную выставлены на максимальный и Ultra-уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных проходов встроенного в игру бенчмарка.

Если в играх реализована возможность фиксации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1%. Если отклонения прогонов тестов превышали 1%, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.

#Результаты тестов производительности и их анализ

На диаграммах результаты тестирования видеокарт NVIDIA GeForce GTX 980 и ASUS STRIX GeForce GTX 970 отражены светло-зелёным цветом, а обе видеокарты на графических процессорах AMD — привычным красным. Героиня сегодняшней статьи — Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC — выделена на диаграммах лиловым цветом как на своих номинальных частотах, так и при разгоне.

Изучение и анализ результатов по сложившейся традиции начнём с полусинтетических бенчмарков.

  • 3DMark (2013)

В 3DMark (2013) только самая дорогая видеокарта сегодняшнего тестирования — NVIDIA GeForce GTX 980 — идёт впереди с небольшим отрывом, а результаты остальных четырёх видеокарт близки друг к другу. Тем не менее нужно отметить, что Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC на номинальных частотах практически равна эталонной AMD Radeon R9 290X, а также едва уступает оригинальной ASUS STRIX GeForce GTX 970. Разгон героини сегодняшнего обзора увеличивает её производительность совсем не намного, что не удивительно, ведь мы смогли добиться очень скромного прироста частоты графического процессора, который играет главную роль в этом тесте.

  • Unigine Valley Bench

В тесте Unigine Valley мы можем наблюдать отличную от 3DMark картину.

В лёгком графическом режиме при разрешении 1920х1080 пикселей и без использования сглаживания лидируют видеокарты на GPU NVIDIA, однако третью строчку занимает Sapphire Vapor-X R9 Tri-X 290 OC, обходя и AMD Radeon R9 290X, и Radeon R9 290 как на номинальных частотах, так и при разгоне. Если же смотреть на результаты в ресурсоёмком разрешении 2560х1440 пикселей и с использованием сглаживания MSAA8x, то ASUS STRIX GeForce GTX 970 — уже не соперник для Sapphire Vapor-X R9 290 OC, да и эталонная NVIDIA GeForce GTX 980 опережает оригинальную модель Sapphire при разгоне на считаные баллы.

  • Sleeping Dogs

Актуальными для достаточно старой игры Sleeping Dogs можно считать качественные режимы с использованием сглаживания, где результаты четырёх видеокарт из пяти различаются в минимальной степени.

Тем не менее Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC удаётся как минимум не уступать оригинальной ASUS STRIX GeForce GTX 970 и быть впереди обеих эталонных Radeon R9 290(X).

  • Hitman: Absolution

Ещё убедительнее Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выглядит в Hitman: Absolution.

Лишь в самом лёгком режиме лидирует пара NVIDIA GeForce GTX 980 и ASUS STRIX GeForce GTX 970, тогда как при трёх остальных настройках тестирования Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC смогла опередить не только своих сестёр из AMD вместе с ASUS STRIX GeForce GTX 970, но и NVIDIA GeForce GTX 980.

  • Crysis 3

Вот и в Crysis 3 конкурировать с Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC может разве что NVIDIA GeForce GTX 980, но и та проигрывает при максимальных настройках качества в разрешении 2560х1440 пикселей.

  • Tomb Raider (2013)

Несколько по-другому ведут себя видеокарты в игре Tomb Raider, но и здесь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC на номинальных частотах способна демонстрировать такую же производительность, как и эталонная AMD Radeon R9 290X, а при разгоне слегка опережать её.

Преимущество оригинальной модели Sapphire перед AMD Radeon R9 290 в этой игре составляет 6,5-9,2%. А вот от GeForce GTX 980 все «красные» карты отстают даже в тяжелых режимах.

  • BioShock Infinite

Как известно, в бенчмарке игры BioShock Infinite видеокарты на графических процессорах AMD имеют преимущество по минимальному числу кадров в секунду, хотя по среднему FPS NVIDIA всё же быстрее конкурента.

Несмотря на тот факт, что здесь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC столь же быстра, сколь и эталонная AMD Radeon R9 290X, обойти оригинальную ASUS STRIX GeForce GTX 970 на сей раз не получается, в том числе и при разгоне.

  • Metro: Last Light

В игре Metro: Last Light с активированной технологией Advanced PhysX видеокарты на графических процессорах AMD не могут противостоять NVIDIA.

Зато без использования Advanced PhysX вся тройка AMD выглядит на фоне карт NVIDIA, и в особенности ASUS STRIX GeForce GTX 970, весьма уверенно.

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC в который уже раз не уступает эталонной AMD Radeon R9 290X, а при далеко не выдающемся разгоне даже чуть-чуть опережает её.

  • Company of Heroes 2

Игра Company of Heroes 2, как известно, разработана при активной поддержке компании AMD, поэтому позиции видеокарт на её графических процессорах довольно высоки.

Правда, оригинальная ASUS STRIX GeForce GTX 970 в трёх из четырёх тестовых режимов отстаёт от Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC вместе с AMD Radeon R9 290X на считаные FPS и, без сомнения, перекроет их своим впечатляющим разгоном, однако это не умаляет достоинств тестируемой сегодня троицы Radeon R9, и в особенности это касается Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.

  • Total War: Rome II

Примерно такую же ситуацию мы можем наблюдать и в игре Total War: Rome II.

  • Batman: Arkham Origins

Особенностью тестов видеокарт в игре Batman: Arkham Origins является разная расстановка сил в режимах без использования сглаживания и при его активации.

Если в первом случае преимущество NVIDIA GeForce не подвергается сомнению, то во втором, имеющем, на наш взгляд, большую практическую ценность, AMD Radeon R9 с успехом конкурируют со своими соперниками по среднему FPS, хотя минимальный у AMD в этом тесте ниже вне зависимости от режима тестирования.

  • Battlefield 4

«Классическую» для сегодняшнего тестирования расстановку сил мы видим в игре Battlefield 4.

  • Thief

Как мы упоминали в методике тестирования, игра Thief получила очередное обновление, коснувшееся оптимизации алгоритмов работы Mantle на видеокартах с графическими процессорами AMD. За счёт этого эффективность работы данной технологии возросла, и все Radeon R9 прибавили примерно по 10% производительности в каждом тестовом режиме. Теперь они готовы составить конкуренцию не только ASUS STRIX GeForce GTX 970, но и NVIDIA GeForce GTX 980.

  • GRID Autosport

В GRID Autosport отметим лидерство эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 и небольшое отставание AMD Radeon R9 290, а троица из ASUS STRIX GeForce GTX 970, Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и AMD Radeon R9 290X демонстрирует примерно одинаковые результаты.

  • Sniper Elite III

Ещё одной игрой нашего тестового списка, поддерживающей Mantle, является Sniper Elite III.

Поэтому вряд ли кого-то удивляет успешное выступление всех AMD Radeon R9 в контексте сегодняшнего тестирования. Обращаем внимание на тот факт, что Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC опережает AMD Radeon R9 290X даже на номинальных частотах работы (за исключением наименее ресурсоёмкого графического режима).

  • Middle-earth: Shadow of Mordor

Неплохо выглядят видеокарты на графических процессорах AMD и в Middle-earth: Shadow of Mordor.

По крайней мере в номинальном режиме работы ASUS STRIX GeForce GTX 970 не может превзойти результаты эталонной AMD Radeon R9 290X и равной ей Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC.

Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными итоговыми средним и минимальным значением игровых FPS по каждой видеокарте.

Далее переходим к сводным диаграммам.

#Сводные диаграммы

Первая пара сводных диаграмм отведена под оценку преимущества оригинальной Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC перед эталонной AMD Radeon R9 290, результаты которой приняты за ноль, а результаты видеокарты Sapphire показаны отклонениями от неё.

Как видим, все отклонения плюсовые, что вполне логично, ведь Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC имеет не только на 83 МГц более быстрое ядро, но и на 600 эффективных мегагерц более быструю память. Это и объясняет тот факт, что в ресурсоёмких режимах с использованием сглаживания преимущество Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC выше, чем в лёгких режимах, и в среднем по всем тестам составляет 6,3-7,7%. Разумеется, такого преимущества Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC хватило для того, чтобы практически везде опередить эталонную AMD Radeon R9 290X, что нам подтверждает следующая пара сводных диаграмм.

По большому счёту можно сказать, что эти видеокарты равны. Можно даже отдать победу Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, приняв во внимание только результаты, полученные в разрешении 2560х1440 пикселей. Данная оригинальная модель даёт нам понять, что нет смысла гнаться за более дорогой Radeon R9 290X — выгоднее найти удачную R9 290.

На заключительной паре сводных диаграмм мы сравним Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC и ASUS STRIX GeForce GTX 970. На момент подготовки статьи (середина ноября) рыночная ситуация складывалась таким образом, что оригинальная модель ASUS стоила примерно на 4 тысячи рублей дороже оригинальной же видеокарты Sapphire. Тем не менее в некоторых играх Vapor-X R9 290 Tri-X OC сумела превзойти STRIX GeForce GTX 970.

В их числе, что немаловажно, новинки Sniper Elite III и Middle-earth: Shadow of Mordor, Thief, из старых игр отметим Crysis 3 и Hitman: Absolution, а также режимы с использованием сглаживания нескольких других игр. В свою очередь, преимущество ASUS STRIX GeForce GTX 970 очевидно в Metro: Last Light, BioShock Infinite, небольшой отрыв есть в Tomb Raider (2013) и паре-тройке игр без активации сглаживания. Если исключительно математически вывести среднее по всем играм, что не слишком объективно (поскольку математика не учитывает нюансов отдельных игр), то Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC отстаёт от ASUS STRIX GeForce GTX 970 на 6,4%. Это очевидно меньше разницы в стоимости данных видеокарт. В то же время разгоняется ASUS STRIX GeForce GTX 970 значительно лучше Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, да и уровень энергопотребления у неё заметно ниже. Кстати, об энергопотреблении.

#Энергопотребление

Измерение энергопотребления системы с различными видеокартами осуществлялось с помощью многофункциональной панели Zalman ZM-MFC3, которая показывает потребление системы «от розетки» в целом (без учёта монитора). Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560х1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования MSAA-сглаживания.

Давайте сравним уровень энергопотребления систем с протестированными сегодня видеокартами.

Если для кого-то из наших читателей уровень энергопотребления имеет весомое значение, то здесь AMD крыть нечем. Даже топовая система с NVIDIA GeForce GTX 980 в пике нагрузки оказывается экономичнее любой из протестированных сегодня AMD-конфигураций. Примечательно, что система с оригинальной видеокартой Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC оказалась даже чуть менее прожорливой, чем с эталонной AMD Radeon R9 290. И это несмотря на повышенные у Sapphire частоты и усиленную печатную плату. Видимо, маркетологи компании не обманули, убеждая нас в описании видеокарты, что им удалось создать не только более совершенную в технологическом плане, но и более экономичную плату. Компьютер с разогнанной Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC едва превосходит по уровню энергопотребления систему с эталонной AMD Radeon R9 290X. Ну и добавим, что для протестированных конфигураций с видеокартами AMD придётся запастись как минимум 600-ваттным блоком питания.

#Заключение

Благодаря снижению рекомендованной стоимости, сегодня на такие видеокарты, как оригинальная Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC, можно действительно смотреть иначе, чем прежде. Пусть они и не являются бескомпромиссными лидерами в игровом сегменте и не смогут порадовать любителей оверклокинга впечатляющим частотным потенциалом, для них, на наш взгляд, именно сейчас наступила золотая пора, которая будет длиться до выхода новых видеокарт на графических процессорах AMD и даже чуть дольше.

Sapphire Vapor-X R9 290 Tri-X OC при заметно более низкой цене способна обеспечить практически такой же уровень производительности, как и оригинальная GeForce GTX 970, а в наиболее ресурсоёмких режимах даже опережать её. Высококачественная элементная база с долговечными компонентами и эффективная система охлаждения с интеллектуальным режимом управления скоростью вентиляторов делают эту модель по-настоящему привлекательной для приобретения. При этом тишины в 3D-режиме от неё ждать не стоит — видеокарту хорошо слышно на фоне тихого системного блока. Стоит отметить и приличные размеры видеокарты, а также невозможность её использования в CrossFireX-конфигурациях в комбинации через один PCI-Express-слот материнской платы. В достоинствах продукта исчерпывающая комплектация вместе с красивой, надёжной и информативной упаковкой. Эх, если бы она ещё действительно стоила около 300 долларов США при прежнем курсе рубля, то это было бы фантастически заманчивое предложение.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Крупное обновление добавило в No Man’s Sky возможность создавать собственные космические корабли — фанаты мечтали об этом с 2016 года 12 ч.
CD Projekt раскрыла, как продвигается разработка The Witcher 4, и похвасталась успехами Cyberpunk 2077 12 ч.
Громкие анонсы «без рекламы и лишней болтовни»: ведущие инди-разработчики устроят собственную игровую презентацию The Triple-i Initiative 13 ч.
Databricks представила открытую LLM DBRX, превосходящую GPT-3.5 Turbo 14 ч.
«Всегда обидно, когда хейтеры оказываются правы»: Earthblade от авторов Celeste не выйдет и в 2024 году 15 ч.
США запретили властям использовать ИИ, который ущемляет американцев 15 ч.
Экшен-платформер Nine Sols от создателей Devotion наконец получил дату выхода — это смесь Hollow Knight и Sekiro: Shadows Die Twice в стиле даопанка 16 ч.
Разработчики Homeworld 3 раскрыли, как улучшат игру после критики фанатов 17 ч.
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 20 ч.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 20 ч.