Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

Обзор Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING: эффективнее и тише

⇣ Содержание

11 ноября компания GIGA-BYTE Technology Co., Ltd. анонсировала премиальную серию видеокарт XTREME GAMING, включающую сразу пять обновлённых моделей: TITAN X (GV-NTITANXXTREME-12GD-B), GeForce GTX 980 Ti WINDFORCE Edition (GV-N98TXTREME-6GD), WATERFORCE Edition (GV-N98TXTREME W-6GD), GeForce GTX 980 (GV-N980XTREME-4GD) и GeForce GTX 970 (GV-N970XTREME-4GD).

Все видеокарты получили переработанные печатные платы, дополнительно повышенные частоты и новые улучшенные системы охлаждения, включая версию с жидкостным охлаждением. Самой быстрой из этой пятёрки является Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING с впечатляющим заводским разгоном и системой охлаждения WINDFORCE 3X 700W.

Её-то мы сегодня изучим и протестируем.

#Технические характеристики видеокарты и рекомендованная стоимость

Технические характеристики и стоимость видеокарты Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING приведены в таблице в сравнении с показателями эталонной версии NVIDIA GeForce GTX 980 Ti и четырёх оригинальных версий этой модели видеокарты производства компаний MSI, ASUS, Gigabyte и Inno3D.


Наименование технических характеристик

Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING

MSI GeForce GTX 980 Ti Gaming

ASUS STRIX GTX 980 Ti

Gigabyte GeForce GTX 980 Ti G1 Gaming

Inno3D iChill GeForce GTX 980 Ti X4 Ultra

NVIDIA

GeForce GTX 980 Ti
Графический процессор
GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)

GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)

GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)

GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)

GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)

GM200-A1

«Maxwell 2.0»
(TSMC)
Техпроцесс, нм
28 (low-k)

28 (low-k)

28 (low-k)

28 (low-k)

28 (low-k)

28 (low-k)
Площадь кристалла, мм2
601

601

601

601

601

601
Число транзисторов, млн
8000

8000

8000

8000

8000

8000
Частота графического процессора, МГц
3D

1216

(1317 – boost)

1140

(1228 – boost)

1216

(1317 – boost)

1152

(1241 – boost)

1152

(1241 – boost)

1000

(1076 – boost)

2D

135

135

135

135

135

135
Число унифицированных шейдерных процессоров, шт.
2816

2816

2816

2816

2816

2816
Число текстурных блоков, шт.
176

176

176

176

176

176
Число блоков растровых операций (ROPs), шт.
96

96

96

96

96

96
Теоретическая максимальная скорость закраски, Гп/с
116,7

109,4

116,7

110,6

110,6

96,0
Теоретическая максимальная скорость выборки текстур, Гтекс/с
214,0

200,6

214,0

202,8

202,8

176,0
Поддержка версии Pixel Shaders / Vertex Shaders
5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0

5.0 / 5.0
Тип поддерживаемой памяти
GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5

GDDR5
Разрядность шины обмена с памятью, бит
384

384

384

384

384

384
Эффективная частота работы видеопамяти, МГц
3D

7204

7012

7200

7012

7200

7012

2D

648

648

648

648

648

648
Объем памяти, Мбайт
6 144

6144

6 144

6 144

6 144

6 144
Полоса пропускания видеопамяти, Гбайт/с
345,8

336,6

345,6

336,6

345,6

336,6
Пиковая потребляемая мощность в 3D-режиме работы, Вт
3D

275

250

275

275

280

250

2D

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д

н/д
Требования к мощности блока питания, Вт
600

600

600

600

600

600
Размеры видеокарты, мм (Д × В × Т)
296 × 123 × 51

279 × 130 × 40

306 × 141 × 40

299 × 110 × 41

300 х 115 х 59

267 × 100 × 39
Вес видеокарты, гр.
1350

1080

1085

1238

1380

916
Интерфейс
PCI-Express x16 (v3.0)

PCI-Express x16 (v3.0)

PCI-Express x16 (v3.0)

PCI-Express x16 (v3.0)

PCI-Express x16 (v3.0)

PCI-Express x16 (v3.0)
Выходы
DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2

DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2

DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2

DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2

DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2

DVI-I

(Dual-Link),

1 HDMI v2.0,

3 DisplayPort v1.2
Рекомендованная стоимость, долларов США
689

649

659

599

689

599

#Упаковка и комплектация

Оформление большой картонной коробки Gigabyte изменилось и стало более агрессивным, в сравнении с серией G1 Gaming. Теперь на лицевой стороне изображён логотип серии XTREME GAMING, рядом с которым указана модель видеокарты и перечислены технологии NVIDIA.

Обратная сторона коробки максимально информативна. На ней можно увидеть краткое описание пяти ключевых достоинств продукта в сравнении с предшественниками этого же класса, а также узнать, какими выходами оснащена видеокарта.

По стикеру на одной из боковых сторон можно убедиться в принадлежности видеокарты к первой версии, проверить объём и тип видеопамяти, серийные номера и прочее.

Внутри цветной оболочки находится ещё одна коробка, только теперь из толстого чёрного картона, а в ней вставлена подложка из вспененного полиэтилена, в центре которой в антистатическом пакете и зафиксирована видеокарта. Проще говоря, упаковка отличается похвальной надежностью, она готова к любым «особенностям» российской почты или курьерской доставки.

А вот комплект поставки, на наш взгляд, бедноват для продукта высшей ценовой категории. Кроме видеокарты в коробке были обнаружены кабель-разветвитель для подключения дополнительного питания, наклейка с логотипом серии, манжета на руку с логотипом серии, компакт-диск с драйверами и утилитой OC Guru II, а также очень краткая инструкция по установке.

Остаётся надеяться, что отсутствие бонусов в комплекте поставки Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING обусловлено тем фактом, что это семпл для прессы, а в серийных продуктах появятся какие-то дополнения к аксессуарам или игры, делающие видеокарту привлекательнее для конечного покупателя.

Выпускается устройство в Китае, и на него предоставляется трёхлетняя гарантия. В российских магазинах данная модель Gigabyte на момент подготовки статьи ещё не появилась, а в зарубежных предлагается за 689 долларов США — на 60 долларов США дороже видеокарт серии G1 Gaming этой же компании.

#Дизайн и особенности печатной платы

В сравнении с Gigabyte GeForce GTX 980 Ti G1 Gaming новая модель серии XTREME GAMING получила иной дизайн, хотя всю лицевую сторону видеокарты по-прежнему закрывает система охлаждения, только теперь это новейшая WINDFORCE 3X 700W с тремя вентиляторами. Обратная сторона видеокарты закрыта перфорированной металлической пластиной.

При этом видеокарта стала крупнее и тяжелее. Если её длина практически не изменилась, то высота выросла на 13 мм, а толщина увеличилась на 10 мм, то есть рядом с видеокартой обязательно должно быть два свободных слота, а не один, как прежде. Длина видеокарты уменьшилась на 3 мм и теперь составляет 296 мм. Весит новинка 1350 граммов против 1238 граммов в прежней версии GeForce GTX 980 Ti от Gigabyte.

Похоже, что в Gigabyte решили отказаться от фирменной технологии FLEX DISPLAY, когда к стандартному DVI-I добавляется DVI-D-выход (оба с поддержкой Dual Link) и общее количество видеовыходов увеличивается с пяти до шести, а главное, повышается количество вариантов подключения мониторов. По всей видимости, данная технология не пользовалась популярностью у пользователей, иначе как объяснить тот факт, что новая Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING получила стандартный для данной модели NVIDIA набор выходов, в числе которых три штатных DisplayPort версии 1.2, один HDMI версии 2.0 и DVI-I.

Место видеовыхода DVI-D заняла вентиляционная решётка для отвода воздуха за пределы системного блока.

В плане разъёмов для SLI, разумеется, ничего не изменилось – их два и расположены они в привычном месте на текстолите видеокарты. Вместо шести- и восьмиконтактного разъёмов эталонной GeForce GTX 980 Ti здесь используются два восьмиконтактных, как и на предшественнице.

Кроме этого, экстремальная версия Gigabyte не являлась бы экстремальной, если бы не получила дополнительный разъём питания на заднем торце текстолита платы. Здесь он шестиконтактный.

При обычном разгоне на воздушном или жидкостном охлаждении подключение к нему дополнительного кабеля питания вовсе не обязательно, а вот при экспериментах с экстремальным охлаждением запитывать нужно все три разъёма. На этом же ракурсе видна кнопка активации этого самого режима LN2, с помощью которой задействуется второй BIOS видеокарты с расширенными лимитами по питанию и температурам.

Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING получила усиленную печатную плату.

Если у эталонных версий GeForce GTX 980 Ti питание реализовано по схеме «6+2», а Gigabyte GeForce GTX 980 Ti G1 Gaming получила схему «8+2», то экстремальная версия наделена системой питания по схеме «12+2», то есть сразу вдвое мощнее, нежели у базовой версии NVIDIA.

Конечно же, печатная плата построена с использованием фирменной концепции Gigabyte Ultra Durable VGA, о которой мы неоднократно рассказывали, а также наделена дополнительными твердотельными конденсаторами с обратной стороны, в том числе и в зоне напротив графического процессора.

Рядом с конденсаторами распаяны три микросхемы-контроллера, в числе которых uP1948A, предположительно производства uPI Semiconductor Corp.

Кристалл графического процессора с маркировкой GM200-310-А1 имеет внушительную даже по современным меркам площадь 601 мм2 и около 8 млрд транзисторов. Чип относится к версии А1, выпущен на Тайване где-то на 38-й неделе 2015 года (середина сентября).

Благодаря специальной программе Gigabyte по отбору кристаллов графических процессоров GPU Gauntlet, их жёсткому тестированию и проверке, в такие видеокарты должны попадать только отборные графические процессоры с высоким оверклокерским потенциалом.

По всей видимости, именно GPU Gauntlet позволила Gigabyte с лёту установить базовую частоту GPU в 3D-режиме 1216 МГц, а в форсированном режиме она способна автоматически повышаться до 1317 МГц. Это один из лучших заводских разгонов GeForce GTX 980 Ti, тем более что, по данным мониторинга, частота процессора увеличивалась до 1418 МГц. Напомним, что в состав графического процессора входят 2816 унифицированных шейдерных процессоров, 176 текстурных блоков и 96 блоков растровых операций (ROPs). При переходе в 2D-режим частота GPU снижается до 100 МГц одновременно со снижением напряжения с 1,193 В до 0,843 В.

Качество ASIC графического процессора нашего экземпляра видеокарты оказалось равно 70,7%, то есть весьма низкое для данного класса видеокарт.

Тем не менее в очередной раз отметим, что не стоит придавать данному факту сколько-нибудь серьёзное значение, ведь прямой зависимости между оверклокерским потенциалом видеокарты и качеством графического процессора до сих пор не выявлено.

О памяти видеокарты. С её типом и объёмом всё понятно: GDDR5 и 6 Гбайт – иначе и быть не может. Но если у Gigabyte GeForce GTX 980 Ti G1 использовались микросхемы производства компании SK Hynix с маркировкой H5GQ4H24MFR-R2C, то на экстремальной версии распаяны микросхемы производства Samsung с маркировкой K4G41325FC-HC28.

Впрочем, принципиальных различий в этих микросхемах нет – обе версии имеют теоретическую эффективную частоту работы 7000 МГц при напряжении в полтора вольта. Правда, в Gigabyte повысили частоту памяти на своей GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING до 7204 МГц, что при 384-битной шине обмена может обеспечить теоретическую пропускную способность 345,8 Гбайт/с. В 2D-режиме частота памяти снижается до 648 МГц.

Полные спецификации видеокарты приведены ниже на скриншоте последней версии утилиты GPU-Z.

Обзор видеокарты и её технических особенностей дополним ссылкой на BIOS данной модели и перейдём к изучению новой системы охлаждения Gigabyte.

#Система охлаждения WINDFORCE 3X 700W – эффективность и уровень шума

На смену WINDFORCE 3X 600W в Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING пришла новая WINDFORCE 3X 700W с повышенной эффективностью, сниженным уровнем шума и новыми функциями. Система охлаждения по-прежнему состоит из алюминиевого радиатора и алюминиевой рамки с тремя вентиляторами, а также защитной пластины с обратной стороны платы, но она увеличилась в размерах и прибавила в весе.

Радиатор построен по фирменной технологии Triangle Cool, и имеет оптимизированную структуру рёбер. Всего в радиаторе используются шесть медных композитных тепловых трубок, из которых пять имеют диаметр 8 мм, одна – диаметр 6 мм. На тепловые трубки нанизаны и припаяны тонкие алюминиевые пластины.

Как и у радиатора системы WINDFORCE 3X 600W, качество сборки радиатора и аккуратность пайки тепловых трубок к алюминиевым пластинам и медному основанию очень высоки.

Основная секция радиатора равномерно пронизана пятью восьмимиллиметровыми тепловыми трубками, для второй секции эти же трубки являются основанием. В свою очередь, шестимиллиметровая тепловая трубка дополнительно пронизывает ту секцию радиатора, которая припаяна к медному основанию. Плотность алюминиевых пластин в этой секции выше, чем в основной. Добавим, что медное основание радиатора контактирует с графическим процессором через тонкий слой густой термопасты серого цвета, а контакт радиатора с микросхемами памяти и силовыми элементами обеспечен термопрокладками.

Для охлаждения радиатора в WINDFORCE 3X 700W используются три вентилятора, закреплённые в металлической рамке.

Диаметр крыльчаток вентиляторов увеличен с прежних 77 до 81 мм, что позволило добиться большей эффективности кулера. Теперь вместо модели PLD08010S12HH используется модель PLA09215S12H слегка увеличенной толщины.

На каждой лопасти вентилятора сделаны по пять насечек, зубцы на заднем торце и дополнительный «плавник» на передней кромке. По утверждению инженеров компании Gigabyte, лопасти такой формы позволили не только уменьшить турбулентность нагнетаемого в радиатор воздушного потока, но и увеличить его объём сразу на 23% в сравнении с вентиляторами с лопастями традиционной формы. Данная технология на вентиляторах увеличенного размера должна работать более эффективно даже при более низких скоростях. По всей видимости, рассуждая точно таким же образом, инженеры Gigabyte ограничили верхнюю скорость вентиляторов Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING отметкой ~3600 об/мин против ~4200 об/мин у WINDFORCE 3X 600W. Регулировка осуществляется ШИМ-методом, а в режиме минимальной 3D-нагрузки и в 2D вентиляторы полностью останавливаются.

Дальнейшее развитие получила и подсветка системы охлаждения. Теперь ей оснащена не только надпись «WINDFORCE» на верхней грани кожуха, но и кольца вокруг вентиляторов.

Удобно, что цвет подсветки можно изменять на свой вкус с помощью фирменной утилиты Gigabyte OC Guru II.

Можно менять не только цвет подсветки, но и режим её работы и интенсивность. Правда, чтобы оценить всю эффектность и притягательность подсветки WINDFORCE 3X 700W, нужен горизонтальный корпус либо вовсе открытый стенд, поскольку внутри обычного корпуса системного блока башенного типа видеокарта светится достаточно скромно.

На наш взгляд, иллюминация в системах охлаждения видеокарт (да и процессорных кулеров в том числе) всегда играет роль приятного бонуса, а главное – как такой кулер справляется с охлаждением графического процессора и видеокарты в целом. К этой части статьи мы сейчас и переходим.

Для проверки температурного режима работы видеокарты Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING в качестве нагрузки мы использовали пять циклов теста весьма ресурсоёмкой игры Aliens vs. Predator (2010) при максимальном качестве графики в разрешении 2560 × 1440 пикселей с анизотропной фильтрацией уровня 16х и MSAA-сглаживанием степени 4x:

Для мониторинга температур и всех прочих параметров применялись программа MSI Afterburner версии 4.2.0 Beta 2 и утилита GPU-Z версии 0.8.6. Все тесты проводились в закрытом корпусе системного блока, конфигурацию которого вы сможете увидеть в следующем разделе статьи, при средней комнатной температуре 24,5 градуса Цельсия.

Сначала мы проверили температурный режим работы видеокарты при полностью автоматической регулировке скорости вентиляторов. Результат нас откровенно порадовал.

 Автоматический режим (0~1690 об/мин)

Автоматический режим (0~1690 об/мин)

Пиковая температура графического процессора во время такого тестирования увеличилась только до 67 градусов Цельсия, а скорость вентиляторов не превысила отметку 1700 об/мин. Если вспомнить результаты тестирования температурного режима Gigabyte GeForce GTX 980 Ti G1 Gaming, полученные в практически идентичных условиях, то тогда мы получили 72 градуса Цельсия при скорости вентиляторов 2490 об/мин! И это при более скромной частотной формуле видеокарты. Проще говоря, инженерам Gigabyte удалось повысить частоты и при этом снизить температуру графического процессора, уменьшив уровень шума. Прогресс налицо, не правда ли?

Если же кому-то не хватит эффективности WINDFORCE 3X 700W в автоматическом режиме работы вентиляторов, то можно вручную выставить их на максимальную скорость и получить ещё более впечатляющие результаты.

 Максимальная скорость (3630 об/мин)

Максимальная скорость (3630 об/мин)

Благодаря повышению скорости вентиляторов до 3630 об/мин температуру графического процессора удалось снизить сразу на 14 градусов Цельсия и не позволить ей подняться выше 53 градусов Цельсия. Шумит видеокарта при этом довольно прилично.

Измерение уровня шума систем охлаждения видеокарт осуществлялось электронным шумомером «ОКТАВА-110А» после часа ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м² со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлась исключительно система охлаждения и её вентиляторы. Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии 150 мм от ротора вентилятора/турбины кулера. Материнская плата, в которую была вставлена видеокарта с установленной на неё системой охлаждения, размещалась на самом углу стола на пенополиуретановой подложке. Нижняя граница измерений шумомера составляет 22 дБА, а субъективно комфортный (не путать с низким) уровень шума при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. Скорость вращения вентиляторов изменялась во всём диапазоне их работы с помощью специального точного контроллера путём изменения питающего напряжения с шагом 0,5 В.

На график с данными об уровне шума Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING мы внесли результаты измерений уровня шума эталонной версии NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, а также ранее протестированных мной оригинальных ASUS STRIX GTX 980 Ti, Inno3D iChill GeForce GTX 980 Ti X4 Ultra и MSI GeForce GTX 980 Ti Gaming. Добавим, что вертикальными пунктирными линиями соответствующего цвета отмечены верхние границы скорости систем охлаждения при их автоматической ШИМ-регулировке. Вот что у нас получилось.

Несмотря на тот факт, что кривая уровня шума кулера новой видеокарты Gigabyte проходит ниже кривых всех остальных оригинальных версий, по данному показателю Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING всё же чуть-чуть уступила Inno3D iChill GeForce GTX 980 Ti X4 Ultra, но версии видеокарт MSI и ASUS опередила с большим запасом. В дополнение к сухим цифрам, по субъективной оценке, можем сказать, что именно Gigabyte по уровню шума воспринимается комфортнее своих конкурентов, хотя они и не тестировались одновременно. Вентиляторы начисто лишены треска или вибраций, подшипники не шуршат, а их электродвигатели вообще не слышимы даже при минимальных скоростях работы.

#Оверклокерский потенциал

Для проверки оверклокерского потенциала видеокарты мы увеличили предел по питанию до максимальных 130%, а температурный лимит был ограничен стандартным 91 градусом Цельсия. Ручную регулировку скорости вращения вентиляторов мы не использовали, поскольку эффективность WINDFORCE 3X 700W находится на самом высоком уровне и более чем достаточна для разгона. Спустя несколько часов тестов и проверок на стабильность базовую частоту графического процессора видеокарты нам удалось повысить с 1216 до 1301 МГц, или всего на 85 МГц (+7%). В свою очередь, оверклокерский потенциал видеопамяти оказался не в пример лучше потенциала ядра: +960 эффективных мегагерц, или +13,3%.

В результате частоты Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING после разгона составили 1301-1402/8164 МГц.

Прямо сказать, по графическому процессору разгон не выдающийся, пусть в пике нагрузки реальная частота графического процессора и увеличивалась вплоть до 1503 МГц. От такой экстремальной версии мы ждали более впечатляющих результатов. Добавим, что переключение на LN2 BIOS не позволило выжать дополнительные мегагерцы без смены воздушного охлаждения на экстремальное, что вполне логично.

Температура графического процессора разогнанной видеокарты увеличилась на 4 градуса, но максимальное значение — 71 °С — для полуторагигагерцевого ядра GM200 по-прежнему является очень хорошим достижением при охлаждении воздухом.

 Автоматический режим (0~2010 об/мин)

Автоматический режим (0~2010 об/мин)

Правда, максимальная скорость вращения вентиляторов в режиме автоматической регулировки повысилась с 1690 до 2010 об/мин, а значит шуметь дополнительно разогнанная видеокарта стала сильнее.

Теперь переходим к тестам производительности Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING в сравнении с конкурентами.

#Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования

Тестирование производительности видеокарт было проведено в закрытом корпусе на системе следующей конфигурации:

  • системная плата: ASUS Sabertooth X79 (Intel X79 Express, LGA2011, BIOS 4801 от 28.07.2014);
  • центральный процессор: Intel Core i7-3970X Extreme Edition 3,5/4,0 ГГц (Sandy Bridge-E, C2, 1,1 В, 6 × 256 Kбайт L2, 15 Мбайт L3);
  • система охлаждения CPU: Phanteks PH-TC14PЕ (2 × Corsair AF140 при 900 об/мин);
  • термоинтерфейс: ARCTIC MX-4;
  • видеокарты:
    • Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING 6 Гбайт 1216-1317/7204 МГц и при разгоне до 1301-1402/8164 МГц;
    • MSI GeForce GTX 980 Ti Gaming 6 Гбайт 1140-1228/7012 МГц;
    • NVIDIA GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт 1000-1076/7012 МГц;
    • ASUS Radeon Fury X 4 Гбайт 1050/1000 МГц;
    • Gainward GeForce GTX 980 Phantom 4 Гбайт 1203-1304/7200 МГц;
    • оперативная память: DDR3 4 × 8 Гбайт G.SKILL TridentX F3-2133C9Q-32GTX (X.M.P. 2133 МГц, 9-11-11-31, 1,6 В);
    • системный диск: Intel SSD 730 480 Гбайт (SATA-III, BIOS vL2010400);
    • диск для программ и игр: Western Digital VelociRaptor (SATA-II, 300 Гбайт, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ) в коробке Scythe Quiet Drive 3,5";
    • архивный диск: Samsung Ecogreen F4 HD204UI (SATA-II, 2 Тбайт, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
    • звуковая карта: Auzen X-Fi HomeTheater HD;
    • корпус: Antec Twelve Hundred (передняя стенка – три Noiseblocker NB-Multiframe S-Series MF12-S2 на 1020 об/мин; задняя – два Noiseblocker NB-BlackSilentPRO PL-1 на 1020 об/мин; верхняя – штатный 200-мм вентилятор на 400 об/мин);
    • панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
    • блок питания: Corsair AX1500i Digital ATX (1500 Вт, 80 Plus Titanium), 140-мм вентилятор;
    • монитор: 27-дюймовый Samsung S27A850D (DVI-I, 2560 × 1440, 60 Гц).

Прежде всего производительность Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING мы сравнили с результатами эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 Ti 6 Гбайт и ASUS Radeon R9 Fury X 4 Гбайт.

Кроме этого, в тестирование включены оригинальные версии MSI GeForce GTX 980 Ti Gaming 6 Гбайт и Gainward GeForce GTX 980 Phantom 4 Гбайт.

Добавим, что значение Power Limit на всех видеокартах было выставлено на максимум.

Для снижения зависимости производительности видеокарт от скорости платформы 32-нм шестиядерный процессор был разогнан до 4,8 ГГц (напряжение в BIOS материнской платы повышено до 1,385 В, множитель — 48, опорная частота — 100 МГц, функция Load-Line Calibration активирована, выбран уровень Extreme).

Технология Hyper-Threading активирована. При этом 32 Гбайт оперативной памяти функционировали на частоте 2,133 ГГц с таймингами 9-11-11-20_CR1 при напряжении 1,6125 В.
Тестирование, начатое 1 декабря 2015 года, было проведено под управлением операционной системы Microsoft Windows 7 Ultimate x64 SP1 со всеми критическими обновлениями на указанную дату и с установкой следующих драйверов:

Предваряя вполне закономерную критику за использование старых драйверов для Fury X, отмечу, что это вынужденная мера, поскольку у компании AMD до момента подготовки данной статьи не было возможности предоставить мне на повторное тестирование видеокарты серии Fury. К сожалению, пока приходится использовать старые результаты, чтобы сравнение оставалось объективным, но в перспективе мы обязательно проведём тестирование на самых свежих драйверах и в новых играх.

Производительность видеокарт была проверена в двух разрешениях: 1920 × 1080 и 2560 × 1440 пикселей. Для тестов использовались два режима качества графики: Quality + AF16x – качество текстур в драйверах по умолчанию с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и Quality + AF16x + MSAA 4х(8х) с включением анизотропной фильтрации уровня 16х и полноэкранного сглаживания степени 4x или 8x, в случаях, когда среднее число кадров в секунду оставалось достаточно высоким для комфортной игры. В отдельных играх, в силу специфики их игровых движков, были использованы иные алгоритмы сглаживания, что будет указано далее в методике и на диаграммах. Включение анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания выполнялось непосредственно в настройках игр. Если же данные настройки в играх отсутствовали, то параметры изменялись в панели управления драйверов Catalyst или GeForce. Там же была принудительно отключена вертикальная синхронизация (V-Sync). Кроме указанного, никаких дополнительных изменений в настройки драйверов не вносилось.

Видеокарты были протестированы в двух графических тестах и в шестнадцати играх, обновлённых до последних версий на дату начала подготовки материала. Из новинок у нас появилась Tom Clancy's Rainbow Six: Siege, поэтому теперь список тестовых приложений выглядит следующим образом (игры и далее результаты тестирования в них расположены в порядке их официального выхода):

  • 3DMark (2013) (DirectX 9/11) – версия 1.5.915, тестирование в сценах Cloud Gate, Fire Strike, Fire Strike Extreme и Fire Strike Ultra;
  • Unigine Valley Bench (DirectX 11) – версия 1.0, максимальные настройки качества, AF16x и (или) MSAA 8x, разрешение 1920 × 1080 и 2560 × 1440 пикселей;
  • Hitman: Absolution (DirectX 11) – версия 1.0.447.0, встроенный тест при настройках качества графики на уровне Ultra, тесселяция, FXAA и глобальное освещение включены;
  • Crysis 3 (DirectX 11) – версия 1.2.1.1000, все настройки качества графики на максимум, степень размытости средняя, блики включены, режимы с FXAA и с MSAA 4x, двойной последовательный проход заскриптованной сцены из начала миссии Swamp продолжительностью 110 секунд;
  • Tomb Raider (2013) (DirectX 11) – версия 1.1.748.0, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, режимы с FXAA и с SSAA 2x, технология TressFX активирована, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
  • BioShock Infinite (DirectX 11) – версия 1.1.25.5165, использовался Adrenaline Action Benchmark Tool с настройками качества Ultra и Ultra+DOF, двойной прогон встроенного в игру теста;
  • Metro: Last Light (DirectX 11) – версия 1.0.0.15, использовался встроенный в игру тест, настройки качества графики и тесселяции на уровне Very High, технология Advanced PhysX в двух режимах тестирования, тесты с SSAA и без сглаживания, двойной последовательный прогон сцены D6;
  • Company of Heroes 2 (DirectX 11) – версия 4.0.0.20266, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста при максимальных настройках качества графики и физических эффектов;
  • Battlefield 4 (DirectX 11) – версия 111433, все настройки качества графики на Ultra, двойной последовательный прогон заскриптованной сцены из начала миссии TASHGAR продолжительностью 110 секунд (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Thief (DirectX 11) – версия 1.7 build 4158.21, настройки качества графики на максимальный уровень, технологии Paralax Occlusion Mapping и Tessellation активированы, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Sniper Elite III (DirectX 11) – версия 1.15a, настройки качества на уровне Ultra, V-Synс отключён, тесселяция и все эффекты активированы, тесты с SSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный прогон встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Middle-earth: Shadow of Mordor (DirectX 11) – build 1951.27, все настройки качества вручную выставлены на максимальный и Ultra-уровень, тесселяция и глубина резкости активированы, не менее двух последовательных прогонов встроенного в игру бенчмарка;
  • Dragon Age: Inquisition (DirectX 11) – версия 1.0.0.0, максимальные настройки качества, коэффициент разрешения – 100, HBAO Full, тесты с MSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный проход встроенного в игру бенчмарка (для видеокарт на GPU AMD использовался API Mantle);
  • Total War: ATTILA (DirectX 11) – версия 1.4.1, настройки качества на уровне «Ультра», портреты 3D, неограниченная видеопамять включена, V-Synс отключена, SSAA активировано, искажение активировано, виньетирование активировано, зона резкости активирована, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
  • Grand Theft Auto V (DirectX 11) – build 505.2, настройки качества на уровне Very High, игнорирование предложенных ограничений включено, V-Synс отключена, FXAA активировано, NVIDIA TXAA выключено, MSAA для отражений выключено, мягкие тени NVIDIA/AMD, не менее двух последовательных прогонов встроенного в игру теста;
  • DiRT Rally (DirectX 11) – версия 0.800, использовался встроенный в игру тест на трассе Okutama, настройки качества графики на максимальный уровень по всем пунктам, тесты с MSAA 8x и без сглаживания;
  • Batman: Arkham Knight (DirectX 11) – версия 1.3.3.0, настройки качества на уровне High, Texture Resolutioin normal, Anti-Аliasing on, V-Synс off, тесты в двух режимах – с активацией двух последних опций NVIDIA GameWorks и без них, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста;
  • Tom Clancy's Rainbow Six: Siege (DirectX 11) – версия 1.0, настройки качества текстур на уровне Very High, Texture Filtering AF 16X и прочие максимальные настройки качества, тесты с MSAA 4x и без сглаживания, двойной последовательный прогон встроенного в игру теста.

Если в играх реализована возможность регистрации минимального числа кадров в секунду, то оно также отражалось на диаграммах. Каждый тест проводился дважды, за окончательный результат принималось лучшее из двух полученных значений, но только в случае, если разница между ними не превышала 1%. Если отклонения прогонов тестов превышали 1%, то тестирование повторялось ещё как минимум один раз, чтобы получить достоверный результат.

#Результаты тестов производительности

На диаграммах результаты тестирования видеокарт с графическими процессорами NVIDIA выделены светло-зелёным цветом, за исключением разогнанной Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING, которую мы выделили зелёным. В свою очередь, результаты тестирования единственной на сегодня видеокарты с графическим процессором AMD выделены обычным для данного производителя красным цветом. Добавим, что на диаграммах в каждом режиме качества результаты тестов отсортированы сверху вниз в порядке убывания стоимости видеокарт.

3DMark (2013)

В 3DMark новая Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING вполне закономерно и легко опередила всех своих сегодняшних конкурентов, включая оригинальную версию этой модели видеокарты MSI. Самая быстрая на сегодняшний день однопроцессорная видеокарта на GPU AMD отстаёт от оригинальных версий на GPU NVIDIA на 16-18%. Разгон видеокарты Gigabyte приносит ей дополнительно в данном бенчмарке около 8% производительности.

Unigine Valley Bench

В Unigine Valley разница в производительности видеокарт более заметна, чем в предыдущем тесте.

Результаты четырёх видеокарт на графических процессорах NVIDIA расположились равномерными ступенями (в особенности в тесте без использования сглаживания). Лидирует, конечно, оригинальная видеокарта Gigabyte. Причём последняя заметно прибавляет при разгоне, хотя по графическому процессору серьёзного прироста частоты нам добиться не удалось.

Hitman: Absolution

Бенчмарк игры Hitman: Absolution известен своей высокой зависимостью от скорости тестовой платформы в целом. Тем не менее, в режимах с использованием сглаживания в разрешении 2560 × 1440 пикселей вполне можно сравнить производительность даже таких мощных видеокарт, как сегодня.

К сожалению, ASUS Radeon Fury X не является конкурентом даже для эталонной версии NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, не говоря уж про оригинальные версии Gigabyte или MSI. Причём разницы в производительности между ними практически нет. Разгон Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING приносит ей дополнительные 14% производительности в режимах с использованием MSAA8x.

Crysis 3

Ещё более заметно преимущество оригинальной модели Gigabyte в игре Crysis 3.

Так, у NVIDIA GeForce GTX 980 Ti новинка выигрывает от 9 до 12% по среднему числу кадров в секунду, а при разгоне наращивает своё преимущество ещё на 9-12%. ASUS Radeon Fury X в этом тесте выглядит более-менее уверенно, правда только на фоне результатов эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 Ti или более дешёвой Gainward GeForce GTX 980 Phantom.

Tomb Raider (2013)

В Tomb Raider мы получили практически такую же расстановку сил между видеокартами, как и в Crysis 3.

Оригинальная Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING здесь опережает эталонную NVIDIA GeForce GTX 980 Ti на 13-17%, а после разгона увеличивает свою производительность ещё на 7-9%. Конкурентной борьбы с оригинальной видеокартой Gigabyte у эталонной Radeon R9 Fury X не вышло, что вполне предсказуемо – GeForce GTX 980 Ti с заводским разгоном быстрее сразу на 22-30%.

BioShock Infinite

Игра BioShock Infinite, получившая официальное обновление, благодаря которому видеокарты на графических процессорах NVIDIA серьёзно прибавили по среднему числу кадров в секунду, демонстрирует тотальное превосходство «зелёных», и в частности Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING.

Будем надеяться, что и Radeon R9 Fury X также получит ощутимую прибавку в производительности в этой игре, когда снова попадёт к нам на тестирование.

Metro: Last Light

Игру Metro: Last Light мы традиционно тестировали как с использованием Advanced PhysX, так и без этой технологии.

Без дополнительных физических эффектов картину можно назвать классической для сегодняшнего тестирования.

Company of Heroes 2

Во встроенном тесте игры Company of Heroes 2, также известной своей высокой процессорозависимостью, сравнить топовые видеокарты можно только в режимах с использованием сглаживания.

Но и в них ничего нового мы не увидели, а Gigabyte в очередной раз демонстрирует превосходство над другими участниками тестирования.

Battlefield 4

Доминирующе выглядит Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING и в игре Battlefield 4.

Её преимущество перед эталонной версией GeForce GTX 980 Ti составляет 9-13%, а перед Radeon R9 Fury X достигает 34%! Последняя, кстати, в этом тесте смогла опередить только более дешёвую Gainward GeForce GTX 980 Phantom, и то лишь на считаные кадры в секунду.

Thief

В тесте игры Thief расстановка сил такая же, как и в предыдущей игре.

Sniper Elite III

Sniper Elite III отметилась только серьёзным падением производительности на всех видеокартах при активации сглаживания SSAA 4.0, что, впрочем, не удивительно.

А в остальном – картина в пользу NVIDIA и оригинальной видеокарты Gigabyte.

Middle-earth: Shadow of Mordor

Хорошо отзывается на разгон видеокарты и тест игры Middle-earth: Shadow of Mordor, где Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING дополнительно увеличила свою производительность на 8-10%.

Dragon Age: Inquisition

Dragon Age: Inquisition — единственная видеокарта на графических процессорах AMD сегодняшнего тестирования — уступила даже Gainward GeForce GTX 980 Phantom, не говоря уж про две флагманские видеокарты NVIDIA.

А вот Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING выигрывает у ASUS Radeon R9 Fury X от 31 до 35%.

Total War: ATTILA

Вряд ли что-либо интересное можно отметить в результатах тестирования Total War: ATTILA.

Grand Theft Auto V

В отличие от предыдущих тестов, использование результатов ASUS Radeon Fury X на старой версии Grand Theft Auto V и летних драйверах сыграло на руку флагманской видеокарте AMD, поскольку с выходом обновлений к игре результаты встроенного бенчмарка постепенно снижались. В результате Radeon Fury X успешно конкурирует даже с эталонной GeForce GTX 980 Ti, хотя оригинальные версии этой видеокарты ей «не по зубам».

Разгон и без того быстрой Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING приносит ей дополнительно 7-9% производительности.

DiRT Rally

DiRT Rally, в отличие от Grand Theft Auto V, с каждым обновлением повышает производительность видеокарт во встроенном тесте. Правда, пока мы можем с уверенностью сказать, что справедливо это только для видеокарт на графических процессорах NVIDIA, что в итоге выливается в колоссальное превосходство над AMD.

Преимущество Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING над эталонной версией данной модели видеокарты составляет 13-14%, а дополнительный разгон приносит ещё 6-9%.

Batman: Arkham Knight

В игре Batman: Arkham Knight, созданной при поддержке NVIDIA, преимущество видеокарт данного производителя GPU также не вызывает сомнений.

Tom Clancy's Rainbow Six: Siege

Поскольку новая игра Tom Clancy's Rainbow Six: Siege вошла в наш тестовый список впервые, то приведём настройки графики, при которых будем тестировать данную игру сегодня и в следующих статьях.

Изменялись только разрешение и режим сглаживания (с off на MSAA4x). AMD Radeon R9 Fury X в этом тесте не присутствует по причине, о которой мы уже дважды сказали выше. Что ж, сегодня будем сравнивать между собой только видеокарты на графических процессорах NVIDIA.

Расстановка сил оказалась вполне типичной для сегодняшнего тестирования. Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING опережает обычную GeForce GTX 980 Ti на 12-19% и на пару FPS в каждом режиме качества опережает оригинальную MSI GeForce GTX 980 Ti Gaming. Разогнав видеокарту Gigabyte, можно получить ещё 7-11% прироста производительности в Tom Clancy's Rainbow Six: Siege.

Дополним построенные диаграммы итоговой таблицей с результатами тестов с выведенными средним и минимальным значением числа кадров в секунду по каждой видеокарте.


Теперь переходим к сводным диаграммам.

#Сводные диаграммы

На первой паре сводных диаграмм мы предлагаем оценить преимущество в скорости оригинальной Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING с заводским разгоном перед эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 Ti. Напомним, что видеокарта Gigabyte разогнана по ядру на 21,6% и на 2,7% по видеопамяти. Эти проценты выливаются в приличный прирост производительности.

Причём чем выше нагрузка, тем более заметен прирост от разгона. Так, если в разрешении 1920 × 1080 пикселей без использования сглаживания средний по всем играм прирост производительности составил 9,7%, то в разрешении 2560 × 1440 пикселей и при активации различных алгоритмов сглаживания средний прирост оказался равным 13%! Очень неплохо, на наш взгляд.

На второй паре сводных диаграмм мы оценим разницу в производительности между оригинальной Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING и эталонной версией самой быстрой однопроцессорной видеокарты AMD – Radeon R9 Fury X. Снова напомним, что R9 Fury X была протестирована нами ещё летом на старых драйверах. К сожалению (для AMD), сравнения двух флагманских видеокарт постоянно конкурирующих компаний в результате не получилось.

В среднем по всем игровым тестам преимущество оригинальной GeForce GTX 980 Ti составляет 27,9-30,8%. Такая разница скорее типична для видеокарт разных классов, нежели для двух флагманских видеокарт. При этом стоит напомнить нашим читателям, что розничная стоимость эталонных версий Radeon R9 Fury X сейчас примерно на 10% ниже, чем оригинальных моделей GeForce GTX 980 Ti.

Наконец, на третьей и последней на сегодня паре сводных диаграмм мы предлагаем оценить прирост производительности Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING при разгоне графического процессора на 7% и повышении частоты видеопамяти на 13,3%.

Пусть разгон видеокарты Gigabyte мы не можем назвать удачным, даже при столь скромном повышении частот дополнительный прирост производительности составил 6,6-8,9% в среднем по всем играм.

#Энергопотребление

Измерение уровня энергопотребления проводилось с помощью блока питания Corsair AX1500i через интерфейс Corsair Link и одноимённую программу версии 3.2.5742. Он измеряет энергопотребление всей системы в целом без учёта монитора. Измерение было проведено в 2D-режиме при обычной работе в Microsoft Word или интернет-сёрфинге, а также в 3D-режиме. В последнем случае нагрузка создавалась с помощью четырёх последовательных циклов вступительной сцены уровня Swamp из игры Crysis 3 в разрешении 2560 × 1440 пикселей при максимальных настройках качества графики, но без использования MSAA. Добавим, что на диаграмме отражён пиковый уровень энергопотребления.

Сравним уровень энергопотребления систем с протестированными сегодня видеокартами по следующей диаграмме.

Никаких неожиданностей и в результатах измерения энергопотребления. Конфигурация с Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING вполне закономерно потребляет на 22 Вт в пике нагрузки больше, чем версия системы с эталонной NVIDIA GeForce GTX 980 Ti, и ровно столько же, сколько и система с оригинальной моделью видеокарты MSI. После разгона видеокарты Gigabyte пиковый уровень энергопотребления возрастает на 33 Вт, и для такой конфигурации потребуется уже блок питания мощностью не менее 650 Вт. Впрочем, по нынешним меркам это довольно скромный блок питания. Уровень энергопотребления платформы с видеокартой ASUS Radeon R9 Fury X оказался едва ниже, чем у систем с оригинальными GeForce GTX 980 Ti (чего не скажешь про уровень производительности), а наиболее экономичной является конфигурация с видеокартой Gainward.

#Заключение

Вне всяких сомнений, Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING является эволюционным скачком среди оригинальных GeForce GTX 980 Ti, ведь разработчикам удалось создать не только ещё более быструю видеокарту, но и более тихую, а также эффективнее охлаждаемую новейшим кулером WINDFORCE 3X 700W. Уже только за это компания и данный её продукт заслуживают уважения, а ведь целевой аудиторией XTREME GAMING должны стать любители экстремального оверклокинга. Для этого Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING получила четырнадцатифазную систему питания, специальный LN2 BIOS и дополнительный разъём для подключения питания.

Пожалуй, для полного набора экстремального оверклокера здесь не хватает только контактных площадок для измерения напряжений. В дополнение система охлаждения видеокарты получила красивейшую подсветку с возможностью регулировки интенсивности и цвета, которая наверняка придётся по душе любителям моддинга и обладателям корпусов с прозрачными стенками. Хотелось бы пожелать Gigabyte не скупиться на бонусы в комплекте поставки, но и сейчас по совокупности всех характеристик мы можем рекомендовать Gigabyte GeForce GTX 980 Ti XTREME GAMING в качестве одной из самых заманчивых моделей видеокарт высшего класса.

Благодарим компанию GIGA-BYTE Technology Co., Ltd. за предоставленную на тестирование видеокарту.

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Громкие анонсы «без рекламы и лишней болтовни»: ведущие инди-разработчики устроят собственную игровую презентацию The Triple-i Initiative 17 мин.
Databricks представила открытую LLM DBRX, превосходящую GPT-3.5 Turbo 36 мин.
«Всегда обидно, когда хейтеры оказываются правы»: Earthblade от авторов Celeste не выйдет и в 2024 году 2 ч.
США запретили властям использовать ИИ, который ущемляет американцев 2 ч.
Экшен-платформер Nine Sols от создателей Devotion наконец получил дату выхода — это смесь Hollow Knight и Sekiro: Shadows Die Twice в стиле даопанка 4 ч.
Разработчики Homeworld 3 раскрыли, как улучшат игру после критики фанатов 5 ч.
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 7 ч.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 7 ч.
Diablo IV добавили в Game Pass, но для игры на ПК всё равно нужен Battle.net 7 ч.
Canonical увеличила срок поддержки LTS-релизов Ubuntu до 12 лет 8 ч.
Apple представит обновлённые планшеты iPad Pro и iPad Air в начале мая, если слухи верны 16 мин.
Глобальное потепление замедлило вращение Земли, и в этом уже нашли плюсы 2 ч.
Nautilus запустила линейку инфраструктурных решений EcoCore для модульных ЦОД 2 ч.
Китай нарастил закупки нидерландского оборудования для выпуска чипов в несколько раз, несмотря на санкции 2 ч.
Оптика для HBM: стартап Celestial AI получил ещё $175 млн инвестиций, в том числе от AMD и Samsung 2 ч.
Logitech представила беспроводную низкопрофильную клавиатуру Signature Slim K950 3 ч.
Под давлением пользователей Google преодолела аппаратные ограничения для внедрения ИИ в Pixel 8 4 ч.
В апреле Meta добавит искусственный интеллект в умные очки Ray-Ban Meta 4 ч.
Thermaltake представила корпус S250 TG ARGB с поддержкой больших радиаторов СЖО 4 ч.
Опубликовано фото машины Apple Presto для обновления iPhone без вскрытия упаковки 5 ч.