Сегодня 29 июля 2016
18+
3DNewsИгрыXXCOM: Enemy Unknown — восставший из пепл...
Игры

XCOM: Enemy Unknown — восставший из пепла. Рецензия

Жанр Тактическая стратегия
Издатель 2K Games
Издатель в России «1С-СофтКлаб»
Разработчик Firaxis Games
Минимальные требования Процессор Intel Celeron Dual Core 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,3 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8600/AMD ATI Radeon HD 2600 Pro, 20 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Celeron Dual Core 2,4 ГГц/AMD Athlon 64 X2 3,0 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600 GT Extreme/AMD ATI Radeon HD 3870
Дата выхода 10 октября 2012 года
Возрастной ценз от 18 лет
Платформы PC, Xbox 360, PlayStation 3
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Пожалуй, сегодня серия XCOM с ее насыщенной событиями историей кажется Золушкой от мира игровой индустрии. В конце 1993 года компания MicroProse Software, выпустившая Railroad Tycoon и Civilization, начала продажи одной из самых известных тактических игр про инопланетных захватчиков — X-COM: UFO Defense. На волне бешеного успеха разработчики успели сделать ремейк с перерисованными текстурами (X-COM: Terror From The Deep) и полноценное продолжение (X-COM: Apocalypse). Последнее большинство поклонников и журналистов до сих пор называют ни много ни мало одной из лучших игр за все время существования индустрии. Увы, постепенно удачные идеи сошли на нет, а студия начала методично закапывать свое детище в могилу.

Из X-COM: Interceptor MicroProse сделала сомнительный космический симулятор, где посадила пользователя за штурвал звездолета, а X-COM: Enforcer вообще превратилась в примитивный шутер от третьего лица с бредовым сюжетом, чем вконец утянула серию в бездну. Конечно, попытки возродить традиционный геймплей и атмосферу предпринимались и другими разработчиками. Немало для этого сделала ALTAR Interactive, выпустив несколько отличных тактических стратегий в серии UFO. Но это уже совсем другая история… Каким образом права на всеми забытую XCOM оказались у 2K Games, не так интересно. Предприимчивый издатель тут же поспешил сдуть с серии пыль и для начала анонсировал шутер от первого лица от создателей BioShock 2, а после — пообещал ремейк оригинальной X-COM: Enemy Unknown за авторством Сида Мейера, дизайнера небезызвестной «Цивилизации». Пусть и без дефиса в названии.

#Классика на новый лад

Страхи оказались напрасными — новая игра, конечно, не полноценный ремейк, но с серией разработчики обошлись крайне бережно. Сюжет разворачивается в марте 2015 года. Два с лишним года не взяли свое — мир Enemy Unknown не сильно отличается от нашего с вами. Машины не рассекают небо и по-прежнему стоят на колесах, не каждая витрина облеплена неоновыми лампочками, да и люди одеваются так же, как сегодня. Однако безмятежное человеческое существование было прервано. Как в «Войне миров» на Землю внезапно начали падать странные капсулы, которые первые минуты мирно продолжали лежать прямо посреди улиц городов. Затем все начало развиваться совсем не как в знаменитом романе Герберта Уэллса — космические объекты стали затягивать к себе зевак и склеивать их непонятной зеленой паутиной. Погода необъяснимо поменялась, у большинства людей развилась паника, у других же натурально «сносило крышу».

В итоге улицы стали практически пустыми: вокруг лишь неустанно пылает огонь, бойцы спецназа разорваны изнутри, тела гниют, повсюду кровь... А ведь тревогу пробили практически мгновенно! На основе бывшей ООН был организован Совет Наций, чьей задачей стало финансирование специального формирования из лучших умов и солдат планеты. Подземная база XCOM стала последней линией обороны в борьбе человечества против пришельцев из космоса. Игроку, как главе элитного подразделения, необходимо обращаться к члену Совета, который так никогда и не покажет свое лицо, и получать от него указания. Весь путь от первой высадки в Берлине и до финальной битвы проходит под знаком вопроса. Кто они такие? Что им нужно? Казалось бы, на генном уровне гуманоиды очень похожи на людей, но выглядят совсем иначе, а их мозги напичканы имплантатами.

#Наука решает все

Как и прежде, игра условно делится на два этапа. Чтобы победить в неравной борьбе, землянам пришлось постараться обуздать стихию. Принесенное с заданий оружие врагов разбирается по кусочкам, а тела внеземных существ нещадно препарируются. Поймать живой экземпляр и допросить его куда сложнее, ведь для этого, помимо всего прочего, нужно создать надежную лабораторную клетку. Все эти заботы ложатся на нас. Постройка инженерного отдела сулит крутое оружие, модернизированную броню и интересные приспособления для бойцов. Литейный цех улучшит существующие технологии до совершенства, а пси-лаборатория поможет небольшой части солдат раскрыть свои уникальные таланты. База строится под землей, что далеко не лучшим образом сказывается на ее финансировании. Деньги, увы, в постоянном дефиците, и даже под конец игры вы едва ли откроете все возможные улучшения.

Паника в дружественных странах растет как на дрожжах, и, если ничего не предпринять, державы быстро разбегутся из Совета. Не хочется терять инвестора — крутитесь. Хоть как-то держать трусов в узде могут помочь спутники. Они будут постоянно отслеживать обстановку над определенной зоной, а благодарные государства с радостью отсчитают ежемесячную оплату в виде ученых, инженеров и, конечно же, денег. Запустить такой спутник не так-то просто. Для этого необходимо вырыть котлован и соорудить в нем специальный центр. Покупка сателлита тоже обходится в копеечку, поэтому попытка покрыть ими всю планету будет обречена на провал. К несчастью, при встрече с кораблем пришельцев дорогой разведчик превращается в кучу металлолома. Поэтому в ангарах на разных континентах должны стоять еще и оборудованные истребители.

Впрочем, доллары — не самое важное на войне. Военная машина работает как надо лишь при достаточном количестве инженеров и ученых. Без команды яйцеголовых «стройка века» либо не будет завершена, либо рискует затянуться на недели. Тогда и столь нужная в бою броня, например для снайпера, не поспеет в срок. Время — ценный ресурс, и им тоже нужно распоряжаться с умом. Если хочется, чтобы научный отдел разобрал бортовой компьютер пришельцев, необходимы многие часы, а до этого не видать вам улучшения, как своих ушей. Нервно кусать ногти придется часто. За дни, пока потрепанные в бою солдаты лечатся в лазарете, пришельцы могут атаковать какой-нибудь населенный пункт, и тогда отряд придется набирать из зеленых новобранцев.

#Боевая обстановка

Задания разнообразны. Побывавшей на корабле пришельцев пленнице удалось сбежать, и теперь наши бойцы должны спасти ее. То же самое с кортежем важной «шишки» из Совета — вытащить его из зоны боевых действий необходимо любой ценой. Инопланетяне часто активируют бомбы посреди городов, организуют похищения людей, устраивают внезапные нападения на мирных жителей. К тому же враги прямо-таки пестрят разнообразием. Сектоид, дохляк, криссклид, дроид, мутон — все в разных комбинациях. Одни — слабаки и трусы, зато могут прибавлять соратникам здоровье, другие способны быстро передвигаться и прыгать на крыши, а при случае еще и плюнут в ваших солдат отравленной слюной. Третьи большим умом не отличаются, но в бою стойкие, как слоны.

Пришельцы стараются обходить отряд с фланга, прячутся в укрытиях, кидают гранаты и разбегаются в панике при серьезной опасности. Жаль, что они так и не смогут бросить вызов настоящим ветеранам тактических стратегий. Многие противники стоят где-то за пределами видимости и не проявляют активности, пока вы не подойдете. Да и места для засады гуманоиды часто выбирают совсем неподходящие — голова-то все равно торчит!

Какое-то время на задания можно отправлять лишь четверку солдат. Школа офицеров позволит увеличить оперативную группу до шести бойцов, а благодаря работе литейного цеха к ней можно подключить самоходную БТР. Подходить к выбору персонажей стоит с умом. Каждый из них уникален, отличается классом и с ростом послужного списка «прокачивается». В зависимости от профессии у бойцов появляются дополнительные навыки. Заслуживший повышение снайпер научится метко стрелять в голову, палить навскидку и кидать датчики видимости, наподобие тех, что были в Ghost Recon: Future Soldier. Солдат поддержки сможет бросать дымовые гранаты, чтобы «ослепить» соперника, а также научится дальше бегать. А пулеметчик будет стрелять два хода подряд и подавлять противника огнем, что тоже весьма ценно.

В простеньком редакторе бойцам можно менять голос, расу, волосы, цвет брони и кожи. И не забудьте назвать отличившегося персонажа Сидом Мейером! Помимо чисто косметических изменений, в казарме также набирается арсенал. Инвентаря в игре нет, поэтому заботиться о патронах и количестве гранат не придется. Зато каждый солдат может взять лишь одно основное оружие, одно второстепенное и какое-нибудь дополнительное приспособление (выбирать приходится между гранатой, аптечкой и даже накладкой на броню). Вообще, второй элемент процесса X-COM: Enemy Unknown — пошаговые битвы — значительно изменен по сравнению с тем, что было раньше. Авторы отказались от традиционных для жанра очков хода. Вместо этого оперативники могут выполнить лишь два действия. Первое — основное. Во время него можно перебежать до какого-нибудь укрытия, выстрелить, бросить гранату или спрятаться в засаде, чтобы впоследствии перехватить ход противника. Второе действие называется «рывок» и позволяет лишь сделать перебежку на более дальние дистанции.

От такого подхода механика игры примитивней не стала — игроку до сих пор приходится учитывать десятки параметров. Скамейка или мусорный бачок — не самые надежные укрытия, гораздо разумнее спрятаться за стеной или залезть на крышу. Жаль, что приседать или ложиться нельзя, поэтому постреливающий сверху снайпер быстро превращается из охотника в жертву. Над головой каждого спрятавшегося персонажа висит иконка со щитом. Закрашенный наполовину, желтый, полностью красный — вариантов немного, но достаточно для того, чтобы прикинуть шансы на выживание. Перед выстрелом в противника всегда можно ознакомиться со сводкой, где напишут про бонусы, проценты критического попадания и штрафы. Зачастую информация помогает спасти бойцу жизнь, ведь броня выдерживает лишь пару попаданий, а аптечка остывающему трупу не поможет.

#Поле битвы: Земля

При наличии убойного оружия большинство предметов на карте вообще можно разнести. Взрываются бочки и машины, бьются стекла, ломаются таблички на заправках, а деревья разлетаются в щепки. Превратить все сооружения на локации в пыль, как в Silent Storm, невозможно, но случайно пробить в стене дыру — запросто. Уровни в Enemy Unknown вообще достаточно интерактивны: где-то пробегают крысы, по лесу носятся белки, а от звуков сражения в панике разлетаются голуби. Новую XCOM легко назвать красивой игрой — даром, что за картинку здесь отвечает Unreal Engine 3. Камера порой выбирает кинематографичные ракурсы, при детальном рассмотрении текстуры едва ли кого-то разочаруют, а на бойцах отображается все выбранное оснащение. Подкачала лишь дерганая анимация.

Гораздо большая проблема — разнообразие уровней, точнее его отсутствие. Спустя несколько часов игры начинаешь понимать, что все это уже было: знакомый мост, примелькавшаяся закусочная, все такой же сбитый корабль. На глобальной карте все выглядит радужно: Россия, Мексика, Франция, Канада — стран в списке достаточно. Но многие локации сделаны заранее и лишь умело подбираются под написанное в брифинге. Мост, например, отлично подходит и для спасения жителей, и для убийства пришельцев, и для защиты VIP. То же самое и в мультиплеере — все представленные карты есть в одиночной кампании, а их выбор достаточно скуден.

Да и сами многопользовательские сражения, несмотря на ожидания, получились достаточно слабыми. Представлен всего один режим — игроку точно так же предлагают составить команду из шести персонажей, настроить их, выбрать экипировку. К тому же в отряд можно набрать как бойцов спецназа, так и пришельцев. Увы, за исключением имени, редактировать параметры инопланетян нельзя.

Перед нами — практически та самая классика, рожденная на закате 1993 года, но с поправкой на современную графику и мультиплеер. Картину портят лишь раздражающие баги, некрасивое меню, мелкие шероховатости и повторяющиеся локации. Последний момент — это, пожалуй, главный сдерживающий фактор, не позволяющий выставить XCOM: Enemy Unknown заслуженные девять баллов.

Достоинства:

  • бережное отношение к популярной вселенной;
  • большие тактические возможности;
  • интересная система укрытий;
  • прекрасная атмосфера;

Недостатки:

  • повторяющиеся локации изрядно портят картину;
  • слабый мультиплеер;
  • некоторые недосказанности в сюжете.
Графика Приятная для тактических стратегий графика омрачается лишь скудной анимацией и межмиссионными роликами с заметным сжатием. Все остальное — на отличном уровне: красивые персонажи, разные по визуальному стилю уровни и частично разрушаемые постройки. 9
Звук Великолепная музыка от автора саундтрека Deus Ex: Human Revolution точно подчеркивает атмосферу сражения землян с опасной угрозой. Озвучение бойцов и окружения тоже на высоте. Словом, отличный полигон для тестирования новой акустики или наушников. 10
Одиночная игра Масса тактических возможностей и микроменеджмент подземной базы — то, что нужно любителю пошаговых стратегий. В жанре как раз наметился кризис, поэтому XCOM: Enemy Unknown воспринимается как стакан воды в пустыне. Жаль, что фантазии для разнообразия уровней у авторов все-таки чуть-чуть не хватило. 8
Коллективная игра Всего один режим игры и невозможность настраивать пришельцев сыграли злую шутку с теми, кто ждал глотка свежего воздуха. Неудивительно, что в мультиплеере так мало игроков. 6
Общее впечатление Практически идеальный ремейк классики 1993 года. Авторы не перемудрили с балансом, переход в полноценное 3D не пошел во вред, да и атмосфера оказалась такой знакомой.… Осталось только исправить баги, разнообразить поля сражений и придумать несколько режимов для совместной игры. 8

Подробнее о системе оценок

Видео:

 

Ссылки по теме:

Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии