Сегодня 25 июля 2016
18+
3DNewsПроцессоры и памятьПроцессоры IntelОбзор процессора Intel Pentium G3258: Ha...
Процессоры и память

Обзор процессора Intel Pentium G3258: Haswell c разгоном за $72

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Обычно при тестировании современных процессоров бывает нетрудно заранее предсказать, с каким уровнем быстродействия мы столкнёмся. Однако разогнанный Pentium G3258 — совершенно другое дело. Двухъядерные процессоры Pentium, лишённые Hyper-Threading и актуальных наборов векторных инструкций, обычно проявляют себя не слишком быстрыми вариантами для современной системы. Тем не менее значительный разгон этого CPU вполне способен компенсировать врождённые недостатки. Поэтому для сравнения с Pentium G3258 мы взяли сразу два принципиально различных варианта Haswell: старший «полноценный» двухъядерник Core i3-4360 и младший четырёхъядерник Core i5-4460.

Что же касается конкурирующих процессоров AMD, то среди APU аналогичную Pentium G3258 стоимость имеют двухъядерные процессоры класса A6. Сравнивать их с двухъядерным Haswell бессмысленно — два ядра Steamroller окажутся чуть ли не вдвое медленнее. Однако среди имеющихся в магазинах вариантов Socket FM2-процессоров можно обнаружить дешёвые CPU класса Athlon X4, которые базируются на дизайне Trinity и Richland, не имеют встроенной графики, но зато обладают двумя модулями Piledriver, то есть четырьмя вычислительными ядрами. По своей цене они сопоставимы с Pentium G3258, и именно такой процессор мы взяли для сравнения. Им оказался Athlon X4 760K, похожий по своим «процессорным» характеристикам на A8-6600K.

В итоге список задействованных в тестировании аппаратных компонентов выглядел следующим образом:

  • Процессоры:
    • AMD Athlon X4 760K (Richland, 4 ядра, 3,8-4,1 ГГц, 2x2 Мбайт L2);
    • Intel Core i5-4460 (Haswell Refresh, 4 ядра, 3,2-3,4 ГГц, 4x256 Кбайт L2, 6 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-4360 (Haswell Refresh, 2 ядра + HT, 3,7 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 4 Мбайт L3);
    • Intel Pentium G3258 (Haswell Refresh, 2 ядра, 3,2 ГГц, 2x256 Кбайт L2, 3 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
  • Материнские платы:
    • ASUS A88X-PRO (Socket FM2+, AMD A88X);
    • ASUS Z97-Pro (LGA1150, Intel Z97).
  • Память: 2x8 Гбайт DDR3-2133 SDRAM, 9-11-11-31 (G.Skill [TridentX] F3-2133C9D-16GTX).
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 780 Ti (3 Гбайт/384-бит GDDR5, 876-928/7000 МГц).
  • Дисковая подсистема: Intel SSD 520 240 GB (SSDSC2CW240A3K5).
  • Блок питания: Corsair AX760i (80 Plus Platinum, 760 Вт).

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 8.1 Enterprise x64 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Drivers 14.4;
  • Intel Chipset Driver 10.0.14;
  • Intel Management Engine Driver 10.0.0.1204;
  • Intel Rapid Storage Technology 13.0.3.1001;
  • NVIDIA GeForce 337.88 Driver.

Процессоры, допускающие разгон, тестировались дважды — не только при работе в номинальном режиме, но и при их стабильном и подходящем для долговременного использования разгоне, достижимом с применяемым нами воздушным охлаждением:

  • AMD Athlon X4 760K при разгоне до 4,7 ГГц с напряжением 1,475 В;
  • Intel Pentium G3258 при разгоне до 4,6 ГГц с напряжением 1,35 В.

Описание использовавшихся для измерения производительности инструментов:

Бенчмарки:

  • Futuremark PCMark 8 Professional Edition 2.0.228 — тестирование в сценариях Home (обычное домашнее использование PC), Creative (использование PC для развлечений и для работы с мультимедийным контентом) и Work (использование PC для типичной офисной работы).
  • Futuremark 3DMark Professional Edition 1.3.708 — тестирование в сценах Sky Driver, Cloud Gate и Fire Strike.

Приложения:

  • Adobe Photoshop CC — тестирование производительности при обработке графических изображений. Измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop Speed Test, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
  • Adobe Premiere Pro CC — тестирование производительности при нелинейном видеомонтаже. Измеряется время рендеринга в формат H.264 Blu-Ray проекта, содержащего HDV 1080p25 видеоряд с наложением различных эффектов.
  • Autodesk 3ds max 2015 — тестирование скорости финального рендеринга. Измеряется время, затрачиваемое на рендеринг в разрешении 1920x1080 с применением рендерера mental ray одного кадра стандартной сцены Space_Flyby из тестового пакета SPEC.
  • Internet Explorer 11 — тестирование производительности при работе интернет-приложений, построенных с использованием современных технологий. Применяется специализированный тест WebXPRT 2013, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
  • TrueCrypt 7.2 — тестирование криптографической производительности. Используется встроенный в программу бенчмарк, задействующий тройное шифрование AES-Twofish-Serpent.
  • WinRAR 5.1 — тестирование скорости архивации. Измеряется время, затрачиваемое архиватором на сжатие директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт. Используется максимальная степень компрессии.
  • Freemake 4.1.4 — тестирование скорости транскодирования видео в формат H.264/AVC. Данная популярная утилита использует библиотеку FFmpeg, то есть опирается на широко распространённый кодер x264. Для оценки производительности используется исходный 1080p@50FPS AVC-видеофайл из теста x246 FHD Benchmark 1.0.1, имеющий битрейт около 30 Мбит/с. Технологии CUDA и DXVA при перекодировании отключаются.

Игры:

  • Batman: Arkham Origins. Настройки для разрешения 1280х800: Anti-Aliasing = Off, Geometry Details = DX11 Enhanced, Dynamic Shadows = DX11 Enhanced, Motion Blur = On, Depth of Field = DX11 Enhanced, Distortion = On, Lens Flares = On, Light Shafts = On, Reflections = On, Ambient Occlusion = DX11 Enhanced, Hardware Accelerated Physx = High. Настройки для разрешения 1920х1080: Anti-Aliasing = MSAA 4x, Geometry Details = DX11 Enhanced, Dynamic Shadows = DX11 Enhanced, Motion Blur = On, Depth of Field = DX11 Enhanced, Distortion = On, Lens Flares = On, Light Shafts = On, Reflections = On, Ambient Occlusion = DX11 Enhanced, Hardware Accelerated Physx = High.
  • F1 2013. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, 0xAA, DirectX11. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4xAA, DirectX11. Используется трасса Texas и версия игры с поддержкой AVX-инструкций.
  • Hitman: Absolution. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, MSAA = Off, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, 4x MSAA, High Texture Quality, 16x Texture Aniso, Ultra Shadows, High SSAO, Global Illumination = On, High Reflections, FXAA = On, Ultra Level of Detail, High Depth of Field, Tesselation = On, Normal Bloom.
  • Metro: Last Light. Настройки для разрешения 1280х800: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = Off, Tesselation = Off, Advanced PhysX = Off. Настройки для разрешения 1920x1080: DirectX 11, High Quality, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, SSAA = On, Tesselation = On, Advanced PhysX = On. При тестировании используется сцена D6.
  • Sleeping Dogs. Настройки для разрешения 1280х800: Ultra Quality, Normal Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density. Настройки для разрешения 1920x1080: Ultra Quality, Extreme Anti-Aliasing, High-Res Texture Quality, High Shadow Quality, High Shadow Filter, High SSAO, High Motion Blur Level, Extreme World Density.
  • Thief. Настройки для разрешения 1280x800: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = Off, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = Off, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On. Настройки для разрешения 1920x1080: Texture Quality = Very High, Shadow Quality = Very High, Depth-of-field Quality = High, Texture Filtering Quality = 8x Anisotropic, SSAA = High, Screenspace Reflections = On, Parallax Occlusion Mapping = On, FXAA = On, Contact Hardening Shadows = On, Tessellation = On, Image-based Reflection = On.

#Производительность в комплексных тестах

В целом процессоры Pentium работают заметно медленнее своих более дорогих собратьев. Так что совершенно неудивительно, что даже двухъядерный представитель семейства Core i3 опережает Pentium G3258 примерно на 10-15 процентов. Это происходит из-за отсутствия в процессорах Pentium поддержки Hyper-Threading, из-за их более низких частот, из-за меньшего объёма кеш-памяти и из-за отсутствия поддержки современных наборов инструкций. Однако Pentium G3258 примечателен тем, что его частоту можно увеличить значительно выше номинальных значений, благодаря чему его производительность возрастает на 15-20 процентов. Такой разгон позволяет ему соперничать по скорости работы не только со старшими Core i3, но и с начальными моделями Core i5 — об этом нам говорят результаты бенчмарка PCMark 8, в котором моделируется обычная пользовательская активность.

Однако надо понимать, что сравнительное быстродействие Pentium G3258 серьёзно зависит от того, насколько многопоточный характер носит возлагаемая на него нагрузка. Например, в сценарии Create, посвящённом созданию мультимедийного контента, разогнанный Pentium до Core i5 не дотягивает. А в сценарии Work, где воссоздаётся активность пользователя в офисных приложениях, — ситуация обратная и Pentium G3258 обходит даже младшего представителя четырёхъядерных Haswell.

При этом конкурирующий с Pentium G3258 формально четырёхъядерный Athlon X4 760K бороться с ним не может ни при одном варианте пользовательской активности. Процессор AMD не только существенно проигрывает новому Pentium при разгоне, но и уступает ему при работе в номинальном состоянии. Иными словами, бюджетные двухъядерные Haswell предлагают в среднем лучший уровень производительности, нежели четырёхъядерные носители микроархитектуры Piledriver.

#Производительность в приложениях

В различных приложениях можно наблюдать три принципиально различных ситуации с производительностью. В тех задачах, которые создают преимущественно однопоточную нагрузку, например в интернет-приложениях, показатели производительности Pentium G3258 выглядят просто выдающимися. В разогнанном режиме, благодаря высокой тактовой частоте, этому процессору удаётся превзойти и Core i3, и Core i5, не говоря уже об Athlon X4.

В большинстве ресурсоёмких задач, активно использующих многопоточность, в том числе в Autodesk 3ds max 2015 и в Adobe Premiere Pro CC, скорость разогнанного до 4,6 ГГц Pentium G3258 уже не выглядит столь высокой, и от полноценного четырёхъядерного Core i5 он отстаёт. Однако представителям серии Core i3, в которую входят двухъядерные CPU с поддержкой Hyper-Threading, Pentium G3258 продолжает достойно противостоять. Если же учесть, что пара ядер процессоров AMD примерно соответствует одному интеловскому ядру с поддержкой Hyper-Threading, в таких приложениях разогнанный Pentium G3258 опережает и Athlon X4 760K, частота которого также повышена.

Но, к несчастью для Pentium, существует и третий тип приложений. В них серьёзно проявляется урезанность этого процессора в тех или иных аспектах, в результате чего разрыв между Pentium G3258 и CPU более высокого класса не компенсируется даже 44-процентным увеличением частоты выше номинала. В нашем случае примерами таких приложений выступает система шифрования TrueCrypt, активно использующая AES-инструкции, и архиватор WinRAR, серьёзно выигрывающий как от Hyper-Threading, так и от больших объёмов кеш-памяти.

#Производительность в играх

Тестирование в играх предваряют результаты синтетического бенчмарка 3DMark, который выдаёт некую усреднённую метрику игровой 3D-производительности систем.

Тестирование в реальных играх редко когда позволяет выявить принципиальные различия между быстродействующими процессорами. При современной игровой нагрузке узким местом становятся не вычислительные ресурсы платформы, а её графическая подсистема. Именно поэтому в большинстве случаев совершенно безразлично, какой из процессоров используется в той или иной геймерской платформе. Количество FPS, скорее всего, от этого зависеть будет крайне незначительно. Тем не менее отказываться от тестирования в играх это повода не даёт. Просто для лучшей иллюстративности вместе с измерением игровой производительности в типичном Full HD-разрешении и с включённым полноэкранным сглаживанием мы делаем замеры и в разрешении 1280х800. Результаты в первом случае показывают тот уровень FPS, который можно получить в реальных условиях прямо сейчас, второй же вариант тестирования позволяет оценить теоретическую игровую производительность процессоров, которая, возможно, будет раскрыта в перспективе, если в нашем распоряжении появятся более быстрые варианты графической подсистемы.

Тесты в Full HD-разрешении:

Но, как показывает практика, даже при выборе Full HD-разрешения и установке максимального уровня качества изображения определённая разница между производительностью тестируемых продуктов всё же заметна. Очевидно, что мощности процессоров класса Pentium для раскрытия потенциала современных флагманских игровых видеокарт достаточно не всегда. Поэтому в большинстве игр Pentium G3258 выдаёт более низкую частоту кадров, чем его менее бюджетные собратья. Однако оверклокинг зачастую позволяет подтянуть быстродействие Pentium G3258 ближе к уровню Core i3 и Core i5, так что для недорогих игровых систем, похоже, использовать этот процессор вполне допустимо.

Однако тесты в уменьшенном разрешении выдают несколько иную картину:

Потенциальная игровая производительность процессора Pentium G3258 оказывается хуже, чем у Core i3-4360, даже при его разгоне до 4,6 ГГц. К сожалению, под торговой маркой Pentium сегодня продаются настолько примитивные процессоры, что даже разблокирование коэффициента умножения далеко не всегда позволяет им перебраться в более высокий класс. В среднем работающий на частоте 3,7 ГГц процессор семейства Core i3 с точки зрения игрового быстродействия может выдать на 15 процентов более высокие результаты, нежели разогнанный до упора Pentium G3258. А это значит, что советовать дешёвую оверклокерскую новинку энтузиастам-геймерам можно лишь с той оговоркой, что бюджет на приобретение процессора ограничен стодолларовой суммой. Чуть более дорогие Core i3, хоть и не имеют функции разгона, в большинстве игр с точки зрения производительности окажутся лучше.

Тем не менее с помощью Pentium G3258 компания Intel смогла решить другую задачу — она создала отличный продукт для недорогих игровых сборок со внешней графикой, который однозначно превосходит любые имеющиеся варианты AMD. Заметно медленнее Pentium G3258 оказывается даже старший четырёхъядерный Athlon X4 в наиболее актуальном на сегодняшний день Socket FM2-исполнении.

#Энергопотребление

Ранее мы уже говорили, что процессоры Pentium отличаются очень хорошей экономичностью и потребляют существенно меньше своего расчётного тепловыделения в 53 Вт. Настало время проиллюстрировать это числами.

На следующих ниже графиках приводится полное потребление систем (без монитора), измеренное на выходе из розетки, в которую подключен блок питания тестовой системы, и представляющее собой сумму энергопотребления всех задействованных в системе компонентов. В суммарный показатель автоматически включается и КПД самого блока питания, однако используемая нами модель БП, Corsair AX760i, имеет сертификат 80 Plus Platinum, так что его влияние должно быть минимальным. Для правильной оценки энергопотребления мы активировали турборежим (там, где он поддерживается) и все имеющиеся энергосберегающие технологии.

В современных Pentium реализован полный комплект энергосберегающих технологий за исключением мало влияющего на общую картину состояния C7. Поэтому при отсутствии нагрузки их потребление падает до близких к нулю значений, а то, что мы видим на диаграмме выше, — это характеристики энергопотребления платформы.

Перекодирование видео — задача, создающая достаточно серьёзную нагрузку на систему. Утилита Freemake Video Converter базируется на кодере x264, а следовательно, хорошо распараллеливает алгоритм на все доступные вычислительные ядра и при возможности задействует современные наборы инструкций.

Однако увеличение потребления в системе на базе Pentium G3258 по сравнению с состоянием покоя составляет лишь 26 Вт. Заметную прибавку к энергопотреблению можно увидеть только в случае разгона, при котором вместе с 44-процентным увеличением частоты мы почти на 30 процентов увеличили и напряжение питания процессора. Надо заметить, что энергопотребление работающего на частоте 4,6 ГГц процессора Pentium G3258 оказывается выше, чем у Core i3 и Core i5. Если же учесть, что производительность рассматриваемого CPU растёт при увеличении его частоты не столь круто, можно заключить, что разгон ухудшает показатели его энергоэффективности. Впрочем, настоящих энтузиастов такие мелочи никогда не останавливали.

На следующей диаграмме приводится максимальное потребление при нагрузке, которая создается 64-битной версией утилиты LinX 0.6.5 с поддержкой набора инструкций AVX2, базирующейся на пакете Linpack — он, напомним, отличается непомерными энергетическими аппетитами.

Здесь процессоры, имеющие поддержку векторных инструкций AVX и AVX2, резко наращивают свои аппетиты. Pentium G3258 это не касается, а значит, системы на базе этого CPU могут довольствоваться достаточно простыми блоками питания. Кстати, заметьте, в то время как предельное энергопотребление платформы на базе разогнанного Pentium G3258 при тестировании в LinX составляет 106 Вт, протестированная нами неделю назад аналогичная система с разогнанным старшим процессором Devil’s Canyon требовала электроэнергии в два с половиной раза больше.

#Выводы

Нет никаких сомнений в том, что Pentium G3258 — медленный процессор. Являясь типичным представителем своего класса, он располагает лишь двумя вычислительными ядрами без технологии Hyper-Threading, обладает L3-кешем урезанного до 3 Мбайт размера и лишён поддержки векторных инструкций AVX и AVX2. Вследствие этого, работая в номинальном режиме, он сильно отстаёт по производительности от представителей более продвинутых серий — Core i3 и Core i5. Однако при этом у Pentium G3258 есть уникальная черта, способная кардинально поменять отношение к этому продукту, — его можно разгонять.

Совершенно очевидно, что желающих купить Pentium G3258 для эксплуатации в штатном режиме окажется очень немного. Зато энтузиастам этот процессор может предложить широкое поле деятельности. Наши эксперименты показали, что заложенный в нём частотный потенциал позволяет без применения каких-либо специальных методов охлаждения использовать данный 3,2-гигагерцевый CPU на частоте порядка 4,6 ГГц. Это сразу улучшает его производительность примерно на 25 процентов. Правда, для того, чтобы Pentium G3258 мог перейти в следующую весовую категорию, такого прироста оказывается достаточно далеко не всегда. Однако если судить с позиции соотношения цены и производительности (после разгона), то — независимо ни от чего — рассмотренная в этом обзоре новинка окажется лучшим вариантом среди любых предложений дешевле $100.

Иными словами, Pentium G3258 — весьма привлекательный продукт за свои деньги. С одной стороны, он вполне устраивает Intel, так как не подрывает рыночные позиции серий Core i3 и Core i5, а с другой — он может стать отличным выбором для готовых пойти на разгон конечных пользователей, подбирающих конфигурации для недорого домашнего компьютера или мультимедиацентра. При этом стоит напомнить, что Pentium G3258 может предложить не только  заметный прирост быстродействия при разгоне, но и низкое энергопотребление с тепловыделением, что в конечном итоге позволяет использовать его в очень компактных системах с несложными кулерами, маломощными блоками питания и достаточно простыми материнскими платами.

← Предыдущая страница
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.