Сегодня 30 июля 2016
18+
3DNewsЦифровой автомобильИтогиАвтодайджест №345: смена главы АвтоВАЗа ...
Цифровой автомобиль

Автодайджест №345: смена главы АвтоВАЗа — Бу ушел, пришел Мор

#Автомобильные новости

Главная для российского рынка автомобильная новость последних дней никак, во всяком случае напрямую, не связана с новыми серийными машинами. Зато уход Бу Андерссона из АвтоВАЗа может иметь важное значение как для самой компании, так и для всей автомобильной промышленности России.

Шведский управляющий пришел на АвтоВАЗ в 2014 году. Начало было многообещающим: по итогам трехлетнего контракта он должен был повысить рыночную долю российской марки до 20%, сделать предприятие безубыточным и вывести новые модели. Оптимизма добавляли не только обещания, но и предыдущий опыт работы. Ранее Андерссон был вице-президентом GM по глобальной политике закупок и развитию сети поставщиков, но гораздо важнее, что именно он на должности президента существенно реорганизовал работу «Группы ГАЗ», провел оптимизацию расходов и даже обеспечил чистую прибыль. Именно под его началом проходила подготовка к выпуску новой модели «Газель-Next» и коммерческих автомобилей на ее платформе.

Работу на АвтоВАЗе швед тоже начал с реформ. Одним из первых указов Бу Андерссон велел распродать корпоративный автопарк дорогих иномарок и заменить их универсалами LADA Largus VIP. Они, конечно, несколько отличаются от серийных «Ларгусов» в сторону большего комфорта, но все же это далеко не «заморские» внедорожники Infiniti QX56. Однако это было лишь начало. Одновременно с сокращением персонала топ-менеджер начал по-новому работать с поставщиками, более жестко подходя к вопросам качества и сроков, при этом требуя отсрочки платежей. Далеко не все действия президента компании находили положительный отклик среди его коллег, подчиненных и рабочих завода, однако впервые за долгое время стали заметны серьезные сдвиги в работе крупнейшего российского производителя автомобилей. А недавно в продажу поступили новые модели Vesta и XRAY, которые существенно отличаются от всего, что выпускал АвтоВАЗ ранее.

Однако не все шло гладко. Начавшееся в 2014 году падение автомобильного рынка было лишь одной из проблем. Затем появились колебания на валютном рынке, по итогам которых обвалился курс рубля. С учетом тесной кооперации с альянсом Renault-Nissan, который является одним из ведущих акционеров АвтоВАЗа, а также использования иностранных комплектующих это не могло не сказаться на себестоимости автомобилей и их розничной цене, а впоследствии — и на спросе. По итогам 2015 года компания зафиксировала чистый убыток в размере 73,9 миллиарда рублей. Это втрое выше, чем в 2014-м. Различные финансовые организации начали признавать, что с учетом текущего отрицательного финансового потока производитель нуждается в докапитализации, без которой выпуск автомобилей может попросту остановиться.

Слухи о готовящейся отставке Андерссона раньше срока появились прошлой осенью. Тогда глава Ростеха (владеет 24,5 % АвтоВАЗа) Сергей Чемезов подверг критике методы увольнения людей и выбор поставщиков (указывалось, что предпочтение отдается иностранным производителям). Неделю назад стало известно о том, что Бу Андерссон еще 17 февраля написал заявление об уходе по собственному желанию. В ином случае его бы наверняка уволили на собрании акционеров, которое прошло 15 марта. Именно там и было объявлено имя нового управленца: теперь судьба АвтоВАЗа находится в руках француза Николя Мора (Nicolas Maure), которые последние два года был руководителем марки Dacia и занимал пост управляющего директора Renault в Румынии. Он займет кресло директора российской компании в начале апреля, а пока будет принимать дела у Андерссона.

Чего можно ожидать от нового управляющего? Карлос Гон (Carlos Ghosn), глава альянса Renault-Nissan, уже пообещал, что АвтоВАЗ продолжит следовать выбранной ранее линии развития. В то же время Сергей Чемезов уточнил, что одной из ключевых задач президента станет обеспечение эффективной загрузки российских производств компонентной базы. По всей видимости, имеется в виду увеличение доли отечественных деталей в общей структуре закупок компании.

На данный момент сложно строить прогнозы относительно будущего АвтоВАЗа. Как и Бу Андерссон, Николя Мор длительное время работал в отделе закупок комплектующих. Это дает надежду, что их качество хотя бы не упадет. Еще одним положительным моментом является сходство марок Dacia и Lada: обе выпускают бюджетные модели и ориентированы на развивающиеся рынки. В России бестселлерами румынской компании являются автомобили Logan, Sandero и Duster, которые у нас продаются под брендом Renault.

Однако хватает поводов и для пессимизма. На правах ставленника Карлоса Гона новый директор наверняка будет действовать в интересах альянса Renault-Nissan. К ним можно отнести не только развитие АвтоВАЗа и повышение прибыльности, но и минимизацию конкуренции между продуктами российской компании и собственными моделями Renault-Nissan. Это означает, что существует риск превращения отечественного гиганта в «отверточного» производителя, выпускающего слегка адаптированные или перелицованные автомобили франко-японского концерна. На этом фоне достижения Бу Андерссона, сумевшего вывести «Весту» в свет, кажутся более значимыми, а финансовые неурядицы можно списать на кризис, а также инвестиции в разработку и производство.

Эксперты допускают, что сохраняется шанс на светлое будущее «Весты» не только как отдельной модели, но и как платформы. Не секрет, что в ее основе лежит новая архитектура, которая что-то позаимствовала у некоторых моделей Renault (причем не самых дешевых: европейского хетча Megane и электрокара ZOE), но при этом многое было разработано специально для нее. Многими получившаяся «тележка» была признана удачной за сочетание хорошей по меркам класса управляемости с внушительным дорожным просветом и энергоемкой подвеской. Смельчаки даже допускают возможность того, что платформа «Весты» может прийти на смену B0. Если это случится, то по ее образу и подобию могут быть созданы автомобили Renault, Nissan, Dacia и Datsun. Но решение в любом случае останется за руководством альянса, причем в первую очередь оно будет зависеть не от технических показателей, а от себестоимости и экономической целесообразности.

Вторая важная новость тоже связана с альянсом Renault-Nissan: вскоре на российском рынке будет представлен компактный кроссовер Renault Kaptur. При этом производитель планирует наладить сборку на московском заводе Renault. С учетом серьезного падения рынка (хотя в феврале 2016 года спад продаж замедлился до 14 % относительно февраля 2015 года) и ослабления курса рубля все иностранные инвестиции в российский автопром воспринимаются как рискованный шаг. Получается, что в руководстве Renault окончательно убедились в том, что даже в кризисный период локализация новой модели может быть выгодной.

Компактный паркетник Renault Captur был представлен на автосалоне в Женеве еще в 2013 году. Однако сегодня этот автомобиль вряд ли можно назвать устаревшим, тем более что он до сих пор выглядит свежо. Тем не менее три года для современной машины — это середина жизненного цикла. Почему французы столько лет ждали, прежде чем решили подарить «Каптуру» российскую прописку? Немало вопросов вызывают и другие аспекты. К примеру, столь компактные кроссоверы (длина кузова составляет всего 4,12 метра) в России не очень популярны. То же самое относится к 1,5-литровому четырехцилиндровому «дизелю» dCi 90 и тем более к турбированному бензиновому моторчику объемом всего 0,9 литра. Подобные агрегаты в почете в Европе, но российские автомобилисты предпочитают более традиционные и технически простые решения. Наконец, большие опасения вызывает цена: у себя на родине Captur стоит минимум 16 500 евро, что при текущем курсе составляет около 1 300 000 рублей. Разумеется, при подобном уровне цен новинке ничего не светит на нашем рынке.

Ответ на многие претензии кроется в самом названии кроссовера. Мы не зря в самом начале назвали его Renault Kaptur, а позже говорили уже про Renault Captur. Специально для России французы планируют поменять не только одну букву в названии (она как бы символизирует «Качество, Комфорт и Красоту»), но и основательно изменить техническую начинку. Предполагается, что обрусевший француз станет чуть больше и при этом получит адаптированную под суровые российские условия подвеску. Список силовых агрегатов тоже существенно изменится: на Kaptur будут устанавливаться давно знакомые нам бензиновые атмосферные двигатели объемом 1,6 и 2 литра.

Иными словами, по многим параметрам Renault Kaptur станет ближе к бестселлерам французской марки, в том числе к кроссоверу Duster. Пока трудно оценить взаимное позиционирование двух автомобилей, поскольку цены на Kaptur еще не опубликованы (очевидно, они будут существенно ниже, чем на французский Captur).

Пока опубликован только один тизер российского Renault Kaptur. Если судить по нему, автомобиль будет повторять формы оригинального Captur, но при этом без изменений не обойдется. В частности, адаптированный кроссовер получит новый передний бампер. Продажи автомобиля начнутся уже в конце весны, его презентация состоится 30 марта в Москве. Цены пока держатся в секрете. Основными конкурентами новинки должны стать Ford EcoSport и готовящейся к российскому дебюту Hyundai Creta. Помимо России, адаптированная версия Kaptur будет представлена в Бразилии.

У нас на очереди еще одна довольно необычная новинка — Scion tC RS 10.0. Во-первых, она никак не относится к российскому рынку. Во-вторых, это всего лишь новая спецверсия уже известной модели Scion tC. Так почему же мы просто не прошли мимо нее? Все дело в том, что это не совсем обычный Scion: перед нами последняя серийная новинка этой марки.

О ликвидации автомобильных брендов всегда немного грустно говорить, и хотя Scion не является той компанией, которая существенно повлияла на ход истории, все же она была довольно интересной и в какой-то мере даже экзотической (особенно для России) маркой. История Scion началась всего 14 лет назад. Бренд изначально позиционировался в качестве молодежного, однако, согласно статистике, средний возраст покупателя составляет 49 лет. Еще одним негативным фактором является падение продаж. В 2015 году было реализовано всего 56 167 машин, что более чем втрое меньше, нежели в рекордном 2006-м (173 034 авто).

Тем не менее за неполные 14 лет своего существования марка продала более миллиона автомобилей. По большей части это были слегка перелицованные модели Toyota. Одной из последних новинок компании стал компактный седан Scion iA, который является копией Mazda 2 с иными бамперами и шильдиками. А еще уходящая в небытие марка гордится тем, что 70 % ее клиентов были новыми для Toyota.

Для японского гиганта ликвидацию собственного подразделения удалось совершить малой кровью. Заводы по выпуску автомобилей Scion смогут легко переориентироваться на аналогичные модели Toyota. Руководство бренда уже переведено в головную компанию. Остается лишь решить вопрос с дилерами, которых в США около тысячи.

Теперь пару минут уделим новой спецверсии Scion tC RS 10.0. Она получила как визуальные, так и технические доработки — над последними трудились мастера подразделения Toyota Racing Development. Они же поработали над подвеской и системой выпуска. В остальном купе не получило изменений в сравнении с рядовой версией: оно оснащается 179-сильным бензиновым мотором объемом 2,5 литра, а трансмиссия может быть механической или автоматической (у обеих по шесть передач). Цена варьируется от 23 985 до 25 135 долларов в зависимости от типа КПП. Финальная серия будет выпущена тиражом 1 200 экземпляров.

В завершение разговора о серийных новинках отметим самый горячий автомобиль прошлой недели. Им стал Chevrolet Camaro ZL1. Вообще в США нет такой ауры исключительности вокруг Camaro, как в России. Во-первых, там эта модель стоит 25 700 долларов, то есть на уровне Chevrolet Cruze в хорошей комплектации. Во-вторых, в год там продается много таких машин (к примеру, в 2015 году нашлось 77 502 покупателя), поэтому они не являются эксклюзивом. Тем не менее некоторые версии Chevrolet Camaro стали культовыми даже в Америке, и ZL1 относится именно к ним. Собственно, поэтому к выпуску нового поколения горячей модификации инженеры подошли со всей ответственностью.

Шестое поколение Chevrolet Camaro было представлено весной 2015 года. Автомобиль сохранил преемственность как во внешнем облике, так и по технической части, но, естественно, не обошелся и без доработок. К примеру, благодаря оптимизации удалось снизить вес на 91 кг. Столько же скинула и топовая версия ZL1. Под ее капотом установлен двигатель LT4 V8, который достался купе от Corvette Z06. Объем остался прежним — 6,2 литра, однако, в отличие от прошлого поколения, на мотор установлен не турбокомпрессор, а механический нагнетатель. Итоговые спецификации ДВС впечатляют: 649 лошадиных сил и 868 ньютон-метров. Прибавка относительно предшественника превышает 60 «лошадок» и 100 «ньютонов».

Однако если установка нового мотора на Chevrolet Camaro ZL1 была ожидаемым ходом, то использование десятиступенчатой автоматической трансмиссии стало сюрпризом. Таким образом, это первый автомобиль компании со столь технически сложной КПП. Ранее «автомат» с таким же количеством передач появился на экстремальном пикапе Ford F-150 Raptor, хотя представленная еще в январе 2015 года спецверсия до сих пор не поступила в продажу (начало поставок намечено на осень). Однако на данном поприще Ford и General Motors вовсе не конкурируют, а даже объединяют усилия: новый десятиступенчатый агрегат является совместной разработкой двух американских производителей. До конца 2018 года GM собирается представить еще восемь новых автомобилей с такой трансмиссией. В качестве альтернативы для Camaro ZL1 предлагается шестиступенчатая «механика».

На Chevrolet Camaro ZL1 не обошлось и без других улучшений. Самое мощное купе в серии получило адаптивную подвеску с электронно-управляемыми амортизаторами Magnetic Ride, электронную имитацию блокировки заднего дифференциала, селектор дорожных режимов Driver Mode Selector, систему контроля сцепления с дорогой Performance Traction Management, ассистента старта с места Custom Launch Control и 20-дюймовые кованые диски с покрышками размерностью 285/30ZR20 спереди и 305/30ZR20 сзади. Кстати, шины тоже использованы не самые обычные: для спорткупе выбраны Goodyear Eagle F1 Supercar, которые нередко применяются на модели Corvette.

Топовую версию нетрудно отличить от обычной по внешнему виду. На Chevrolet Camaro ZL1 установлены новые бамперы, причем это не только дань моде: через передние воздухозаборники должно поступать больше воздуха как в двигатель, так и в систему охлаждения (всего на автомобиле используется 11 различных радиаторов). Также новинка получила антикрыло на крышке багажника и уникальный капот.

Пока производитель не раскрывает ни цены Chevrolet Camaro ZL1, ни динамических показателей. Скорее всего, разгон с 0 до 100 км/ч на спорткупе будет занимать не более 3,5 секунды, а максимальная скорость будет превышать 300 км/ч.

#Электрокары и гибриды

Дела Tesla Motors идут в гору. С недавних пор американская компания начала продажи своего первого кроссовера, Tesla Model X, так что теперь седан Model S не одинок. Однако всем очевидно, что два автомобиля не могут покрыть все сегменты рынка. Уже не первый год идет подготовка к выпуску более компактной четырехдверки Tesla Model 3, которая будет стоять на ступеньку ниже Model S. Ожидается, что новинка будет стоить в районе 35 000 долларов. Для сравнения: Model S оценена в 75 000 долларов. Добиться столь существенного снижения стоимости удастся не только за счет уменьшения размеров и урезания функций, но и благодаря строительству так называемой Мегафабрики (в оригинале производитель называет ее Gigafactory). Ее возведение уже идет полным ходом в штате Невада. Запас хода Model 3 на полностью заряженных аккумуляторах должен составить 320 километров. И хотя многие параметры потенциального бестселлера марки уже известны, внешность седана по сей день остается в тайне. Зато теперь представители Tesla Motors опубликовали первый тизер, на котором силуэт новинки анфас можно сравнить с уже существующими моделями.

Если представленное изображение выполнено в верном масштабе, то новинка будет примерно соответствовать Model S как по ширине, так и по высоте. Ожидается, что по размерам Tesla Model 3 будет близка к BMW 3 Series. Любопытно, что стоимость немецкого седана в США начинается с отметки 33 150 долларов — впритык к расчетному показателю новой Tesla. Иными словами, Model 3 будет конкурировать с ним даже по цене, так что с учетом вполне адекватного запаса хода и наверняка отличных ходовых характеристик можно ожидать действительно высокого спроса. Разве что упавшие цены на топливо играют против новинки: в Америке бензин ощутимо подешевел вслед за нефтью, что снижает привлекательность электрокаров и гибридов в глазах потенциальных покупателей.

#Концепты

В конце 2015 года компания Hyundai создала долгожданный премиум-бренд Genesis. Этот шаг был прогнозируемым, поскольку флагманские седаны Genesis и Equus несколько выбивались из общего модельного ряда южнокорейской компании. Теперь первый из них переименован в Genesis G80, а второй в декабре был заменен моделью Genesis G90. На этом развитие нового подразделения не остановится. В перспективе производитель планирует представить большой кроссовер, но первым на очереди стоит младший седан. Его предвестником станет New York Concept, который будет вскоре представлен на автошоу в Нью-Йорке. Автосалон откроется уже на текущей неделе.

Пока опубликован только первый тизер новинки, но уже на нем можно отчетливо разглядеть переднюю часть автомобиля. Морда седана оформлена в довольно агрессивном стиле. От родственников по бренду она получила фирменную шестиугольную решетку, однако в целом New York Concept весьма существенно отличается от Genesis G80 и G90. Возможно, к созданию шоу-кара приложил руку дизайнер Люк Донкервольке (Luc Donckerwolke), который перешел в Genesis из Bentley, хотя официально о его назначении было объявлено лишь в декабре прошлого года.

Уже в 2017 году New York Concept должен трансформироваться в Genesis G70 (пока это имя официально не подтверждено, однако сомнений в нем практически нет). Новинка должна будет составить конкуренцию таким маститым игрокам премиум-сегмента, как BMW 3 Series, Mercedes-Benz C-Класса и Audi A4. При этом G70, как и старшие братья по бренду, будет обладать заднеприводной платформой. В качестве опции покупатели смогут заказать автомобили с четырьмя ведущими колесами, а мощность силовых агрегатов будет превышать 300 лошадиных сил.

Остальные подробности о Genesis G70 могут быть озвучены на Международном автосалоне в Нью-Йорке, которому будет посвящен следующий выпуск «Автодайджеста».

Следующая страница →
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.