Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: стандартные объективы

⇣ Содержание

Третья статья совместного с Nikon цикла посвящена, пожалуй, самому главному, что должно быть у каждого фотографа, – среднефокусной оптике, которую также называют оптикой со стандартным, или нормальным, фокусным расстоянием. Нет, мы не стали тестировать комплектную оптику, но и отходить от нее кардинально далеко не будем. В этот раз у нас оказалось три объектива с фиксированным фокусным расстоянием и один зум-объектив: 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor, 50mm f/1.8G AF-S Nikkor (в специальной версии Silver), 50mm f/1.4G AF-S Nikkor и 35mm f/1.8G AF-S Nikkor.

Как и в прошлый раз, для тестирования использовалась камера Nikon D750 – золотая середина полнокадрового семейства, которая сохраняет баланс между разрешением матрицы, работой на высоком ISO и репортажными способностями. В данном случае использование FX-камеры не столь критично, как при тестировании широкоугольной оптики, но важно для понимания картинки, которую дают объективы с углом обзора, максимально приближенным к нормальному человеческому полю зрения.

Вся оптика тоже, конечно, относится к семейству FX – если полнокадровые объективы можно устанавливать на кроп-камеры, то обратная совместимость оптически ограничена – возникает слишком сильный эффект виньетирования, необходимо сокращать поле зрения до DX-формата. Все объективы относятся к G-серии, лишенной кольца регулировки диафрагмы, также все они, естественно, автофокусные. Два из четырех объективов содержат в составе низкодисперсионные элементы (аббревиатура ED в имени), ни одного объектива со встроенным стабилизатором в этот раз у нас не оказалось.

Перейдем к разговору о каждом объективе в отдельности, с большим акцентом на портретную съемку, для которой вся представленная в этом обзоре оптика подходит без малейших оговорок. Самый распространенный в коммерческой фотографии формат – в исполнении классической оптики.

#Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Настоящая классика, наиболее часто встречающийся формат после комплектных вариантов вроде 18-55 мм. В диапазоне фокусных расстояний от 24 до 70 мм фотограф снимает большую часть своих фотографий. И качественный объектив, охватывающий этот диапазон, логичным образом автоматически становится хитом.

Собственно, 24-70mm f/2.8G, несмотря на стоимость (более 100 тысяч рублей на момент написания статьи), можно смело называть хитом. Фиксированная светосила при таком диапазоне и при относительно небольших габаритах переводит его в разряд must have для любого профи. Это топовый стандартный зум-объектив в линейке Nikon, без малейших намеков на компромисс в каких-либо параметрах.

Цельнометаллический корпус (магниевый сплав), габариты 83 × 133 мм — это, на самом деле, вполне неплохо: объектив не выглядит очень крупным. Но масса в 900 граммов отлично чувствуется – в сочетании с полнокадровой камерой даже при отсутствии при себе дополнительных объективов он заставит вас серьезно поднапрячься. Это цена качественной картинки в зеркальном мире.

И фокусировочное кольцо, и кольцо трансфокатора выполнены из резины. Они не демонстрируют никаких признаков скорого отслоения от корпуса, как это порой бывает. Фокусировочное кольцо отличается сверхлегким ходом, а кольцо зуммирования – наоборот, тугим, более чувствительным. Все логично. Байонет металлический, с резиновой прослойкой. К сожалению, конструкция объектива телескопическая, то есть передняя часть выдвигается из корпуса, причем это приводит к нарушению весового баланса. Официально это пыле- и влагозащищенный объектив, но в силу наличия заметной щели на корпусе при активации трансфокатора я бы не стал снимать на него в сильный дождь. Страна производства – Япония.

Собирается объектив в Японии, флагманские продукты Nikon пока не переносит на сторонние заводы. Объектив анонсирован в августе 2007 года – но с тех пор устареть он не успел, оптика вообще «живет» очень долго.

Диаметр переднего стекла – 77 мм, есть пластиковая резьба для светофильтра. Оптическая схема — 15 элементов в 11 группах — включает три низкодисперсионных элемента, позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями, и три асферических элемента. В объективе применяется линза с нанокристаллическим покрытием, которое снижает количество бликов и их выраженность. Диафрагма здесь девятилепестковая.

Стабилизатора 24-70mm f/2.8G лишен. Многие считают стабилизацию излишеством, если речь не идет о телеобъективах, но в данном случае эффект от дрожащих рук в телеположении очень хорошо заметен – приходится слишком «зажимать» выдержку. Также велик и эффект усталости – все-таки объектив весит почти килограмм, так что под конец съемочного дня удерживать камеру с ним столь же крепко и четко, как в начале, уже затруднительно. Стоит признать отсутствие встроенного стабилизатора в этом бескомпромиссном в остальных вещах объективе недостатком.

Слева – снимок в FX-­­формате, справа – в DX-формате, фокусное расстояние – 70 мм

Диапазон фокусных расстояний — 24-70 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 38-105 мм. Это значительно понижает пейзажный потенциал оптики при таком применении, но как портретный объектив она становится даже более удобной. Максимальная диафрагма постоянная: f/2,8. Минимальная диафрагма: f/22.

 70 мм, f/9, 1/125, ISO 450

70 мм, f/9, 1/125, ISO 450

Фокусировка у 24-70 мм работает бесшумно и почти идеально для зум-объектива по скорости. А вот по точности время от времени возникали вопросы – промахи случаются, причем в самых разных ситуациях. Этот момент стоит внимательно отслеживать во время съемки, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом на этапе обработки. Минимальная дистанция фокусировки на широком угле – 38 см.

 70 мм, f/2.8, 1/125, ISO 110

70 мм, f/2.8, 1/125, ISO 110

Картинка на полностью открытой диафрагме отличается замечательной резкостью по центру кадра, но она слегка падает к краям. Для достижения максимальной резкости по всей площади кадра нужно снимать со светосилой от f/5 до f/14. В целом объектив позволяет раскрыть детализацию любой современной камеры Nikon. Не проверяли на D810 – но сомнений в этом нет.

 24 мм, f/8, 1/200, ISO 100

24 мм, f/8, 1/200, ISO 100

Боке очень приятное – может показаться слегка резковатым и холодным, зато имеет свой характер, что для зум-объектива, в общем, достижение. Контровой свет объектив держит уверенно, с бликами проблем нет.

 24 мм, f/10, 1/200, ISO 100

24 мм, f/10, 1/200, ISO 100

Дисторсия на предельно широком угле, конечно, есть – но ничего критичного. Ее вполне можно поправить в современном фоторедакторе. Хроматические аберрации сведены к минимуму – низкодисперсионные элементы отрабатывают как надо.

 31 мм, f/5, 1/125, ISO 100

31 мм, f/5, 1/125, ISO 100

Прекрасный зум-объектив, который хорош как паспортными характеристиками (высокая постоянная светосила при очень удобных фокусных расстояниях), так и в работе: отличная резкость, минимальная склонность к различным искажениям (как хроматическим, так и пространственным), теплая, приятная цветопередача. Есть небольшие претензии к точности фокусировки, но на этом, пожалуй, все. Универсальный объектив на все случаи жизни – почти обязательный инструмент фотографа-профессионала в репортаже и заказной съемке. С портретами он тоже справляется вполне уверенно – причем как с ростовыми, так и с лицевыми. Также вполне может рассматриваться как вариант единственного объектива, который берешь с собой в путешествие.

 70 мм, f/2.8, 1/60, ISO 140

70 мм, f/2,8, 1/60, ISO 140

Стоит 24-70mm f/2.8G ED AF-S в среднем по Москве 109 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

#Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor

А вот это уже точно «главный после комплектного». Как правило, именно 50/1.8 становится первым «фиксом» в арсенале начинающего фотографа, только собирающего свой парк оптики по крупицам. Чаще всего такой объектив недорого стоит, обладает неплохой светосилой, позволяющей успешно размывать фон при съемке портретов и, что самое важное, за счет своего фокусного расстояния выдает картинку, лишенную оптических искажений. Наиболее близкое к человеческому полю зрения изображение.

«Полтинник», который оказался на тестировании, – это аж пятая версия одного и того же объектива, выпускается с 2013 года. Она практически идентична с четвертой, анонсированной в 2011 году, выделяясь только серебристым ободком по центру. Он несет исключительно имиджевый заряд – версия Silver создана как комплектная для камеры Nikon Df, которая должна была возродить «пленочные» традиции компании в цифровом формате, но не снискала большого успеха. А объектив остался – впрочем, найти его в продаже нелегко. Но по своим характеристикам и поведению он совершенно ничем не отличается от обычного 50mm f/1.8G AF-S Mk IV, так что впечатления от него можно смело переносить на более традиционную версию.

Это чрезвычайно компактный объектив в пластиковом корпусе, лишенном официальной пыле- и влагозащиты. При этом в районе металлического байонета есть резиновый уплотнитель – серьезную оптику без него в наше время не делают. Фокусировочное кольцо тоже резиновое, с удачным рельефом, легким ходом и характерными отсечками на границах фокусировочной дистанции. Весит он лишь 185 граммов, это один из самых легких объективов в модельном ряду Nikon. Производится 50mm f/1.8G в Китае.

Диаметр разъема для светофильтра – 58 мм. Сама линза намного меньше и глубоко утоплена в корпус.

Оптическая схема: 7 элементов в 6 группах, включен один асферический элемент. Он, кстати, отмечен в полном названии: 50mm f/1.8G AF-S Aspherical. Все-таки это первый 50-мм объектив в истории Nikon с использованием подобной линзы. Количество лепестков диафрагмы – 7. Нанокристаллического напыления стекло лишено, но из-за конструкции объектива, фактически предусматривающей встроенную бленду, бликов можно не бояться. Максимальная диафрагма – f/1,8, минимальная – f/16. Выдвигающихся при фокусировке частей нет, конструкция монолитная. Нет и встроенного стабилизатора.

Слева – снимок в FX-­­формате, справа – в DX-формате

При использовании с DX-камерой или в кроп-режиме полнокадрового аппарата фокусное расстояние объектива составляет 75 мм.

 f/1.8, 1/125, ISO 125

f/1,8, 1/125, ISO 125

По фокусировке к объективу вопросов не возникает. Ультразвуковой мотор отрабатывает тихо, быстро и достаточно точно. Это не объектив-рекордсмен, но для своей роли (портретник-репортажник) он подходит вполне. Минимальная дистанция фокусировки – 45 см.

 f/1.8, 1/400, ISO 100

f/1,8, 1/400, ISO 100

Резкость весьма неплохая начиная уже с f/1,8, хотя своего предела она достигает в диапазоне от f/5,6 до f/11 – в студии он проявит себя особенно хорошо. Это, впрочем, норма для всей оптики – еще не придумали объектив, который дает более резкую картинку на открытой диафрагме, чем на закрытой. Резкость к краям на закрытых диафрагмах почти не падает.

 f/10, 1/200, ISO 100

f/10, 1/200, ISO 100

Контровой свет объектив держит неплохо, хотя засветы случаются. Боке очень приятное. А вот контраст оставляет желать немного лучшего в сравнении с тем же 50mm f/1.4G – впрочем, это ювелирные различия.

 f/10, 1/200, ISO 100

f/10, 1/200, ISO 100

Дисторсия отсутствует — просто в силу физических особенностей оптики. Хроматические аберрации выражены минимально и не оказывают влияния на качество снимка. Только если рассматривать фотографии «под лупой».

 f/7.1, 1/60, ISO 800

f/7,1, 1/60, ISO 800

В общем, 50mm f/1.8 G AF-S — это лучший выбор светосильного объектива по сочетанию цены и качества. Он не предложит оригинальной картинки, а угол обзора у него – самый стандартный из возможных. Но он нигде и не провалится – по всем характеристикам ему можно уверенно ставить оценки от четверки до пятерки. Объектив хорош в первую очередь для новичка, которому он даст распробовать портретную съемку и оценить серьезное размытие заднего плана. Впрочем, и в профессиональных руках он будет смотреться вполне уместно в качестве дополняющей оптики.

 f/2, 1/100, ISO 100

f/2, 1/100, ISO 100

Стоит 50mm f/1.8G AF-S в среднем по Москве 15 990 рублей.

Скачать RAW-файлы

#Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor

Следующая ступень после «полтинника один и восемь». Как правило, «полтинник один и четыре» — это самый светосильный объектив в арсенале обычного фотографа, который еще не перешел (или вообще никогда не перейдет) к изысканиям в области мануальной сверхсветосильной оптики. Вторая мысль, которая приходит в голову фотографа, ищущего «полтинник», — разница в диафрагменном числе лишь 0,4, но двукратная разница в цене.

По дизайну, сборке (пластиковый корпус) и габаритам он очень близок к 50 f/1.8 – но сильно отличается от него по оптической схеме. Это сказывается на его массе – 280 граммов вместо 180 у менее светосильного «коллеги». Нам досталась четвертая версия 50mm f/1.4 в истории Nikon – но этот многолетний шлейф не чувствуется. Здесь используется полностью новая система линз и свежий ультразвуковой фокусировочный мотор. Анонсирован объектив в 2008 году.

Качество сборки хорошее, резиновое фокусировочное кольцо надежно зафиксировано на корпусе – и даже в весьма потрепанном экземпляре объектива, поступившем к нам на тест, не проявляло никаких признаков расхлябанности. Байонет – металлический, с резиновым уплотнителем, но официально пыле- и влагозащита для него не заявлены. Страна производства – Китай.

Диаметр переднего фильтра – 58 мм, резьба – пластиковая. Как и в 50mm f/1.8, передняя линза утоплена в корпус, пусть и не так глубоко.

Оптическая схема — 8 элементов в 7 группах, без низкодисперсионных и асферических линз. Также отсутствует и нанокристаллическое покрытие переднего стекла.

Слева – снимок в FX-­­формате, справа – в DX-формате

Фокусное расстояние в эквиваленте для DX-камер составляет 75 мм. Максимальная диафрагма – f/1,4, минимальная – f/16. Выдвигающихся при фокусировке частей нет, конструкция монолитная. Нет и встроенного стабилизатора.

 f/2, 1/125, ISO 3200

f/2, 1/125, ISO 3200

Если вам нужен именно быстрый объектив – лучшеобратите внимание на другие варианты. 50mm f/1.4G рассчитан в первую очередь на неспешную портретную съемку, когда есть возможность прицелиться и оценить результат. Объектив обладает посредственной скоростью фокусировки, может слегка «ерзать», а также время от времени немного мажет на предельно открытой диафрагме. Стоит очень внимательно следить за результатом и, возможно, прибегать к ручной фокусировке. Минимальная дистанция фокусировки – 45 сантиметров.

 f/2.8, 1/500, ISO 100

f/2,8, 1/500, ISO 100

Картинка на предельной светосиле довольно мягкая, но при этом глубокая – если удалось попасть по фокусу, вы получите замечательный объем. При закрытой диафрагме резкость не вызывает вопросов – причем как в центре, так и по краям кадра.

 f/1.8, 1/640, ISO 100

f/1,8, 1/640, ISO 100

Дисторсия (бочкообразные искажения), к сожалению, слегка заметна, также выражены хроматические аберрации на открытой диафрагме – объективу откровенно не хватает низкодисперсионных элементов. Контровой свет при этом он держит неплохо, бликует не сильно.

 f/1.4, 1/250, ISO 100

f/1,4, 1/250, ISO 100

Боке превосходное, на максимально открытой диафрагме слегка закрученное – картинка получается узнаваемая, «фирменная», если хотите.

 f/10, 1/200, ISO 100

f/10, 1/200, ISO 100

В общем, Nikon 50mm f/1.4G AF-S Nikkor — это портретный объектив, который стоит приобретать с полным пониманием того, что вы от него получите: в первую очередь качественную картинку с высоким контрастом, художественным боке и отличным объемом, а также замечательной резкостью при закрытой диафрагме (то есть линза полностью пригодна для студийной работы). Но на скорость и точность автофокуса в объективе рассчитывать не стоит – нужен постоянный контроль. Как репортажный объектив он тоже не очень подходит.

 f/4.5, 1/160, ISO 100

f/4.5, 1/160, ISO 100

Стоит 50mm f/1.4G AF-S в среднем по Москве 29 000 рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 35mm f/1.8G ED AF-S Nikkor

Объектив, попадающий на грань между широкоугольной и стандартной оптикой. По своему фокусному расстоянию – настоящая классика, применимая как в широком диапазоне репортажа, так и для портретов, но в первую очередь ростовых или поясных. Тем не менее для работы в условиях, к примеру, свадебной фотосессии, на которой вся четверка успела отметиться, как нетрудно заметить по снимкам, он может быть крайне полезен.

Представлен 35mm f/1.8G ED AF-S Nikkor в начале 2014 года – он получил обновленную оптическую схему с использованием низкодисперсионного элемента (ставшего «виновником» появления аббревиатуры ED в названии), а также ультразвукового фокусировочного мотора. Собирается он в Китае.

Это, как и оба представленных в этом материале «полтинника», довольно легкий объектив – 305 граммов. Корпус его выполнен из пластика, но фокусировочное кольцо, конечно, резиновое, с необходимым оребрением и легким, удобным ходом. Байонет, естественно, металлический, с резиновым уплотнителем. Пыле- и влагозащита не заявлена, но, как и все остальные представленные здесь объективы, он успешно выдержал испытание снегом с дождем, не дав «течи» и оставаясь работоспособным. Если не пытаться использовать его в совсем уж экстремальных условиях пыльной бури или тропического ливня, то проблем быть не должно.

Диаметр переднего стекла – 58 мм, то есть для 35mm f/1.8G подойдут те же фильтры, что и для 50-мм объективов, представленных в этом материале. Резьба для фильтра пластиковая. Стекло неглубоко утоплено в монолитный корпус, лишенный выдвигающихся элементов.

Как и везде, здесь есть окошко, в котором показывается дистанция фокусировки, и переключатель между ручным и автоматическим фокусом.

Оптическая схема — 11 элементов в 8 группах, помимо упомянутого низкодисперсионного элемента используется также одна асферическая линза. Диафрагма – с семью лепестками. Линзы с нанокристаллическим напылением в объективе нет.

Слева – снимок в FX-­­формате, справа – в DX-формате

Фокусное расстояние в эквиваленте для DX-камер составляет 50 мм: для них объектив превращается в тот самый искомый «полтинник», обеспечивающий абсолютно идентичный человеческому угол зрения. При использовании с полнокадровой камерой слегка заметны пространственные искажения – впрочем, в данном случае они легко игнорируются. Максимальная диафрагма – f/1,8, минимальная – f/16. Встроенного стабилизатора нет.

 f/2.2, 1/400, ISO 100

f/2,2, 1/400, ISO 100

Фокусировка происходит бесшумно и очень быстро. Объектив весьма цепкий, но позволяет себе время от времени небольшие промахи. Их вполне можно игнорировать в репортаже, но при портретной съемке они могут весьма досаждать. Стоит обязательно провести юстировку перед использованием. Минимальная дистанция фокусировки – 25 сантиметров.

 f/2.2, 1/125, ISO 500

f/2,2, 1/125, ISO 500

35mm f/1.8G отличается очень хорошей резкостью как по центру, так и по краям кадра. Если первое полностью справедливо для любой светосилы, то краевая резкость хороша уже на f/2,8, это отличный показатель.

 f/2.5, 1/200, ISO 100

f/2,5, 1/200, ISO 100

Боке правильное, геометрически выверенное, но в художественном размытии фона как раз ценятся какие-то аберрации, двоения, скручивания. Здесь этого нет – хирургически точная, четкая картинка с отличным разделением планов (и слегка холодноватого оттенка).

 f/2, 1/60, ISO 180

f/2, 1/60, ISO 180

Геометрические искажения хорошо заметны – для портретов крупным планом объектив подходит плохо, хотя можно добиться интересных эффектов. Хроматические аберрации сведены к минимуму. Но есть у 35mm f/1.8G и своя неприятная особенность – заметное виньетирование, затемнение по краям кадров. Выражено это, впрочем, исключительно при использовании с полнокадровыми камерами, как и пространственные искажения.

 f/10, 1/200, ISO 100

f/10, 1/200, ISO 100

Если подводить итоги, то 35mm f/1.8G — отличный светосильный объектив, пригодный для целого ряда задач: от репортажа и ростовых/поясных портретов до архитектурной и интерьерной съемки. Он слегка напоминает 50mm f/1.8G по сочетанию характеристик, только с еще большей универсальностью в плане задач и более резкой, детализированной и точной картинкой.

 f/6.3, 1/60, ISO 320

f/6,3, 1/60, ISO 320

Стоит 35mm f/1.8G ED AF-S в среднем по Москве 37 000 рублей.

Cкачать
RAW-файлы

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Не думай о секундах свысока: спустя 26 лет спидраннер побил «невозможный» рекорд прохождения первого уровня Doom II — ушло 100 тысяч попыток 12 мин.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 43 мин.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 2 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 3 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 3 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 3 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 5 ч.
Kingdom Come: Deliverance 2 переведут на русский, но есть нюанс 7 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 7 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 7 ч.
Гиперщит с ИИ: Cisco представила систему безопасности Hypershield 2 ч.
Highpoint представила карту расширения на восемь SSD: до 64 Тбайт со скоростью до 56 Гбайт/с 3 ч.
Китайские экспериментальные лунные навигационные спутники прислали фотографии обратной стороны Луны 3 ч.
Налоговая служба Швеции закрыла 18 дата-центров за незаконный майнинг криптовалют 4 ч.
LG выпустила флагманский саундбар S95TR за $1500 с поддержкой Dolby Atmos и настройкой с помощью ИИ 6 ч.
Seagate заявила, что жёсткие диски с HAMR уже не уступают по надёжности традиционным HDD 7 ч.
Corsair представила обновлённые доступные проводные гарнитуры HS35 v2 для геймеров 7 ч.
Tesla отзовёт все проданные электромобили Cybertruck для замены залипающей педали газа 8 ч.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 10 ч.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 10 ч.