Сегодня 20 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Практическое руководство по разгону Athlon XP, тестирование Athlon XP 2000+

⇣ Содержание

Конечно же, инженеры AMD не могли позволить себе такую роскошь, как убрать защиту от разгона. Новый Athlon XP/MP на ядре Palomino - прекрасный пример высококачественной работы, на какую только способен производитель чипов. Если вы теперь пожелаете соединить мостики L1 обычным карандашом, это уже не поможет. Как мы помним, такой способ был весьма действенен на прошлых Athlon с ядром Thunderbird. Таким образом, рассеялись мечты крутых "разгонщиков", которые еще до покупки процессора строили планы насчет разгона.

Что же изменилось с приходом Palomino? Кроме добавления новых мостиков L, на процессоре с помощью лазера были выжжены ямки. Ямки затрудняют соединение контактов (при помощи, скажем, того же карандаша) для снятия защиты. С технической же точки зрения защита у старого Athlon и новых Athlon XP/MP не изменилась.

И хотя мы обнаружили несколько технических особенностей во время тестирования, все что вам нужно сделать для разгона - соединить контакты L1. Это разблокирует множитель, заданный на заводе с помощью мостиков L3 и L4.

После того, как мы соединили контакты L1, AMD Athlon 1900+ без проблем работал на 1666 МГц (2000+).

После многочисленных проб и ошибок, учитывая советы наших читателей, в итоге у нас получилось ясное пошаговое руководство, которое поможет пользователям снять защиту множителя на Athlon XP. И это не все. Кроме этого мы добавили тестирование "нового" процессора, чтобы вы могли оценить прирост производительности.

Время, которое потребуется на снятие множителя - около 30 минут. После этого вы сможете разогнать процессор, изменяя его множитель. Мы не учитываем разгон с помощью увеличения частоты FSB, потому что это приводит к росту частот шин AGP и PCI, что не лучшим образом сказывается на стабильности.

Загрузочный экран с разогнанным Athlon XP:
BIOS опознала его как Athlon XP 2000+,
хотя мы не увидим этот процессор еще 6 недель или около того.


Пошаговая инструкция

Перед началом всей операции убедитесь, что ваша материнская плата может изменять множитель либо в BIOS, либо через переключатели на плате (последний вариант наиболее часто встречается на Socket A материнских платах с чипсетами VIA KT133A, VIA KT266A, SiS 735). В нашем тестировании по соединению контактов L1 мы использовали несколько процессоров Athlon XP. Из материнских плат была выбрана Epox EP-8KHA+, которая позволяет управлять множителем через BIOS.

Для соединения контактов L вам понадобятся следующие инструменты:

  • Проводящий цапоновый лак, которым мы собственно и соединяли контакты
  • Скотч для изоляции и разделения
  • Суперклей (или что-то подобное) для заполнения выжженных ямок
  • Скальпель для удаления остатков клея (на Tom's Hardware использовали нож для бумаги)
  • Авометр/мультиметр для измерения сопротивления

Внешний вид Athlon XP 1900+.
Стрелка указывает на контакты L1, с которыми и будет производиться операция.


Почему не работает соединение карандашом?

В отличие от обычного Athlon (керамическая подложка с ядром Thunderbird), на котором контакты L1 легко соединялись с помощью обычного карандаша, в Palomino AMD встроила более хитрую защиту. Если на старом Athlon Thunderbird сопротивление между землей и нижним рядом контактов L1 приближалось к бесконечности, то на новом Athlon XP (ядро Palomino, органическая упаковка) сопротивление оказалось равным 945 Ом (около 1 кОм).

По этой причине карандаш и не будет работать: если соединить L1 контакты карандашом, сопротивление графита будет слишком высоким. Соответственно ток по мостикам не пойдет, и контакты окажутся разомкнутыми. Другими словами, AMD и с этой стороны постаралась усложнить жизнь разгонщикам. Единственный выход из такой ситуации - использовать вещество с минимальным сопротивлением, например, проводящий цапоновый лак, который можно купить в магазине радиотоваров.

Сопротивление между землей и контактами L1 было снижено до примерно 1 кОм - карандаш уже не работает.

Старый Athlon Thunderbird: мы измерили сопротивление графитового мостика, выполненного с помощью карандаша. Как видите, оно выше 1 кОм, однако в этом случае все будет работать.

Еще одно измерение показало, что символы "L1", "L2" и треугольник (обведены синим) заземлены. Следует избегать случайного протекания лака до этих точек, иначе все ваши усилия пойдут насмарку.


Вот и наш секрет - закрываем контакты

Перед упражнениями с лаком следует заполнить выжженные лазером ямки. Если цапоновый лак протечет в эти ямки, вы опять же столкнетесь с проблемой ненужного заземления. Невооруженным взглядом трудно заметить заземленную медную пластинку, замыкающую ямку снизу.

Во-первых, следует закрыть контакты L1 (верхний и нижний ряды) кусочком скотча или чем-нибудь подобным. Это позволит отделить ямки от контактов для следующего этапа - заполнение ямок суперклеем.


Внешний вид контактов L1 на Athlon XP 1900+


То же самое при сильном увеличении

Будьте аккуратны. Внимательно проверьте соединение ленты и подложки по всей длине, чтобы клей не проник, куда не следует.


Используем суперклей - изолируем ямки

Как только контакты были полностью изолированы скотчем, можно применять суперклей. Внимательно следите за количеством клея, чтобы лишь небольшая часть выдавилась на процессор.

Добавляем суперклей на открытый участок между контактами L1

Увеличенное изображение ямок, заполненных клеем


Удаляем скотч и остатки клея

Подождите 10 минут для полного высыхания клея. Далее аккуратно снимите скотч и используйте скальпель для аккуратного удаления остатков клея.

Удаление остатков клея между контактами L1 с помощью ножа для бумаги


Второй раз закрываем контакты - применяем проводящий цапоновый лак для создания мостиков L1

Теперь настало время соединить контакты L1 (попарно верхний с нижним), используя проводящий цапоновый лак. Вам опять же придется закрывать часть контактов скотчем, иначе лак может попасть на ненужные места. Во-первых, прикрепите скотч по обеим сторонам будущего L1 мостика (на картинке ниже - сверху-вниз). Во-вторых, закройте все лишнее кроме мостика, наложив полоски скотча в горизонтальном направлении (на рисунке ниже - слева-направо). Учитывая несколько неудачных попыток (включая сломанные процессоры), мы настоятельно рекомендуем следовать нашим инструкциям.

Каждый мостик "наводится" индивидуально, чтобы удостовериться в точном нанесении цапонового лака. На картинке вы можете заметить, как точно следует окружать контакт скотчем. Иначе вы не сможете правильно соединить контакты. После закрывания лишних мест, нанесите лак с помощью маленькой кисточки.

Проводящий цапоновый лак, который можно купить в магазине радиотоваров.


Нанесение лака на самодельное "окно" в пленке.
Фактически окно будет полностью заполнено лаком.


Увеличенное изображение первого мостика, наведенного с помощью лака

Сейчас вам следует убрать пленку, и вы получите достаточно хорошее соединение. Выполняйте аналогичную процедуру для каждой оставшейся пары контактов, до тех пор, пока все мостики L1 не будут замкнуты. Далее измерьте сопротивление получившихся мостиков (от нижнего контакта к верхнему). Сопротивление должно приближаться к 0 Ом! Проверьте еще раз, не произошло ли случайного соединения соседних мостиков между собой. Если вы обнаружите такое соединение, его следует аккуратно разомкнуть, используя скальпель. При измерении сопротивления не давите сильно на щуп, иначе вы можете сколупнуть лак.

Мостики, конечно же, можно снять. Для этого вам понадобится твердый ластик. Потом вы можете проделать процедуру наведения мостиков еще раз.


Проба Athlon XP 1900+, разогнанного до 2000+

Итак, контакты соединены должным образом (для лучшей сохранности вы можете заклеить контакты скотчем). Настало время поместить процессор на материнскую плату, в нашем случае на Epox EP-8KHA+ с чипсетом VIA KT266A. На следующей иллюстрации видно, что множитель можно спокойно изменять.


Множитель теперь можно спокойно изменять из BIOS

В BIOS не доступен множитель 12,5X - в качестве такового процессор интерпретирует 13X. Полагаем, специалисты из Epox исправят эту ситуацию в будущем.


Изменяем напряжение на ядре в BIOS для разгона

Как видите, для успешного разгона Athlon XP 1900+ до 2000+ нам пришлось поднять напряжение на ядре до 1,85 В.


Картинка с новой тактовой частотой и множителем под Windows 98. После того, как BIOS покажет частоту Athlon XP, равную 1666 МГц (Athlon XP 2000+), вы можете загружать операционную систему (в нашем случае Windows 98SE). Как видим, популярное в народе средство WCPUID показывает следующие данные: частота ядра 1666 МГц, множитель 12,5X, частота FSB 133 МГц. Разгон удался.


Ситуация не изменилась и под Windows XP


Установки множителя и напряжения

Для самых любознательных мы приготовили две таблицы зависимости значений множителя и напряжения от замыкания соответствующих мостиков.


Расшифровка значений мостиков для изменения множителя

Если ваша материнская плата поддерживает разгон (например, позволяет выставлять множитель в BIOS), то замыкание L1 мостиков для вас будет самым удобным решением. Выше мы досконально описали этот процесс. Изначально же процессор поставляется с разомкнутыми мостиками L1. При этом множитель выставляется мостиками L3 и L4. Но если вы захотите изменять эти мостики, вы не сможете вернуть все как было. Поэтому мы и не приводим инструкции для работы с мостиками L3 и L4.


Расшифровка значений мостиков L11
для регулировки напряжения на ядре

Материнские платы, поддерживающие разгон, обычно позволяют вручную изменять напряжение на ядре. Если же ваша материнская плата осуществляет только автоматическое выставление напряжения, вам придется найти способ увеличить напряжение для нормального разгона.


Ошибки

Перед тем, как найти лучший метод "наведения" мостиков, нам пришлось пройти путем проб и ошибок. Самой большой проблемой было создание окна для отдельного мостика. Первоначально мы использовали бумагу, которая плохо уживается с цапоновым лаком. К тому же при этом нет гарантии, что бумага плотно прилегает к подложке. Если вы капнете лаком в окно из бумаги, то лак легко пройдет за бумагу, размажется по поверхности и вся ваша работа летит коту под хвост.


Ошибочная попытка создания окна для мостика L1, используя бумагу


Увеличенная картинка ясно показывает неаккуратное соединение мостиков

Соединение карандашом с Athlon XP больше не работает. Рядом показано увеличенное изображение мостиков. Но сопротивление таких мостиков слишком велико, поэтому такое соединение не действует. Как мы уже говорили, сопротивление мостика превышает 1 кОм, и по нему не идет ток. На старом же Athlon Thunderbird сопротивление между нижними контактами L1 и землей было близко к бесконечности, поэтому ток все же проходил по графитовым мостикам.

Если же вы при нанесении клея досконально не проверите прилегание скотча к подложке, вы можете столкнуться со следующей ситуацией.

На этой иллюстрации слой клея простирается далеко за ямки,
даже частично закрывая контакты

Ситуацию пришлось выправлять таким вот образом

Тестирование

Тестовая система на базе Windows XP
Аппаратное обеспечение
Процессоры AMD Athlon XP 1,666 ГГц (разогнан до 2000+)
AMD Athlon XP 1,6 ГГц (1900+)
AMD Athlon XP 1,53 ГГц (1800+)
AMD Athlon-C 1,40 ГГц
Socket 478: Intel Pentium 4 2,0 ГГц
Материнские платы Soltek (VIA KT266 A) SL75-DRV2 Socket 478: ASUS P4T-E (Intel 850) Revision: 1.00
Память Socket 478: 2 x 128 Мб, RDRAM, 400 МГц, Viking
Socket 462: 256 Мб DDR-SDRAM, CL2, PC2100, Micron
Жесткий диск 40 Гб, 5T040H4, Maxtor UDMA100, 7200 об/мин, 2 Мб кэш
Видеокарта NVIDIA GeForce3 64 Мб DDR 400/250
Программное обеспечение
Операционная система Windows XP Professional
Видеодрайверы NVIDIA Detonator 4 v21.85

Настройки тестов
Quake III Arena Retail Version 1.16
command line = +set cd_nocd 1 +set s_initsound 0
Graphics detail set to 'Normal'
Benchmark using 'Q3DEMO1'
3DMark2000 Version 1.1 Build 340 - default Benchmark
3DMark2001 Build 200 - default Benchmark
SiSoft Sandra 2001 Professional Version 2001.3.7.50
CINEMA 4D XL R6 CineBench 6.103
mpeg4 encoding Flask V0.6 (MPEG 3)
DivX codec 4.02b codec
Compression: 100
Data Rate: 1500 Kbit
720x480 Pixel, 25 fps
no Audio
Studio 7 Version 7.02.7 (MPEG 2)
Sysmark 2001 Patch 3
Lame Lame 3.89 MMX, SSE, SSE 2, 3DNow
WinACE 2.04, 178 MB Wave file, best compression,
Dictonary 4096 KB
Newtek Lightwave Rendering Bench SKULL_HEAD_NEWEST.LWS
Suse Linux 7.3 Kernel 2.4.13 Compiling

Мы провели 19 различных тестов для получения наиболее полных и сбалансированных результатов производительности Athlon XP 2000+. Производительность в OpenGL измерялась с помощью четырех различных тестов Quake, Direct3D производительность - с помощью 3DMark 2000 (базирующегося на DirectX 7) и 3DMark (базирующегося на DirectX 8). Различные тесты по MPEG-кодированию хорошо дополняют картину. Для кодирования 178 Мб WAV в MPEG-1 Layer 3 использовался Lame MP3. Преобразование DVD-ROM в MPEG-4 осуществлялось с помощью классических Flask Mpeg и DivX. Хорошим дополнением к нашему тестированию стало кодирование в MPEG-2 с помощью Pinnacle Studio 7.


Производительность в OpenGL: Quake 3 Arena

В Demo001 в обоих разрешениях Pentium 4 2 ГГц остался лидером, хотя разница между ним и Athlon XP 2000+ настолько сократилась, что ее можно не замечать. В NV15 Athlon XP 2000+, как обычно, вышел победителем.


Производительность Direct3D - 3DMark 2000

В 3DMark 2000 можно посмотреть на DirectX 7 Direct3D производительность под Windows XP. Как показывают результаты, Athlon 2000+ ушел в существенный отрыв. Он показывает на 1300 очков лучший результат, чем Intel Pentium 4/2000!


Производительность в Direct3D - 3DMark 2001

3DMark 2001 демонстрирует DirectX 8 Direct3D производительность под Windows XP. Athlon XP 2000+ находится на голову выше конкурентов от Intel, но здесь отрыв уже не столь впечатляющ, как в 3DMark 2000 и DirectX 7.


Кодирование MP3 звука: Lame MP3

Мы использовали Lame MP3 Encoder для преобразования 178 Мб WAV файла в MPEG-1 Layer 3 формат. AMD Athlon XP 2000+ прибежал на этих скачках первым, закодировав файл на 15 секунд быстрее Pentium 4 2,0 ГГц.


Кодирование MPEG4 видео: Flash MPEG и DivX

Athlon XP 2000+ достиг частоты кадров 24,5 fps при кодировании. Это только упрочает лидерство над Intel Pentium 4.


Тестирование SiSoft Sandra: процессор и мультимедиа

В тестировании SiSoft Sandra 2001 мы видим, что кроме теста пропускной способности памяти, где Pentium 4 2 ГГц все еще непобедим, AMD XP 2000+ находится "на высоте". По каким-то причинам Athlon-C 1400 в тесте памяти показывает лучшие результаты, нежели семейство Athlon XP.


3D рендеринг: Newtek Lightwave

В Newtek Lightwave мы видим диаметрально противоположную картину: Athlon XP 2000+ смог обогнать лишь Pentium 4 1,4 ГГц.


Офисная производительность: SysMark 2001

Athlon XP 2000+ занимает первое место в общем результате. Процессор на волосок находится от круглой цифры в 200 очков. В офисном же тестировании вся линейка Athlon обгоняет Pentium 4.


Компиляция ядра Linux: Suse Linux 7.3/Kernel 2.4.13

Если перейти к компиляции свежего ядра Linux, то AMD Athlon XP 2000+ является самым быстрым процессором. Ему для этого нужны всего 202 секунды, в то время как компиляция на Pentium 4 2,0 ГГц займет 264 секунды. Разница существенна.


Архивация: WinACE 2.04

Архивация очень часто требуется в жизни. Мы архивировали 178 Мб WAV файл с помощью WinACE 2.04 под Windows XP. Athlon XP 2000+ здесь снова вышел в лидеры.


3D рендеринг: SPECviewperf Lightscape

В тесте Lightscape Intel Pentium 4 продолжает выступать на полшага вперед. Самый быстрый процессор линейки XP, Athlon XP 2000+, занимает лишь третье место.


Кодирование MPEG-2 видео: Pinnacle Studio 7

Athlon XP 2000+ быстрее всех справился с кодированием фильма MPEG-2 в Pinnacle Studio 7. Этот факт тем более впечатляет, если учитывать, что программа была оптимизирована под Pentium 4.


Выводы

Наша статья поможет вам разблокировать множитель на любом процессоре Athlon XP/MP. С помощью нужных инструментов и приспособлений, вы "наведете" L1 мостики, используя проводящий цапоновый лак.

После установки мостиков вы можете свободно манипулировать множителем в BIOS или используя переключатели на плате. Однако максимальный множитель на данный момент ограничен 12,5X, что позволяет достичь тактовых частот в 1666 МГц (12,5X133 МГц = 1666 МГц) без повышения частоты FSB. Таким образом, мы получаем мощнейший процессор Athlon XP 2000+, который официально выйдет в лучшем случае через шесть недель.

Если вы этим не удовлетворились, вы можете попытаться увеличивать частоту FSB. Устанавливая множитель в 12,0X, и увеличивая FSB до 153 МГц, мы смогли разогнать Athlon XP 1900+ (1600 МГц) до 1836 МГц (12,0 X 153 МГц = 1836 МГц). Такая частота эквивалентна индексу производительности 2200+. Однако для достижения столь высоких частот нам пришлось использовать систему на водяном охлаждении. О получении таких частот на стандартном воздушном охлаждении пока что приходиться лишь мечтать. Дабы не быть голословными, мы пытались добиться стабильной работы системы на 1836 МГц с помощью мощных кулеров Silverado и Swiftech monster (MC462), но у нас ничего не получилось.


Для достижения таких огромных частот необходимо водяное охлаждение


С водяным охлаждением температура не превышала 29 градусов Цельсия

Кроме инструкции и советов по разгону, мы провели эксклюзивное тестирование Athlon XP 2000+, процессора, который вы не увидите раньше января 2002. Результаты ясно показывают, что Athlon XP 2000+ побеждает своего конкурента Intel Pentium 4/2000 почти во всех областях. Сейчас остается лишь выжидать, пока кто-то из двух производителей не выпустит процессор на архитектуре следующего поколения.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Schneider Electric ведёт переговоры о покупке Bentley Systems 15 ч.
Новая статья: Atom Bomb Baby: рассказываем, почему Fallout — идеальная экранизация видеоигрового материала, и почему этот сериал не стоит пропускать 16 ч.
Bethesda готовит «несколько очень хороших обновлений» для Starfield, а Fallout 5 не в приоритете 17 ч.
Apple откроет сторонним приложениям доступ к NFC 17 ч.
В Dota 2 стартовало сюжетное событие «Павшая корона» с уникальными наградами, новыми «арканами» и комиксом 18 ч.
Связанные одной шиной: «Лаб СП» и «Фактор-ТС» представили отечественную интеграционную платформу Integration Gears 18 ч.
Paradox отказала Prison Architect 2 в досрочном освобождении — релиз отложили ещё на четыре месяца 20 ч.
Спустя 17 лет после релиза Team Fortress 2 получила поддержку 64 бит — выросла производительность и даже боты пропали 21 ч.
Netflix резко нарастила аудиторию и прибыль, запретив совместное использование аккаунтов 22 ч.
Российские студенты победили в чемпионате мира по программированию ICPC 22 ч.