Сегодня 29 июня 2016
18+
3DNewsГлавные новости
Главные новости

Российские физики превратили ПК в суперкомпьютер для решения уравнений квантовой механики

Специалисты Научно-исследовательского института ядерной физики при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ) сумели задействовать обычный персональный компьютер для решения сложнейших уравнений квантовой механики. Ранее для этого, как утверждается, использовались только мощные и дорогие суперкомпьютеры.

Уравнения, о которых идёт речь, были сформулированы ещё в 60-х годах прошлого века российским математиком Людвигом Фаддеевым. Они описывали процесс рассеяния нескольких квантовых частиц, то есть представляли собой некий квантовомеханический аналог ньютоновой теории трёх тел. В результате быстро возникла целая область квантовой механики под названием «физика малочастичных систем».

Эта область представляет огромный интерес для учёных, занимающихся квантовой механикой и теорией рассеяния. Проблема же заключается в решении уравнений. Дело в том, что из-за своей невероятной сложности для расчёта уравнения в случае полностью реалистических взаимодействий между частицами системы долгое время не поддавались исследователям — до тех пор, пока не появились суперкомпьютеры.

Теперь же благодаря российским физикам для решения задачи можно применять обычные настольные ПК. Секрет заключается в использовании одного из новых графических процессоров NVIDIA и специализированного программного обеспечения. Стоимость дополнительных комплектующих оценивается в 300–500 долларов США.

Главной проблемой при решении уравнений рассеяния для нескольких квантовых частиц было вычисление интегрального «ядра» — громадной двумерной таблицы, состоящей из десятков и сотен тысяч строк и столбцов, причём каждый элемент такой огромной матрицы был результатом очень сложных вычислений. Эта таблица представляет собой как бы экран с десятками миллиардов пикселей, и с помощью хорошего графического процессора её вполне можно построить. Воспользовавшись софтом, разработанным в NVIDIA, и написав собственные программы, учёные МГУ разбили вычисления на много тысяч потоков и смогли эффективно решить задачу.

Утверждается, что работу, на которую у суперкомпьютера уходит два-­три дня, новая система выполняет за 15 минут. При этом не требуется арендовать дорогостоящие вычислительные комплексы. 

«Эта работа, на наш взгляд, открывает совершенно новые пути в анализе ядерных и резонансных химических реакций. Она также может оказаться очень полезной для решения большого числа вычислительных задач в физике плазмы, электродинамике, геофизике, медицине и множестве других областей науки. Мы хотим организовать что-то наподобие учебных курсов, где исследователи самых разных научных направлений из периферийных университетов, не имеющие доступа к суперкомпьютерам, смогли бы научиться делать на своих "персоналках" то же самое, что делаем мы», — говорят российские исследователи.

Источник:

Новые слухи обещают Vega 10 в октябре, Vega 11 получит 6144 ядра

Как известно, графическая архитектура AMD Vega должна стать ответом на NVIDIA Pascal в верхнем ценовом сегменте точно так же, как чипы Polaris 10 и 11 станут конкурировать с решениями Pascal нижнего и среднего ценового сегментов. Разработка Vega идёт успешно, по поводу чего в Radeon Technologies Group был устроен даже небольшой праздник, о чём мы сообщали в одной из предыдущих новостных заметок. А новые, появившиеся совсем недавно в Сети слухи, относятся к категории благоприятных для поклонников графической продукции «красных». Хотя все энтузиасты с нетерпением ждут наступления 29 июня, мы считаем, что не стоит зацикливаться на Radeon RX 480, а следует уделить внимание и другим новостям, касающимся планов AMD на рынке дискретной графики, на котором пока лидирует команда «зелёных».

Во-первых, как сообщает ресурс Guru3D, графический процессор Vega 10 послужит заменой серии Radeon 390, и решения на его основе получат имена из разряда Radeon RX 490. Сам чип, как мы уже знаем, получит многослойную высокоскоростную память второго поколения (HBM2), но теперь становится известным и количество потоковых процессоров GCN 4.0 — их в новом графическом ядре AMD будет 4096, что внушает надежды на отличную производительность. Серия 390 (Hawaii/Grenada) нуждается в срочной замене и Radeon RX 480 не сможет решить эту задачу полностью, поэтому, предположительно, Vega 10 может увидеть свет уже в октябре этого года. Точных сроков глава RTG Раджа Кодури (Raja Koduri) не называл, он выразился лишь в том смысле, что «путь предстоит ещё долгий». Выражение звучит расплывчато и с равным успехом может означать как 2017 год, так и осенне‒зимний период текущего, 2016 года. Разумеется, чем раньше Vega 10 увидит свет, тем лучше как для самой AMD, так и для потенциальных покупателей.

Этот известный всем слайд можно трактовать по-разному, если речь идёт о Vega

Этот известный всем слайд можно трактовать по-разному, если речь идёт о Vega

Во-вторых, в наименованиях чипов серии на этот раз установился правильный порядок: решение с большим порядковым номером, а именно Vega 11, будет мощнее, нежели чип с меньшим номером в названии. В отличие от первых чипов AMD с архитектурой GCN 4.0, где Polaris 11 слабее Polaris 10, такой порядок наименования не будет вносить лишней путаницы и не смутит потенциальных покупателей. Поскольку чип Fiji тоже нуждается в замене, на смену ему придёт именно Vega 11, который, предположительно, будет располагать 6144 потоковыми процессорами GCN 4.0. Если Vega 10 должен будет стать прямым конкурентом NVIDIA GP104 (GeForce GTX 1080/1070), то Vega 11 целит куда выше — в соперники будущего GeForce GTX 1080 Ti или Titan на базе чипа GP100/GP102. Прочие характеристики семейства Vega пока остаются тайной, да и имеющиеся данные не имеют официального характера, так что их следует воспринимать с известной долей скептицизма. Мы постараемся держать читателей в курсе относительно данной темы и непременно опубликуем новые данные, как только они появятся.

Источник:

Microsoft Studios: Scorpio не даст более высокой частоты кадров

После краткого анонса консоли Xbox Scorpio, выходящей в конце следующего года, стало особенно интересно, как Microsoft собирается распорядится 5-кратно возросшей производительностью и как эта система будет согласовываться с текущим поколением Xbox. Уже звучала информация о 4K и стереоскопическом режиме, а вот теперь руководитель Microsoft Studios Шеннон Лофтис (Shannon Loftis) в интервью Game Informer сообщила неожиданное: для игр, исполняемых на Scorpio, не стоит ждать более высокой частоты кадров, так как этот показатель связан с игровой механикой.

В качестве примера он привёл кроссплатформенную игру Killer Instinct, в которой установлен предел в 60 кадров/с. На мощных компьютерах можно было бы снять ограничение, но это якобы нарушит равенство возможностей игроков. Конечно, этот пример не является общим случаем, и вполне можно было бы ожидать использования запаса мощности Scorpio, но Шеннон Лофтис считает, что разработчики вряд ли пожелают создавать две различные конфигурации.

Он подчеркнул, что не будет отдельных изданий для Xbox One и Scorpio — любая игра будет работать на обеих системах, предоставляя на новой консоли лишь преимущества вроде разрешения 4K. У журналистов Game Informer, задававших и конкретизирующие вопросы, сложилось впечатление, что Microsoft собирается запретить повышать частоту кадров, чтобы выпуск Scorpio не привёл к появлению новой игровой платформы. Если это соответствует действительности, то подход может быть справедлив и по отношению к любым сторонам графики, кроме разрешения и текстур.

Таким образом, выпуск Scorpio не имеет ничего общего с привычным выходом игровой системы нового поколения, а лишь призван наделить Xbox поддержкой более качественных экранов и VR-шлемов. В таком случае, прежде чем покупать Scorpio, желательно обзавестись 4K-телевизором, иначе преимуществ от новой консоли можно просто не почувствовать. Следовательно, помимо самой консоли игрокам придётся потратить около $1000 на соответствующий экран. Заинтересует ли это нынешних владельцев Xbox One?

Но принимая во внимание недавнее интервью с разработчиками Gear of Wars 4, готовыми предоставить игрокам на более мощных системах не только повышенное разрешение, но также текстуры и частоту кадров, не нужно делать окончательные выводы на основе сказанного Шеннон Лофтис — следует подождать официального мероприятия Microsoft, посвящённого проекту Scorpio.

Источник:

Греческий оверклокер побил мировой рекорд в SuperPi 32M

Известный мастер экстремального разгона Sofos1990 из Греции, побивший в июне сразу несколько рекордов в процессорных бенчмарках (PiFast, wPrime 1024M, GPUPi for CPU 1B), показал абсолютно лучший результат в одной из старейших дисциплин оверклокерского ресурса HWBot.org — SuperPi 32M. Подсчёт 32 млн знаков после запятой числа Пи занял у Sofos1990 (а точнее у его экспериментального стенда) 4 минуты 25 секунд и 578 миллисекунд.

Предыдущий рекорд, установленный лидером Элитной лиги под ником Dancop (Германия), держался со 2-го марта текущего года, но в итоге, как видим, не устоял. Примечательно, что греку удалось улучшить результат коллеги по цеху всего на 156 мс или примерно на 0,06 %.

Россиянин Smoke замыкает верхнюю пятёрку рейтинга SuperPi 32M

Россиянин Smoke замыкает верхнюю пятёрку рейтинга SuperPi 32M

Немаловажная составляющая экспериментов с использованием жидкого азота — тщательный подбор комплектующих с отсеиванием слабых звеньев. Так, Sofos1990 обзавёлся опытным образцом материнской платы Gigabyte GA-Z170X-SOC Force LN2 на чипсете Intel Z170 (UEFI X12 от 23.05.2016), отборным четырёхъядерным процессором Intel Core i7-6700K из числа розничных (или как минимум не инженерных) семплов и двухканальным комплектом оперативной памяти G.Skill DDR4-3600 (модель F4-3600C17-8GTZ, 16 Гбайт).

Gigabyte GA-Z170X-SOC Force LN2 (прототип), фото TweakTown.com

Gigabyte GA-Z170X-SOC Force LN2 (прототип), фото TweakTown.com

Частота CPU в ходе бенч-сессии повышалась с 4 до 6,83 ГГц (множитель — 64x, функция Hyper-Threading — деактивирована), а память DDR4 работала на частоте 2136 МГц (эффективная — 4272 МГц) с задержками 12-12-12-28 и Command Rate 1T. Для сохранения результата (то есть снимка экрана) Sofos1990 сразу после окончания прогона теста понизил опорную частоту примерно со 106,8 до 102 МГц, поэтому максимальные частоты процессора и оперативной памяти не отобразились в окнах утилиты CPU-Z.

Последние успехи вывели оверклокера Sofos1990 на пятое место в личном зачёте Элитной лиги HWBot. Лидирует по-прежнему Dancop, а Smoke замыкает лучшую десятку.

HWBot Elite League

Из недавних результатов мастеров разгона Team Russia (между прочим, команды №1 на HWBot.org), наверное, стоит упомянуть 21 737 очков в бенчмарке Catzilla 1440p от финского участника Coka. Он объединил в одной системе три видеокарты ASUS GeForce GTX 780 (с разгоном до 1264/1802(7208) МГц), шестиядерный процессор Intel Xeon X5650 (4,6 ГГц) и материнскую плату EVGA X58 SLI Classified (LGA1366). Стабильность работы компонентов обеспечивалась жидкостным охлаждением.

21 737 очков в бенчмарке Catzilla 1440p от Coka

Источник:

PowerColor обещает продолжить серию видеокарт Devil 13

Серия графических карт PowerColor под общим названием Devil 13 стоит особняком. Входят в неё, как известно, две модели, обе на базе графических процессоров Hawaii, причём вариант Radeon R9 295 X2 реализован инженерами PowerColor в полной двухпроцессорной конфигурации Hawaii XT, а новая версия Devil 13, использовавшая чипы Hawaii Pro, скорее должна называться Radeon R9 390 X2. Первая версия побывала в нашей тестовой лаборатории, поразила сотрудников своими габаритами и внешним видом, а также продемонстрировала высочайший уровень производительности в играх, не имеющих проблем с режимами Multi-GPU. Вторая версия закономерно оказалась несколько медленнее первой из-за меньшего числа активных потоковых процессоров.

Тот самый рекламный постер PowerColor

Тот самый рекламный постер PowerColor

Как оказалось, компания не собирается бросать этот бренд на произвол судьбы, хотя и не выпустила в своё время под ним свой вариант Radeon Pro Duo на базе чипов Fiji XT. В Сети появились рекламные заявления, гласящие «A New Devil is Born», что в переводе на русский звучит как «Рождение нового Дьявола». Главной отличительной чертой серии Devil 13 всегда была именно двухпроцессорность, а на носу начало массовых поставок первых графических чипов AMD с новой архитектурой Polaris 10. Достаточно сложить два и два, чтобы не осталось особых сомнений: PowerColor собирается использовать пару таких процессоров в своём новом двухпроцессорном монстре, благо опыт в такого рода проектах у компании внушительный, а новые чипы отличаются простотой и экономичностью; как минимум, они не потребуют разводки двух 512-битных шин памяти, что с учётом ограничения по габаритам платы является настоящим искусством.

Конструкция PowerColor Devil 13 Dual Core R9 290X была чудовищно сложной

Конструкция PowerColor Devil 13 Dual Core R9 290X была чудовищно сложной

Примерная производительность связки Radeon RX 480 CrossFireX уже известна, правда, пока лишь в синтетических тестах, вроде 3DMark FireStrike — в режиме Ultra она набирает порядка 4800 очков, что немного меньше показателей GeForce GTX 1080, лежащих в пределах 5000‒5100 очков. В первом случае речь идёт о частотах ядер 1288 МГц, да и первые драйверы с поддержкой Polaris 10 пока далеки от совершенства. Между тем надо признать, что создать двухпроцессорную карту на базе Polaris 10 инженерам PowerColor не составит особого труда: новые чипы используют 256-битный интерфейс памяти, что существенно упростит разводку печатной платы и оставит больше места для мощной подсистемы питания, гарантирующей хороший разгонный потенциал. В результате действительно может получиться настоящий Дьявол, способный поспорить на равных с GeForce GTX 1080 до появления AMD Vega 10! К сожалению, кроме рекламного постера, о новом проекте PowerColor пока ничего не известно, хотя итоговый результат и обещает быть гораздо более удобным вариантом, нежели пара дискретных Radeon RX 480. Все подробности станут известны 11 июля.

Источник:

Война браузеров: какой веб-обозреватель лучше экономит энергию?

Недавно Microsoft попыталась убедить всех в том, что её браузер Edge в операционной системе Windows 10 является самым эффективным в плане энергопотребления — в тестах компании он обогнал Chrome и Opera. И если пользователи Chrome и правда знают о том, что браузер Google очень сильно нагружает батарею, то вот Opera в прошлом месяце представила функцию энергосбережения в своём браузере, базирующемся на Chromium, поэтому ей есть что доказывать.

В тесте Microsoft, проводившемся на четырёх ноутбуках Surface Book, Chrome оказался на последнем месте, продержавшись 4 часа 19 минут. Firefox оказался на следующем месте с показателем в 5 часов и 9 минут. Браузер Opera, по версии Microsoft, является вторым в плане энергоэффективности  — он выдержал 6 часов 18 минут. Но Edge, конечно же, признали наименее «прожорливым», поскольку без зарядки ноутбук с этим браузером работал 7 часов и 22 минуты. Более того, редмондский гигант заявил, что её браузер является наиболее эффективным при открытии новых вкладок и сайтов, а также при пролистывании страниц.

«Как и многие другие инженерные группы, мы обожаем, когда кто-то затевает борьбу», — заявил директор по разработке программного обеспечения Opera Блажей Казмерчак (Błażej Kaźmierczak). «Если нас победят в таком тесте, то мы будем считать это багом». Microsoft не раскрыла подробности своих тестов, поэтому Opera провела свой собственный тест, с помощью автоматизации проимитировав посещения популярных сайтов. Компания утверждает, что последняя версия её браузера для разработчиков с блокировщиком рекламы и функцией энергосбережения позволяет ноутбуку работать на 22 % дольше браузера Edge и на 35 % дольше, чем Chrome.

Opera раскрыла подробности своего теста, призвав редмондскую корпорацию стараться больше. «Если Microsoft и правда хочет доказать, что её браузер работает лучше других (в любых отношениях), то компания должна быть прозрачна касательно своей методики, чтобы другие могли повторить её», — сказал Казмерчак.

Ещё в мае этого года в браузере Opera появился режим экономии заряда, который пользователи могли запускать при отсоединении ноутбука от сети питания с помощью специальной иконки батареи около адресной строки. Экономия осуществляется посредством оптимизации текущих процессов: уменьшения расхода батареи на фоновые вкладки, временного отключения ненужных плагинов, изменения настроек воспроизведения видео,  адаптации частоты обновления страниц и остановки анимации тем браузера. Также уже тогда компания начала тестировать новый способ управления памятью, позволяющий быстрее открывать активные вкладки.

Opera утверждала, что новая функция способна продлить время работы ноутбука на 50 % по сравнению с ранними версиями её собственного браузера, а также по сравнению с Chrome. Ниже на картинке показано, как выглядел сравнительный тест браузеров, продемонстрированный Opera в мае. Судя по нему, с тех пор Chrome также стал более энергоэффективным.

Пока две компании спорят по поводу своей правоты, насчёт одного они согласны — Chrome на ноутбуках лучше не использовать.

Источник:

BitTorrent представила открытую потоковую музыкальную и видеослужбу

BitTorrent появится на ТВ, смартфонах и планшетах, но не в привычном амплуа. Компания запускает приложение BitTorrent Now, которое напоминает причудливую смесь Netflix и Spotify, предлагая пользователям потоковые видео и музыку, но преимущественно от независимых и неизвестных широкому кругу исполнителей.

Это не новый способ получить доступ к огромным массивам пиратских материалов на торрент-ресурсах, а попытка компании использовать имя и технологию BitTorrent для предоставления небольшим исполнителям и создателям контента легального и удобного способа публикации своих произведений. Другими словами, все материалы на BitTorrent Now будут загружаться их создателями. Одни будут бесплатными, другие потребуют оплаты или будут включать рекламу.

В остальном BitTorrent Now напоминает любое другое привычное потоковое приложение: пользователь может осуществлять поиск того, что хочет послушать или посмотреть, а затем нажать на понравившийся результат для воспроизведения. Любопытно, что музыкой и видео служба не ограничена: компания заявляет о поддержке в будущем VR и других материалов, которые люди захотят публиковать.

BitTorrent уже несколько лет создаёт каталог материалов с помощью формата Bundle. Ей удалось привлечь и некоторых известных людей, включая Тома Йорка (Thom Yorke), Moby и Дэвида Кросса (David Cross) — всего платформу уже используют 30 тысяч человек для публикации своих работ. Впрочем, упомянутые творцы являются скорее исключением, так что при поиске известных имён вроде дистрибутора A24 пользователь найдёт скорее рекламные материалы, нежели полноценные фильмы или музыку.

По словам BitTorrent, платформа Bundle оказалась довольно успешной: на текущий момент количество загрузок превысило 200 млн. При этом самыми скачиваемыми проектами были, по словам компании, материалы от независимых коллективов, и теперь цель BitTorrent Now — дать творцам средство коммуникации с любителями фильмов и музыки по всему миру.

Цель-то интересная, но сможет ли BitTorrent Now стать важной силой в Сети? Музыканты обычно публикуются на SoundCloud или Bandcamp. Создатели видео — на YouTube, Vimeo или Facebook. Эти платформы имеют ограничения и контролируются соответствующими компаниями, но у них уже сформирована широкая аудитория. Преимуществом BitTorrent Now, по мнению разработчиков, станет отсутствие ограничений вроде обязательной публикации только видео или только музыки: создатели материалов смогут экспериментировать с цифровым искусством онлайн в целом.

Приложение BitTorrent Now уже доступно на Android, а вскоре появится iOS и Apple TV. В настоящее время используется стандартный режим работы потоковых служб: материалы передаются пользователям только с серверов компании. Но пиринговые компоненты разрабатываются и будут внедрены в будущем, когда платформа несколько окрепнет и начнёт превращаться в распределённую сеть.

Источник:

На Марсе обнаружен «непредвиденный» минерал

Специалисты, изучающие данные от марсохода Curiosity, сделали открытие, которое, вполне вероятно, в перспективе изменит представления об эволюции Красной планеты.

Напомним, что Curiosity прибыл на Марс в августе 2012 года. Ровер совершил посадку в районе кратера Гейл — и именно в этой области было сделано неожиданное открытие. Как сообщает Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (NASA), при изучении пород были обнаружены следы тридимита — минерала, который учёные никак не ожидали встретить на Красной планете.

Дело в том, что тридимит — это редкий минерал из класса кремнезёмов, который образуется при высокой температуре в магматических или метаморфических породах. Иными словами, речь идёт о так называемом «кремнезёмном вулканизме». На Земле в качестве примера, где могут происходить такие процессы, можно назвать Сент-Хеленс — активный стратовулкан, расположенный в округе Скамания штата Вашингтон (США).

В случае же Марса до сих пор предполагалось, что «кремнезёмный вулканизм» здесь либо вообще отсутствовал, либо проявлялся крайне незначительно. Но новое открытие позволяет предположить, что в прошлом на Красной планете существовали вулканы, которые могли периодически взрываться. Именно во время таких явлений и мог образоваться тридимит.

Так или иначе, но данные, переданные марсоходом Curiosity, заставляют по-новому взглянуть на геологическое прошлое Красной планеты. По всей видимости, вулканическая история Марса является гораздо более сложной, нежели предполагалось ранее.

Добавим, что главной задачей Curiosity является изучение марсианских пород с целью получения подробных сведений о геологии и климате Красной планеты. Кроме того, в ходе миссии исследователи надеются получить ответ на вопрос, существовали ли когда-либо на Красной планете условия, пригодные для жизни.

В конечном счёте, данные, собранные при помощи научных приборов Curiosity, помогут в осуществлении пилотируемого полёта на Марс и последующей колонизации планеты. 

Источник:

Hasselblad X1D: первая в мире компактная беззеркальная фотокамера среднего формата

Шведская компания Hasselblad представила фотоаппарат X1D: это, как утверждается, первая в мире компактная беззеркальная камера среднего формата.

По заявлениям разработчика, новинка весит в два раза меньше по сравнению с традиционными цифровыми среднеформатными устройствами — всего 725 граммов (без оптики, но с литий-ионным аккумулятором). Габариты составляют 150 × 98 × 71 мм.

В новинке применён КМОП-сенсор (43,8 × 32,9 мм) с 50 млн пикселей. Фотокамера позволяет делать снимки с максимальным разрешением 8272 × 6200 точек, а также записывать видео с разрешением 1920 × 1080 пикселей (25p). Для карт памяти предусмотрено два SD-слота.

Диапазон выдержек составляет от 1/2000 до 60 с, светочувствительность — ISO 100–25600. Фотоаппарат наделён фиксированным трёхдюймовым дисплеем (920 тыс. точек) с поддержкой сенсорного управления и электронным видоискателем XGA со 100-процентным покрытием кадра.

Новинка оборудована адаптером беспроводной связи Wi-Fi с поддержкой стандартов IEEE 802.11a/b/g/n/ac и приёмником спутниковой навигационной системы GPS. Предусмотрены симметричный порт USB 3.0 Type-C и интерфейс HDMI. Питание обеспечивает аккумуляторная батарея ёмкостью 3200 мА·ч.

Для фотоаппарата будут предлагаться объективы новой серии XCD. Поначалу в неё войдут две модели — 45mm F3.5 и 90mm F3.2. В дальнейшем ассортимент оптики расширится.

В продажу камера Hasselblad X1D поступит по ориентировочной цене в 9000 долларов США без оптики. Комплект с двумя упомянутыми объективами обойдётся в 14 000 долларов. 

Источник:

Цены на SSD могут вырасти: землетрясение остановило завод Samsung

За последнюю неделю в Юго-Восточной Азии произошло несколько землетрясений. Поскольку в этом регионе сосредоточено большинство высокотехнологических производств, природные катаклизмы способны значительно повлиять на рынок электронных комплектующих и устройств. Тем самым природа невольно выступает регулятором рынка, что звучит странно, но факт остаётся фактом. Достаточно, например, вспомнить о чехарде с ценами на жёсткие диски после наводнения в Таиланде. Новый катаклизм — серия сильных толчков в Китае — привёл к остановке завода компании Samsung по выпуску флеш-памяти 3D V-NAND.

В понедельник, 18 июня, компания Samsung сообщила, что из-за внезапного перерыва в подаче питания на полупроводниковый завод вблизи города Сиань (Xian) производство было остановлено. Поскольку процесс обработки кремниевых пластин занимает довольно много времени, то любая даже кратковременная остановка отправляет в брак огромное количество продукции. Так, представители компании говорят о потере порядка 10 тыс. кремниевых 300-мм пластин с чипами.

Для компании Samsung это относительно небольшая потеря. Завод в Сиане ежемесячно выпускает не менее 100 тыс. пластин. Убытки от брака и простоя составят не более 20 млрд вон (примерно $17 млн). И всё же, как считают аналитики, последствия землетрясения будут иметь заметное воздействие на рынок флеш-памяти. Это, кстати, уже сказалось на курсах акций компаний Samsung Electronics и SK Hynix. После известия об остановке завода в Сиане акции Samsung поднялись на 0,35 %, а акции SK Hynix — увеличили стоимость на 3,62 %.

Приостановка поставок флеш-памяти, даже в сравнительно небольших количествах, приведёт к росту контрактных цен на чипы. Ажиотаж, помноженный на панику, взвинтит цены. Компания Samsung быстро восстановит производство, но цены так быстро не упадут. К тому же контракты на поставку подписываются на длительный промежуток времени, и даже возврат цен к прежнему уровню не всегда даёт возможность изменить условия контракта, заключённого в обстоятельствах форсмажора.

Ещё один пример — возгорание в сентябре 2013 года китайского завода компании SK Hynix по выпуску памяти DRAM. К зиме цены на память выросли очень существенно. Похожую ситуации аналитики прогнозируют сегодня в связи с кратковременной остановкой завода Samsung. Во второй половине текущего года наблюдатели ожидают роста цена на NAND-флеш. Обе компании, что подтверждает рост курса акций, в среднесрочной перспективе от этого только выиграют.

Источники: