Сегодня 28 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

27 лет истории. Музей видеокарт в Харькове

⇣ Содержание

Однажды в моем домашнем ПК прописалась игра Quake II. На дворе был 1999 год, и это был мой первый компьютер, приобретённый студентом за скромную сумму. Основной упор был сделан на процессор — AMD K6-2 400 МГц. А вот дискретная графика в бюджет уже не вписывалась — всё, на что можно было рассчитывать, так это на интегрированное графическое ядро SiS 5595. Поэтому и приходилось проходить легендарный шутер в режиме программной обработки со всеми этими квадратиками и низкой детализацией.

 Quake II

Спустя полгода удалось нарастить объем ОЗУ (с 32 до 64 Мбайт) и… купить на радио-рынке ускоритель графики 3dfx Voodoo Graphics с локальной памятью в 4 Мбайт и причудливым способом установки в ПК.

 3dfx Voodoo Graphics

Соединив специальным кабелем встроенную графику SiS 5595 с ускорителем Voodoo Graphics и подключив монитор к последнему, я смог запустить Quake II в режиме Glide. Сложно передать словами тот восторг, который я испытал от увиденного на экране 14-дюймового монитора. Куда-то исчезли выпадающие из монстров квадратики, изображающие кровь. Почему-то преобразились цвета в игре, а картинка стала сочнее. И словно сама игра стала иной. Только тогда я понял, что такое аппаратное ускорение графики в играх, а до этого это были лишь слова, не подкреплённые практикой. Но что-то было все равно не так. В особо сложных сценах с большим количеством монстров и всевозможных эффектов картинка начинала плыть, словно игрок попадал в желе. Сейчас это называется «низкое количество кадров в секунду». А тогда это вызывало беспокойство: вроде же есть ускоритель, а играть комфортно не всегда получается. Информация для решения этой проблемы собиралась по крупицам, иногда заводя меня совершенно не в ту степь. Посещение интернет-клубов с 3,5-дюймовой дискеткой позволило понять, что дело кроется в интегрированной графике SiS 5595, которая забирала часть ресурсов компьютера под свои нужны и не позволяла в полной мере раскрыть потенциал Voodoo Graphics. Оказать достойную поддержку первому ускорителю от 3dfx могла только дискретная видеокарта. Пришло время снова ехать на радиорынок, где я столкнулся с новой проблемой: а есть ли на моей материнской плате разъем AGP? Оказалось, что нет. В итоге был приобретён графический адаптер S3 ViRGE DX (у кого его в то время не было?) с объемом локальной памяти в 2 Мбайт.

 S3 ViRGE DX
 S3 ViRGE DX

Пришло время поддаться общему заблуждению того времени: если добавить еще памяти в свободные разъемы на PCB видеокарты, то производительность в играх возрастет. Став обладателем этих четырёх микросхем памяти, я сразу же разрушил этот миф.

 S3 ViRGE DX RAM
 S3 ViRGE DX RAM PCB

Но это меня нисколько не смутило, ведь я получил целых 4 Мбайт памяти.

 S3-ViRGE-DX-RAM-HWINFO

Шло время. Одна модернизация сменялась другой. Платформа Socket 7 уступила место платформе Socket А, а вместе с ней в моем ПК появилась поддержка шины AGP. Первой AGP-видеокартой стала Riva TNT2 PRO на базе чипа NV5 и с невероятным объёмом памяти — 32 Мбайт стандарта SDRAM. Сколько же удовольствия она принесла в игре Need for Speed: Porsche Unleashed!

 Riva TNT2 PRO

Появление видеокарты ASUS Riva TNT2 Ultra заставило разобраться в том, чем же отличается Ultra-версия от PRO.

Riva TNT2 Ultra

Количество функциональных блоков одинаково, а вот рабочие частоты ядра и памяти разные. Более того, на Riva TNT2 Ultra устанавливалась еще и более шустрая память с меньшим временем выборки, что благоприятствовало отменному разгонному потенциалу. Память спокойно разгонялась свыше 200 МГц.

 Riva TNT2 Ultra GPU-Z

Долгое время Riva TNT2 Ultra не сдавала своих позиций и лишь в 2002 году уступила место видеокарте Radeon 9000 PRO…

 Radeon 9000 Pro

…которая в свою очередь отправилась на полку при переходе на хит 2004 года — Radeon 9550.

 Radeon 9550

И лишь в мечтах мне виделись флагманы от ATI.

 Radeon 9700 PRO
 Radeon 9800

Даже сейчас интересно взять пару журналов тех лет и вспомнить былое, что уж говорить про более ранние периоды формирования ускорителей 3D-графики.

 Журналы о видеокартах
 Журналы о видеокартах

Все свои видеокарты я старался сохранять, нести их через время и смену поколений графических адаптеров. Ближе к 2010 году у меня накопилось около 30 видеокарт, часть из которых долгое время служила в ПК, а часть просто стала плодом неудачных экспериментов с аппаратными модификациями в рамках увлечения оверклокингом.

 Первая экспозиция

Такое количество графических адаптеров натолкнуло на мысль о создании музея видеокарт — и первым шагом в этом направлении стало создание подставок под экспонаты.

 Музей видеокарт  — подставка

Каждый адаптер получил информационную табличку, которая несет следующую информацию:

  • Название графического адаптера;
  • Производитель и модель;
  • Год выпуска;
  • Ориентировочная цена на момент появления на рынке;
  • Рейтинг видеокарты в музее;
  • Примерная производительность в играх — ровесницах видеокарты;
  • Ник или фамилия человека, который предоставил видеокарту музею.
 Табличка к вмдеокартам

Максимальный рейтинг — пять звездочек. Рейтинг зависит от возраста видеокарты, от наличия уникальной системы охлаждения или неких особенностей PCB. Кроме того, графическому адаптеру достаточно быть просто редким экземпляром, за которым гоняются коллекционеры видеокарт.

И как только видеокарты обзавелись подставками с соответствующими подписями, то люди, посещавшие эту небольшую экспозицию, стали нести свои старые графические адаптеры, коих оказалось очень много.

 Новые экспонаты

Стоит сказать, что все увеличившаяся выставка видеокарт на тот момент не предполагала открытого доступа для всех желающих, ввиду расположения в помещении, не предусмотренном для такой инициативы.

 Первая оформленная выставка

В это же время на популярном форуме города была создана тема «Музей видеокарт в Харькове», которая стала замечательным инструментом для пополнения музея новыми экспонатами.

 Харьковчане пополняют музей

Переломным моментом в истории музея видеокарт стало расширение магазина PCshop Group на Пушкинской в начале 2011 года. За счет новых площадей удалось отвоевать целое окно и соорудить в нем стеклянные полочки.

 Начало музея

Разве может быть музей видеокарт без привязки к играм? Конечно, нет. Ведь можно до бесконечности вспоминать, в каких играх проводил десятки часов. Для оформления экспозиции использовались скриншоты из игр.

 Скриншоты из игр

В итоге можно было рассматривать видеокарты в музее и сразу привязывать их к играм тех лет.

 Скриншоты из игр
 Скриншоты из игр
 Скриншоты из игр

Потенциал «окна» составлял примерно 70-80 видеокарт в зависимости от плотности их размещения на полках. Так что можно было смело открывать музей, поскольку в коллекции имелось уже порядка 60 графических адаптеров. Музей видеокарт был открыт 9 марта 2011 года.

 Музей открыт

Теперь можно было фотографироваться на фоне музея всем, кто пополнил его новеньким экспонатом.

 Фотографирование в музее видеокарт
 Фотографирование в музее видеокарт
 Фотографирование в музее видеокарт

Чуть ли не каждый день меня вызывали в музей со словами: «Саша, там видеокарты принесли». Такие темпы требовали немедленного решения «жилищной проблемы». В конце апреля 2011-го возводятся еще три Г-образные полочки, способные принять порядка 90 «жителей».

 Еще больше места
 Еще больше места
 Музей посетители

Ну а буквально на днях появилась четвертая полка, соединяющая две экспозиции.

 Новые полки

#Музей видеокарт. Наши дни

Самая древняя видеокарта в музее была выпущена в 1985 году.

 Музей видеокарт
 Музей видеокарт
 Музей видеокарт

На данный момент в музее 267 экспонатов.

 Музей видеокарт
 Музей видеокарт
 Музей видеокарт

Здесь представлены видеокарты на базе чипов от 25 разработчиков, от 3dfx и до Western Digital.

 Музей видеокарт
 Музей видеокарт
 Музей видеокарт

На полках музея можно найти видеокарты от 80 производителей.

 Музей видеокарт
 Музей видеокарт
 Музей видеокарт

#Наиболее интересные экспонаты музея

В этом разделе пойдет речь о тех видеокартах, которые чем-то выделяются среди остальных. Причем какого-либо «выполнения на разряд» нет. Это может быть графический адаптер от разработчика, который уже давно перестал существовать, но в свое время показал очень интересный продукт. Под определение «интересный экспонат» попадет и самый старый графический адаптер, и более или менее актуальный, но с интересной системой охлаждения. Интересной может стать и просто видеокарта, о которой когда-то мечтал ваш покорный слуга, но в силу определенных обстоятельств так и не стал ее владельцем в нужное время. Впрочем, у каждого читателя наверняка найдется список вот таких «интересных экспонатов», поскольку у всех своя VGA-история.

Citygate D10

Citygate D10

Тогда мне было всего пять лет, и я знать не знал, что такое видеокарта. В далеком 1985 году компания Citygate выпустила графический адаптер на базе чипа D10 под 8-разрядную шину ISA. Объем локальной памяти 64 Кбайт. Таким образом, данный экспонат удерживает два рекорда в музее: «Самый древний видеоадаптер» и «Самый маленький объем памяти». Пока удерживает. Потому как еще есть куда расти. Например, у одного из коллекционеров с ресурса Vgamuseum имеется видеокарта Motorola MC6845P с 16 Кбайт памяти и производства 1981 года.

Western Digital

Сейчас это, конечно, удивительно, но в конце 80-х компания Western Digital тоже выпускала графические адаптеры. В 1986 году ею был приобретен разработчик Paradise Systems, на базе чипов которого производились видеокарты WD. В дальнейшем Paradise Systems была продана компании Philips, на чем ее история и закончилась.

 Paradise PVGA1A
Paradise PEGA2A

Обратите внимание, каким образом размещается графический чип PEGA2A на видеокарте WD Paradise PEGA2A. Подобным образом на видеокартах прошлого столетия набиралась локальная память. Как, например, на следующем интересном экспонате.

Tseng Labs ET6100

 Tseng Labs ET6100

Об этой диковинке мы писали ранее. Уникальность видеокарты заключается в объеме локальной памяти — 4,5 Мбайт. На печатной плате ET6100 размещено четыре модуля памяти MDRAM по 1,125 Мбайт. Если же вытащить два модуля памяти, то и в таком случае карта оказывается работоспособной.

 Tseng Labs ET6100

Еще одно немаловажное преимущество модели Tseng Labs ET6100 заключается в наличии 128-разрядной шины памяти. Тогда на дворе был 1996 год, и сразу так и не вспомнишь, какой еще из разработчиков графических адаптеров мог похвастать подобным.

Rendition V2200

 Музей видеокарт

В свое время основным конкурентом у 3dfx была компания Rendition, которая разработала чипсеты Verite V1000, V2200 на основе RISC-архитектуры. А Джон Кармак (John Carmack) крайне положительно отзывался о потенциале архитектуры чипов Verite. На фотографии приведена видеокарта Rendition V2200 от QDI Legend. Примечательной особенностью ядра V2200 является крайне низкая зависимость от вычислительных резервов центрального процессора. Другими словами, понятия «процессорозависимость» для Rendition V2200 не существовало.

Trident

 Музей видеокарт

До конца 90-х годов прошлого столетия графические адаптеры от Trident могли уступать в популярности лишь вездесущим S3. Одной из самых известных видеокарт от этого производителя в 1994 году стала модель Trident TGUI9440, которая отличалась завидной скоростью в 2D, чем и открыла себе дорогу в ПК многих пользователей.

 Музей видеокарт
 Музей видеокарт

Адаптеры Trident TGUI 9680 и ProVidia9685 получили возможность ускорять видео, а последняя получила еще и видеовыход.

 Музей видеокарт

Первым же ускорителем 3D-графики от Trident стал графический адаптер 3DImage9850 с поддержкой шины AGP и локальной памятью в 4 Мбайт. Именно этой видеокарте пришлось сражаться за место под солнцем с такими ускорителями, как Riva TNT и 3dfx Voodoo2.

S3 Graphics

Как же можно пропустить этого популярного разработчика! Если собирался бюджетный ПК во второй половине 90-х, то в каждом втором была видеокарта от S3. Особых звезд с неба в плане производительности все эти чипы семейств Trio и ViRGE не хватали, но они были доступными по цене. К слову, первые адаптеры от S3 не имели собственного имени типа ViRGE или Savage, да и логотип компании был совершенно другой.

Старый логотип  S3

Картинка с ресурса www.vgamuseum.info

Наиболее интересными видеокартами S3 в музее являются модели S3 Vision 868 (1994 год) и Best MTV S3 ViRGE (1996 год).

S3 Vision 868
Best MTV S3 ViRGE

Адаптер S3 Vision 868 интересен тем, что является наиболее «седым» из всех S3 в коллекции. А уникальность второго заключается в наличии ТВ-тюнера и компании производителе — Best MTV.

 Музей видеокарт

А вот обойти вниманием модель S3 Trio64V+ просто нельзя. В ней нет ничего особенного. Но эта видеокарта в свое время была столь же популярна, сколь и серия ViRGE. Причем именно Trio64V+, а не модели Trio64 или Trio64V2. Графический адаптер S3 Trio64V+ вышел в 1995 году, и долгое время находился в продаже. Даже сейчас в некоторых ПК можно найти этих трудяг.

ATI

В музее 65 видеокарт относятся к бренду ATI, причем 14 из них не имеют в названии обозначения Radeon. Собственно, именно это меньшинство наиболее интересно. А начать стоит, несомненно, с представителя семейства ATI Mach — Mach 64VT.

 Mach 64VT

В 1991 году на рынок выходит адаптер Mach 8, а в следующем появляется более производительный Mach 32 с 32-разрядным графическим чипом. И только в 1994 году выходит серия Mach 64 с поддержкой до 8 Мбайт памяти и более скоростных модулей RAM. Более зрелая видеокарта Mach 64VT выходит лишь в 1996 году. Компания ATI в дальнейшем выпустила еще две модели — Mach 64VT2 и Mach 64VT4.

ATI Rage Mobility-P

По какой-то причине в 1998 году инженеры ATI решили использовать мобильный чип Rage Mobility-P для создания настольного графического адаптера. В основе этого решения лежит полноценное ядро RAGE 128, поддерживается шина AGP 1X и 8 Мбайт памяти. Кстати, некоторые настольные модели ATI Rage Mobility-P получили развернутый на 45 градусов чип RAGE 128.

Относительно недавнее приобретение — Rage Fury MAXX. Эта видеокарта входит в минимальный набор любого коллекционера видеокарт.

 Rage Fury MAXX

Поскольку противостоять мощным видеокартам GeForce 256 решения на базе чипа RAGE 128 PRO уже не могли, то в конце 1999 года появляется Rage Fury MAXX на базе двух RAGE 128 PRO и общим объемом памяти в 64 Мбайт. Чуда не произошло. В той же игре Quake3 Arena видеокарта Rage Fury MAXX умудряется проигрывать не только GeForce 256 с памятью DDR, но и более медленной GeForce 256 SDR.

NVIDIA

К сожалению его пока нет. Возможно, некоторые читатели догадались, о каком чипе идет речь. Да, это STG-2000, более известный как NVIDIA NV1 (1995 год). Первый графический адаптер от «зеленого» гиганта. Однако есть Riva 128 (1997 год) и Riva 128ZX на базе NV3. Помните такие? А до начала эры GeForce оставалось еще два года.

Riva 128 (1997 год) и Riva 128ZX

В основе этих ускорителей графики лежит ядро NV3 с поддержкой DirectX 5.0 и работающее на частоте 100 МГц. Основное отличие версии с окончанием «ZX» заключается в удвоенном объеме локальной памяти — с 4 до 8 Мбайт.

 ASU GeForce4 Ti4600

При определенном везении видеокарта GeForce4 Ti4200 разгонялась до уровня GeForce4 Ti4600, но при этом она так и оставалась младшей в серии GeForce 4. А вот владельцы GeForce4 Ti4600 определённо получали не только самый мощный графический адаптер в серии, но еще и удовольствие от владения таким устройством.

 GeForce PCX 5900

В серии GeForce FX было только три видеокарты под шину PCIe x16, и две из них, за исключением флагмана, есть в музее. Для работы с PCI-Express на видеокартах GeForce PCX FX предусмотрен специальный чип HSI, поскольку нативной поддержки PCIe у NV35 все еще не было. На фотографии — достаточно редкая видеокарта GeForce PCX 5900.

Leadtek GeForce 6800

Эти же представители семейства GeForce 6800 Leadtek GeForce 6800 Ultra и Sparkle GeForce 6800 AGP 8X — просто оснащены уникальными системами охлаждения, что и позволяет мне отнести их к интересным экспонатам. Посетители музея чаще всего задерживаются напротив первой. Ее массивная система охлаждения никого не оставляет равнодушным.

Рассказывать о видеокартах из музея можно еще очень долго. Ведь есть еще масса интересных экспонатов от Trident, гиганты от Cirrus Logic, легендарные решения от 3dfx, дискретные графические адаптеры от Intel (Intel 740), профессиональные ускорители графики от 3Dlabs и в чем-то однообразные, но от этого не менее интересные Matrox. А сколько малоизвестных видеокарт на графических чипах от OAK Technology, Realtek Semiconductor, Avance Logic, Macronix International! Приходите-ка лучше в музей и окунитесь в то время. Время, когда происходило становление графических адаптеров. Когда вручную можно было нарастить объём памяти у видеокарты. Когда происходил переход с шины ISA на PCI и с PCI на AGP. Когда у многих понятие «ускоритель 3D-графики» вызывало в сознании совершенно невероятные образы.

Планы на будущее

Надеюсь, музей продолжит пополняться новыми видеокартами. Но есть и много других идей. В ближайшее время музей обзаведётся информационными табличками с указанием производителей видеокарт, ведь даже мне уже порой сложно найти на полках нужный экспонат. Например, «Видеокарты Matrox» или «Видеокарты Cirrus Logic». В случае с большими коллекциями — «NVIDIA 1997-1999», «NVIDIA 1999-2002» и так до наших дней. Вероятно, каким-то образом будут отмечены и самые старые видеокарты. Потому как недавно пришлось стать свидетелем разговора двух посетителей музея о том, что один из них нашел самый древний экспонат датированный 1989 годом. А ведь на соседней полке стоял небольшой адаптер родом из 1985 года.

По возможности хочется собрать первые видеокарты от наиболее известных разработчиков. Например, S3 911 от S3 Graphics или NV1 от NVIDIA. Кроме этого, очень хочется увидеть на полках музея графические адаптеры от Number Nine, на PCB которых можно найти короткие фразы из песен Beatles.

Планируется и появление музея в социальных сетях как инструмент для пополнения новыми экспонатами. Сюда же можно отнести создание виртуального музея видеокарт.

В планах значится и выпуск фирменных футболок музея видеокарт. Предполагается дарить их за наиболее ценные экспонаты, предоставленные музею.

Выпуск фирменных футболок музея видеокарт.

Полный список видеокарт, представленных в нашем музее.

Благодарности

  • В первую очередь хочу поблагодарить руководство компании PCshop Group, которое поверило в идею создания музея видеокарт и оказало должную поддержку;
  • Выражаю благодарность участникам площадки «Харьков Форум» и форума сайта 3DNews.ru за наполнение музея и приятное общение;
  • Хочу поблагодарить всех людей, кто, попав в музей или узнав о нем каким-либо образом, в следующий раз приходил не с пустыми руками, а с новыми и интересными экспонатами;
  • Огромное спасибо редакции сайта 3DNews.ru за возможность поведать о своем увлечении еще большему количеству людей.

Небольшой видеоролик из музея видеокарт.

Адрес и график работы музея видеокарт:

Город Харьков, ул. Пушкинская 32, корпус 3, магазин «PCshop Group на Пушкинской». Работает с понедельника по пятницу с 10:00 до 19:00, в субботу с 10:00 до 18:00 и в воскресенье с 11:00 до 17:00. Разумеется, вход бесплатный.

Электронный почтовый ящик музея — museum@pcshop.ua. Найдете что-то в закромах — пишите. Доставка в разумных пределах за счет музея.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 3 ч.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 3 ч.
Diablo IV добавили в Game Pass, но для игры на ПК всё равно нужен Battle.net 3 ч.
Canonical увеличила срок поддержки LTS-релизов Ubuntu до 12 лет 4 ч.
Claude 3 Opus сбросила GPT-4 с первого места в рейтинге языковых моделей 4 ч.
Intel Gaudi2 остаётся единственным конкурентом NVIDIA H100 в бенчмарке MLPerf Inference 4 ч.
Яндекс представил третье поколение нейросетей YandexGPT 4 ч.
«Мы нанимаем сценаристов, а не заставляем ChatGPT писать диалоги за них»: глава Larian высказался о потенциале ИИ в разработке игр 5 ч.
Аппаратные требования больших языковых моделей ИИ сокращаются вдвое каждые восемь месяцев 6 ч.
Sega подтвердила массовые увольнения и продажу Relic Entertainment — разработчики Company of Heroes и Warhammer 40,000: Dawn of War вновь станут независимыми 6 ч.